Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

      Превенция – воздействие с целью предупреждения, профилактики нежелательного явления.

      Ретретизм – пассивный уход от выполнения социальных норм.

     Социальная  норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

      Социальные  отклонения – нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.

      Суицид – умышленное лишение себя жизни.

      Суицидальное  поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

      Фрустрация – психическое состояние, связанное с препятствием на пути достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.

     Ценностная  ориентация разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение. 

     Преступность  как вид девиантного поведения можно интерпретировать с помощью следующих показателей:

  • сам факт наличия правонарушений;
  • частота совершения преступлений (первичная/ вторичная девиантность);
  • степень тяжести правонарушений;
  • причины совершения преступлений;
  • мотивы совершения преступлений.
 

Предварительный системный анализ предмета исследования 

Общие факторы

  1. Падение морально-этического духа в массовом сознании
  2. Общая социально-экономическая ситуация в стране
  3. Политика государства в правовой сфере
  4. Ослабление регулятивной роли социальных норм
  5. Рост безработицы в стране
 

Специфические факторы

  1. Возраст
  2. Пол
  3. Социальное положение
  4. Образование (начальное, общее среднее, среднее специальное, высшее)
  5. Тип поселения (город, село)
  6. Уровень зарплаты (для работающих)
  7. Уровень квалификации (для работающих)
  8. Жилищно-бытовые условия проживания
  9. Материальное положение
  10. Потребность в престиже, самоуважении
  11. Наличие психических расстройств/ заболеваний
  12. Тип семьи (полная/неполная, малодетная/многодетная, благополучная/неблагополучная и т.д.)
  13. Наличие девиантного поведения среди друзей, знакомых и др.
  14. Психологический климат в ближайшем окружении
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Мною  была составлена следующая типология личностей, склонных к проявлению делинквентного поведения:

  • личности, ориентированные на совершение преступления из корыстных целей, индивидуальную выгоду, желание занять привилегированное положение – доминирует потребительский мотив; с деформацией ценностей и отношений;
  • личности, ориентированные на бесцельное времяпрепровождение; с отсутствием стремления к успеху;
  • личности с недеформированной системой ценностей, однако легко поддающиеся внешнему влиянию.
 

Рабочие гипотезы

    1. Чем лучше материальное положение индивида, тем менее он склонен к проявлению делинквентного поведения.
    2. Индивиды, имеющие постоянные конфликты в семье/ на работе более склонны к проявлению делинквентного поведения.
    3. Чем больше индивид удовлетворен жизненными условиями, тем менее он склонен к проявлению делинквентного поведения.
    4. Более склонны к нарушению норм и правил, а также к проявлению агрессии индивиды с наименее благоприятным климатом в учебном/ трудовом коллективе.
    5. Более склонны к нарушению норм и правил, а также к проявлению агрессии те индивиды, в ближайшем окружении которых имеются правонарушители.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анкета 

1. Ваш  пол

    1. мужской

    2. женский 

2. Ваш  возраст 

    ____ лет 

3. Ваше  семейное положение

    1. холост (не замужем)

    2. женат  (замужем)

    3. разведены

    4. состоите в незарегистрированном браке 

4. Ваше  образование

    1. начальное

    2. неполное  среднее

    3. среднее  общее (закончили школу)

    4. начальное  профессиональное (проф. училище, лицей)

    5. среднее  профессиональное (техникум, колледж  и т.п.)

    6. незаконченное  высшее

    7. одно  высшее

    8. более  одного высшего 

5. Чем  Вы занимаетесь в настоящее  время?

    1. учитесь  в школе

    2. учитесь  в проф. училище, лицее

    3. учитесь  в техникуме, колледже

    4. учитесь  в Вузе 

    5. работаете

    6. совмещаете  работу с учебой

    7. безработный

    8. домохозяйка (постоянно не работающая)

    9. временно  не работаете, находитесь в  декретном отпуске или в отпуске  по уходу за ребенком

    10. ничем  не занимаетесь (не учитесь,  не работаете)

    Заняты  чем-то другим, напишите, чем

    _______________________________________________________________ 

Вопросы 6–7 для тех, кто работает:

6. Укажите свою профессию, должность, по которой Вы работаете, уровень квалификации  __________________________________________________________________

7. К какой группе работников по уровню заработной платы Вы себя относите?

    1. высокооплачиваемые

    2. среднеоплачиваемые

    3. низкооплачиваемые 

8. Являетесь ли Вы коренным жителем Перми?

    1. да, родились и проживаете в Перми

    2. нет,  родились и жили в другом  месте, теперь живете в Перми 

9. Каковы Ваши жилищные условия?

    1. «элитное»  жилье (коттедж, многокомнатная  квартира повышенной комфортности)

    2. отдельная  обычная благоустроенная квартира

    3. собственный  дом с удобствами

    4. собственный  дом без удобств

    5. «малосемейка» 

    6. комната  (комнаты) в коммунальной квартире

    7. комната,  место в общежитии 

    8. снимаете  комнату, квартиру 

10. Часто ли в вашей семье происходят конфликты?

    1. очень  часто, это для нашей семьи  обычное явление

    2. довольно  часто

    3. не  очень часто, это, скорее обычные  ссоры

    4. конфликтов  нет 

11. Если в вашей семье происходят конфликты, то укажите, на какой почве  (кратко) ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12. Как к Вам относятся в учебном (или трудовом) коллективе?

    1. доброжелательно,  с уважением

    2. одни  относятся уважительно, а другие  не очень

    3. безразлично

    4. недоброжелательно,  неуважительно

    5. Вам  все равно, как к Вам относятся 

13. Насколько важно для Вас то, что перечислено ниже? (дайте ответ по каждой строке) 

Ценности: Очень важно Довольно важно Не очень  важно
Работа      
Личные  интересы      
Досуг      
Семья      
 

14. Возникали ли у Вас проблемы с правоохранительными органами?

    1. да

    2. нет 

15. Какой из приведенных ниже примеров наиболее соответствует Вашему материальному положению или материальному положению Вашей семьи?

    1. живете  от зарплаты до зарплаты, часто  приходится занимать деньги на  самое необходимое, а о сбережениях  не может быть и речи

    2. на  ежедневные расходы хватает денег,  но уже покупка одежды представляет трудности, для этого нужно взять в долг или специально откладывать деньги

    3. в  основном денег хватает, можете  даже кое-что откладывать

    4. в  настоящее время можете практически  ни в чем себе не отказывать 

16. Возникали ли у Ваших близких проблемы с правоохранительными органами?

    1. да

    2. нет 

17. Каковы, по Вашему мнению, причины совершения преступлений? (можно выбрать несколько ответов)

    1. желание  «развлечься»

    2. нужда  в материальном достатке

    3. желание  «испытать» себя

    4. проблемы  в учебном заведении, на работе

    5. проблемы  в семье

    6. невозможность  устроиться на работу

    7. невозможно без этого 

18. Насколько Вам это свойственно? (дайте ответ по каждой строке).

Утверждения Свойственно Не свойственно
 1. Я ценю в людях осторожность  и осмотрительность    
 2. Только слабые и трусливые  люди выполняют все правила  и законы    
 3. Я часто огорчаюсь из-за мелочей    
 4. Мне нравится бывать в компаниях,  где в меру выпивают и веселятся    
 5. Удовольствие – это главное,  к чему стоит стремиться в  жизни    
 6. Бывает, что мне приходится скрывать  от близких некоторые свои  поступки    
 7. Мне нравится состояние, которое  наступает, когда выпьешь в  меру и в хорошей компании    
 8. Когда я злюсь, то мне хочется  кого-нибудь ударить    
 9. Я бы взялся за опасную работу, если бы за нее хорошо заплатили    
 10. Чтобы получить удовольствие, стоит  нарушить некоторые правила и  запреты    
 11. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить    

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения