Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)


68

 

 

СовременнАЯ гуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Направление подготовки / специальность                                          ДОПУСК К ЗАЩИТЕ:

           психология                                                                                          Приказ СГА № _______

                                                                                                               от «____»______200__г.

 

 

 

 

Бакалаврская работа

 

 

Тема: Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном)

 

Студент: Князева Любовь Александровна / ______________ /

Ф. И. О.

 

№ контракта  14300030703136, группа П-309-У,

 

 

 

 

 

Руководитель: Перевалова Ольга Владимировна  / ______________ /

Ф. И. О.                                            подпись

 

 

Дата представления работы « 30 » декабря 2006 г.

 

 

 

 

г. Ачинск, 2006 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9

               1.1. Социально-психологические теории делинквентного

               поведения ………….........................................................................................9

1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12

1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного                                поведения …………………………………………………………………..15     

2.Общая характеристика методов социально-психологической                                        помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28 

          2.1.Организация деятельности  по оказанию социально-     психологической  помощи лицам,  освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28

2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением  (освобожденных из мест лишения  свободы) ……………………………32

2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным   поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37

3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного

поведения …………………………………………………………………..........52

         3.1. Структура  опытно-экспериментального исследования ……….….52  

         3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59 

         3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы

          и         рекомендации ……………………………………………………...65

Заключение ………………………………………………………………………70

Библиографический список ………………………………………….................73

Список сокращений ……………………………………………………………. 79 

Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80

Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82

Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84

                      Социальные данные экспериментальной группы ……………...85

Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86

                      Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87

Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88

Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91

                      Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92

Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93

Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.

                    Контрольная группа ……………………………………………….94

                        Экспериментальная группа ……………………………………….95

Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.

                         Контрольная группа ………………………………………………96

                         Экспериментальная группа ……………………………………....97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Делинквент (от лат.delinquens-правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия32, с.78 . 

Группа риска для формирования делинквентного поведения включает: подростков, входящих в антисоциальные группировки, лиц без определенного места жительства, наркоманов и алкоголиков. Также сюда можно отнести и лиц, чье делинквентное поведение и антисоциальная направленность скрыты и проявляются только после совершения преступления.

Наиболее ярко делинквентное поведение выражено у лиц, освобожденных из мест лишения свободы, поскольку ими усваиваются и принимаются нормы субкультуры криминальной среды, возникает устойчивое стремление придерживаться её и после освобождения из мест лишения свободы, что приводит к неоднократным рецидивам криминального поведения. По данным газеты «Красноярские новости», за 6 месяцев 2006 года из исправительных учреждений Красноярского края освободились 4274 человека, из них по условно- досрочному освобождению (УДО)   – 3797 человек. За 5 месяцев 2006 года рецидив составил 33,1 % (случаи рецидива среди «освободившихся» по УДО – 10,5%) [25, с.4].

Около 35% лиц, освобожденных из мест лишения свободы, нуждаются в специальной психологической или психиатрической помощи, даже тем остальным, кто входит в 65%, понадобилось, как показали специальные исследования, 5-7 лет, чтобы  их психика восстановилась 68. У лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы)  наблюдается выраженное чувство беспокойства, повышенной тревожности, состояние стресса и эмоционального напряжения.

Для выявления и разработки наиболее эффективных методов социально-психологической помощи таким людям, необходимо рассмотреть основные проблемы, возникающие у них после освобождения из мест лишения свободы.

1. Освобождение влечет за собой существенное расширение  социальных ролей и функций, например, роль главы семьи со всеми обязанностями и заботами, общественные функции в трудовом коллективе после устройства на работу и т.д.

2. Трудности социальной адаптации освобождённых объясняются также некоторыми особенностями их психических состояний, которые особенно влияют на поведение этих лиц после выхода на свободу.

3. Значительно и резко расширяются рамки общения.  Восстановление нормальных коммуникативных связей является еще одним важным процессом адаптации бывших осужденных.

4. Профессиональная адаптация состоит из множества компонентов: поиск работы, выбор профессии, проблема производственной адаптации, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.

5. Восстановление нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха социальной адаптации.

Перечисленные факторы и противоречия в комплексе существенно актуализировали потребности в разработке результативных методов оказания социально-психологической помощи лицам с отклоняющимся (делинквентным) поведением, освобожденным из мест лишения свободы.             

Изучением данной проблемы начали заниматься сравнительно недавно.    В отечественной психологии внимания заслуживают труды Ю.М. Антоняна, Н.А. Беляева, В.И. Гуськова, А.Ф. Зелинского, И.И. Корпеца, В.Е. Квашиса, И.В. Шмарова, А.М. Яковлева. Изучением соотношения биологических и социальных детерминант делинквентного поведения, занимались А.Р.Ратинов, А.В.Дулов, Ф.В.Глазырин, Д.П.Котов, В.Л.Васильев, В.П.Пирожков, М.М.Коченов, В.Е.Коновалова. В.Н.Кудрявцев изучал мотивы-регуляторы противоправных действий. Г.А.Аванесов особо выделял биологические предпосылки, а А.А.Вдовиченко  неправильное воспитание, как факторы  развития делинквентного поведения. Специалистами - психологами в структуре ГУИН В.Г.Деевым, О.Г. Ушатиковым, О.Г.Ковалевым, Н.В. Дель ведется методическая разработка настоящей проблемы. Большой вклад внесли в изучение делинквентного поведения зарубежные психологи: Г.Кэплан, Р.Джонсон, К.Бэйли, считавшие важнейшим фактором развития делинквентного поведения девиантных сверстников; Д.Матса, Т.Сайкса, У.Томаса, С.Беккера, Р.Клоуарда, Л.Оулин, которые создали различные теории преступности. Несмотря на множество подходов авторов в изучении делинквентного поведения, многие из них считают индивидуальные особенности личности, которые вступают во взаимодействие с определенной социальной средой, ключевыми факторами в формировании делинквентного поведения.

Настоящая тема активно разрабатывается в зарубежной и отечественной науке, однако нет единства подходов в решении проблемы  поиска эффективных методов помощи лицам с делинквентным поведением. Психологу, работающему в специализированном учреждении для лиц освобожденных из мест лишения свободы,  на практике приходится решать непростые задачи оказания социально-психологической помощи людям, испытывающим трудности в адаптации, склонным к делинквентному поведению,  поэтому тема настоящего исследования является актуальной и практически значимой.

Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении  будут рассмотрены в процессе социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В литературе эта тема разработана недостаточно и представлена отдельными публикациями в периодических медицинских изданиях и специальных методических разработках для психологов  ГУИН, что говорит об её актуальности.

Объект исследования: система методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением.

Предмет исследования: особенности применения методов  социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы).

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Задачи: 

1)         провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;

2)         рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;

3)         охарактеризовать  социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;

4)         провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);

5)         выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;

6)         разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Гипотеза: для оказания помощи лицам с делинквентным поведением  (освободившимся из мест лишения свободы) наиболее эффективны методы психокоррекции, подобранные с учетом индивидуальных особенностей.

Методы исследования:

1.          Анализ психолого-педагогической литературы.

2.          Специальные психодиагностические методики:

            «Восьмицветовый тест М. Люшера» в модификации Л.Н.Собчик.

            Методика ММРI. 

            Тест Леонгарда - Шмишека.

3.          Методы  количественной и качественной обработки и интерпретации данных.

4.          Методы психокоррекции:

      Индивидуальные консультации.

      Групповые тренинги.

Экспериментальная база:

Исследование проводилось с 13.04.06 по 13.11.06г. в Ачинском филиале «Красноярского краевого центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы».

Новизна исследования: экспериментальная база - Центр социальной адаптации - единственная специализированная государственная  структура в Красноярском крае, имеющая три филиала в г.Ачинске, г.Канске и г.Минусинске. Данное исследование уникально тем, что подобные исследования не проводились в данном Центре, а возможно и в отечественной практике. Исходя из анализа литературы по данной теме аналогов не обнаружено.

Теоретическая значимость исследования определяется изучением факторов влияющих на адаптацию и дезадаптацию лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы).

Практическая значимость исследования определяется тем, что были подобраны и опробовались конкретные методы психологической адаптации для лиц данной категории, которые дали хороший положительный результат. Возможно использование полученных результатов в подготовке студентов, психологов, социальных работников, а также в профессиональном обучении специалистов данного центра, его филиалов и аналогов общественных и государственных структур.

1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения

 

1.1. Социально-психологические теории делинквентного поведения

 

В основу классификации видов и форм отклоняющегося (девиантного) поведения могут быть положены различные основания. В зависимости от субъекта (то есть, того,  кто нарушает норму) девиантное поведение может быть индивидуальным или групповым. С точки зрения объекта (то есть того, какая норма нарушена), девиантное поведение подразделяется на следующие категории:

1) это аномальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;

2) это асоциальное или антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном поведении.

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном