Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 13:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности социально-психологической адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи:
1) провести анализ научной и учебно-методической литературы по избранной теме исследования;
2) рассмотреть теоретические подходы к проблеме делинквентного поведения, выявить его причины и факторы;
3) охарактеризовать социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся (делинквентном) поведении;
4) провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы);
5) выявить особенности применения методов психокоррекции для социально-психологической адаптации лиц с делинквентным поведением;
6) разработать рекомендации для социальных специалистов и психологов, занимающихся социально-психологической адаптацией лиц с делинквентным поведением (освободившихся из мест лишения свободы), способствующие более быстрому и эффективному процессу адаптации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Причины и факторы формирования делинквентного поведения …………..9
1.1. Социально-психологические теории делинквентного
поведения ………….........................................................................................9
1.2. Особенности личности с делинквентным поведением ……………..12
1.3.Факторы, способствующие становлению делинквентного поведения …………………………………………………………………..15
2.Общая характеристика методов социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением ………………………………..28
2.1.Организация деятельности по оказанию социально- психологической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы ……………………………………………………………………..28
2.2. Методы социальной адаптации лиц с делинквентным поведением (освобожденных из мест лишения свободы) ……………………………32
2.3. Методы психологической помощи лицам с делинквентным поведением (освобожденным из мест лишения свободы)….……………37
3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности применения социально-психологических методов в коррекции делинквентного
поведения …………………………………………………………………..........52
3.1. Структура опытно-экспериментального исследования ……….….52
3.2. Проведение психокоррекциолнных мероприятий..………………...59
3.3.Оценка эффективности психокоррекционной работы
и рекомендации ……………………………………………………...65
Заключение ………………………………………………………………………70
Библиографический список ………………………………………….................73
Список сокращений ……………………………………………………………. 79
Приложение 1. Аутогенная тренировка (по Шульцу) ………………………..80
Приложение 2. Психологическая характеристика на испытуемого ………....82
Приложение 3. Социальные данные контрольной группы …………………..84
Социальные данные экспериментальной группы ……………...85
Приложение 4. Констатирующий эксперимент. Контрольная группа ……...86
Констатирующий эксперимент. Экспериментальная группа….87
Приложение 5.Содержание занятий социально-психологического тренинга.88
Приложение 6. Контрольный эксперимент. Контрольная группа …………..91
Контрольный эксперимент. Экспериментальная группа……....92
Приложение 7. Сравнительный анализ данных, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте ………………………….…..93
Приложение 8. Графики сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ……………………………………………….94
Экспериментальная группа ……………………………………….95
Приложение 9. Гистограммы сравнительного анализа данных по тестам.
Контрольная группа ………………………………………………96
Экспериментальная группа ……………………………………....97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-Князева Л.А..doc

— 907.50 Кб (Скачать)

Есть разные подходы в понимании сущности и происхождения механизмов делинквентного поведения. В различных литературных источниках даются разные определения делинквентного поведения. В настоящей работе целесообразно следующее определение.

Делинквент – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия 32, с.78 .

Необходимо разграничивать собственно отклоняющееся поведение (связанное с нарушением социальных норм) и поведение аномальное, характеристика которого зачастую связана с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека – семье, референтной группе и т.д.

Социально-психологические теории преступности в настоящее время в западной криминологии занимают наибольший удельный вес. Они объясняют социально-психологические механизмы усвоения так называемой делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, защитными механизмами. В этом направлении в социальной психологии США существует целый ряд попыток объяснить способы формирования делинквентной субкультуры. Сюда можно отнести теории: 

      «делинквентных субкультур» Р.Клоуарда, Л.Оулин;

      «социального клеймения» У.Томаса, С.Беккера (усвоение навязываемого статуса как главные детерминанты делинквентного поведения);

      «нейтрализации» Д.Матса, Т.Сайкса, считающих, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение;

      «социальной аномии» Р.Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности).

              Мертон видел одной из основных особенностей современного общества господство идеи – «личный успех любой ценой!». В связи с этим, по его мнению, доминирующее влияние стандартов успеха приводит к постоянному и постепенному вытеснению законных неэффективных попыток достижения успеха со стороны  граждан. Таким образом, следствием всеобщего конфликта индустриального общества являются психопатическая личность, асоциальное поведение, экстремизм 57.

В отечественной психологии исследованием проблем, связанных с изучением соотношения биологических и социальных детерминантов преступного поведения, занимались А.Р.Ратинов, А.В.Дулов, Ф.В.Глазырин, Д.П.Котов, В.Л.Васильев, В.П.Пирожков, М.М.Коченов, В.Е.Коновалова и другие. В ряде исследований установлено, что существуют сходные социальные факторы, которые способствуют совершению особо тяжких преступлений как психически здоровыми, так и психопатическими личностями. К ним относят: 

- неблагоприятные условия, в которых, как правило, происходит формирование личности будущего преступника;

- усвоение с раннего возраста антисоциальных форм поведения, в том числе агрессивности, жестокости, связанных с привычным употреблением алкоголя;

- отсутствие эффективных санкций общества на ранние непреступные проявления жестокости.

Было бы неправильно игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности. Г.А.Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

- патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;

- нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;

- наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

- психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором 2, с.226-230. 

Таким образом, необходим системный подход к рассмотрению причин и факторов делинквентного поведения, разработка данной проблемы совместно с представителями различных отраслей наук: юристами, социологами, медиками, для более результативного процесса социально-психологической адаптации и профилактики рецидивов правонарушений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют правоохранительную, превентивную, пенитенциарную деятельность, а так же адаптацию лиц данной категории. 

 

1.2. Особенности личности с делинквентным поведением

 

Своеобразным центром всей проблемы отклоняющегося поведения является личность. Именно через личность осуществляется сложное взаимодействие «причина – среда» и «ситуация – личность – деяние - меры» (схема предложена В.Н.Кудрявцевым), где у причин личностной деформации и мер по их коррекции противоположная направленность. Термин «личность преступника» включает совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления. При этом важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Рассматривая социально-психологические особенности личности с делинквентным поведением, необходимо четко вычленить и определить сущность самой личности 33.

Асоциальный тип личности – тип личности человека, характеризуемый несформированностью социальных установок, удерживающих личность от возможного антиобщественного поведения в неблагоприятных условиях.

Антисоциальный тип личности – тип личности человека, характеризуемый постоянной готовностью и предрасположенностью к преступному поведению. Комплекс качеств, характеризующих такой тип личности, как правило, включает: 

- негативное отношение к основным социальным нормам;

- глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях;

- специфические (негативные) черты личного опыта;

- повышенную агрессивность и возбудимость;

- примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении.

Когда подобные комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они содействуют выбору противоправного пути достижения цели. Криминологи подразделяют личности делинквентного поведения  на четыре основные категории, исходя из взаимоотношения личностного и случайного в мотивах их противоправных поступков.

Первая категория – это люди, совершившие правонарушение случайно, вопреки общей направленности личности.

Вторая категория объединяет тех, для кого совершение преступления оказалось реально возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности. 

К третьей категории относятся люди, правонарушение которых случайно сточки зрения повода и ситуации, но вытекает из общей направленности личности. 

В четвертую категорию включаются те, чье правонарушение соответствует преступной установке личности и является результатом активного поиска для создания повода и соответствующей ситуации (Г.М.Миньковский). Данный подход позволяет видеть среди лиц с отклоняющимся поведением злостных и случайных, тех, кто создает вокруг себя психологический климат антиобщественных установок, и кто стал жертвой своей неопытности и стечения обстоятельств. Исходя из этого, можно предположить, что у лиц с делинквентным поведением первой и второй категории процесс социально-психологической адаптации будет проходить легче и быстрее, реже будут совершаться рецидивы по сравнению с третьей и четвертой категориями.

Для психологического анализа личности преступников представляют интерес так называемые скоротечные преступления, то есть совершенные как бы спонтанно, необдуманно, за счет неосознаваемых поведенческих регуляторов. В.Н.Кудрявцевым предлагается следующая классификация таких мотивов-регуляторов противоправных действий.

Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой значимости своей личности, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям, а также лицам с негативной социальной аутоидентичностью.

Вторая категория мотивов может носить компенсаторный или гиперкомпенсаторный характер, что, прежде всего, связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватностью, ущемленностью личности. Последнее, нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект.

Третья категория мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по механизму импритинга (запечатления) травматического опыта. Унижения, незаслуженно жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости особенности личности. В этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который он сам расценивает как совершенно недопустимый. 

Обусловливаясь многими факторами, отклоняющееся поведение немалого числа людей связано, в том числе, и с различными психическими заболеваниями. Однако рассмотрение таких случаев относится уже не к области социально-психологической, а к патопсихологии и психиатрии

33, с.125-138.

Вместе с тем для некоторых лиц с делинквентным поведением характерны пограничные состояния, неврозы, патологические отклонения в характере, которые не являются болезнью. Психопатологические черты личность в большинстве случаев приобретает не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Психологические исследования и отечественных, и зарубежных авторов показывают, что в структуре личности с делинквентным поведением психические аномалии обычно существуют в качестве фактора, взаимодействующего с нравственной невоспитанностью, дефектами характера, а не в качестве фактора, порождающего эти деформации личности и ее антиобщественное, отклоняющееся поведение 1,с.205. Чтобы подобрать наиболее оптимальные методы социально-психологической помощи лицам с делинквентным поведением, необходимо знать факторы, способствующие формированию определенных черт характера и отклоняющегося поведения.  

 

1.3. Факторы, способствующие  становлению делинквентного  поведения 

 

Можно выделить несколько основных психогенных факторов, способствующих становлению делинквентного поведения: негармоничная семья, общение  с девиантными сверстниками, акцентуации характера. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Асоциальное поведение очень часто начинает проявляться ещё в подростковом возрасте и взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка и юноши, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи». Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка или юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано также с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы, неблагополучные семьи и т.д.). Как правило, таких подростков называют «трудными» 9.

Личность «трудного» подростка характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в основных сферах его воспитания – в семье и школе. Под трудновоспитуемостью понимается негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям. Стремясь освободиться от опеки и оценки взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших. В то же время в этом возрасте наблюдается тенденция к перестройке отношений со сверстниками. Для подростка характерно стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Самоутверждение, не реализуемое в социально приемлемых    формах, может   происходить   в   асоциальных     формах

28, с.237-240.

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники (Г.Кэплан, Р.Джонсон, К.Бэйли, 1987г.). Наличие девиантной группы облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки подростка увеличивают его привлекательность для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. Одновременно они вызывают отрицательное отношение и санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными, а поведение становится делинквентным 28, с.245-254. Главным условием формирования асоциального сознания и поведения молодежи, условием запуска механизмов отрицания ответственности за совершенные действия и самооправдания является наличие криминальной идеологии. Криминальная идеология молодежи – это та система понятий и представлений, которая сложилась в групповом сознании несовершеннолетних и молодых преступников, та их «философия», которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение преступлений, снимает психологические и нравственные  барьеры, которые человеку надо преодолеть, чтобы пойти на преступление 50, с.320. 

Информация о работе Социально-психологические методы оказания помощи при отклоняющемся поведении (делинквентном