Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.
Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.
Введение……………………………………………………...................................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.
1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4
1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11
Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19
Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26
Заключение….........................................................................................................41
Список использованной литературы…...............................................................42
Превенция – воздействие с целью предупреждения, профилактики нежелательного явления.
Ретретизм – пассивный уход от выполнения социальных норм.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Социальные отклонения – нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.
Суицид – умышленное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Фрустрация – психическое состояние, связанное с препятствием на пути достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.
Ценностная
ориентация –
разделяемые личностью социальные ценности,
выступающие в качестве целей жизни и
основных средств их достижения и являющиеся
важнейшим фактором, регулирующим мотивацию
личности и ее поведение.
Преступность как вид девиантного поведения можно интерпретировать с помощью следующих показателей:
Предварительный
системный анализ
предмета исследования
Общие факторы
Специфические факторы
Мною была составлена следующая типология личностей, склонных к проявлению делинквентного поведения:
Рабочие гипотезы
Анкета
1. Ваш пол
1. мужской
2. женский
2. Ваш возраст
____ лет
3. Ваше семейное положение
1. холост (не замужем)
2. женат (замужем)
3. разведены
4. состоите
в незарегистрированном браке
4. Ваше образование
1. начальное
2. неполное среднее
3. среднее общее (закончили школу)
4. начальное профессиональное (проф. училище, лицей)
5. среднее профессиональное (техникум, колледж и т.п.)
6. незаконченное высшее
7. одно высшее
8. более
одного высшего
5. Чем Вы занимаетесь в настоящее время?
1. учитесь в школе
2. учитесь в проф. училище, лицее
3. учитесь в техникуме, колледже
4. учитесь в Вузе
5. работаете
6. совмещаете работу с учебой
7. безработный
8. домохозяйка (постоянно не работающая)
9. временно
не работаете, находитесь в
декретном отпуске или в
10. ничем не занимаетесь (не учитесь, не работаете)
Заняты чем-то другим, напишите, чем
______________________________
Вопросы 6–7 для тех, кто работает:
6. Укажите
свою профессию, должность, по которой
Вы работаете, уровень квалификации
______________________________
7. К какой группе работников по уровню заработной платы Вы себя относите?
1. высокооплачиваемые
2. среднеоплачиваемые
3. низкооплачиваемые
8. Являетесь ли Вы коренным жителем Перми?
1. да, родились и проживаете в Перми
2. нет,
родились и жили в другом
месте, теперь живете в Перми
9. Каковы Ваши жилищные условия?
1. «элитное»
жилье (коттедж,
2. отдельная
обычная благоустроенная
3. собственный дом с удобствами
4. собственный дом без удобств
5. «малосемейка»
6. комната
(комнаты) в коммунальной
7. комната, место в общежитии
8. снимаете
комнату, квартиру
10. Часто ли в вашей семье происходят конфликты?
1. очень часто, это для нашей семьи обычное явление
2. довольно часто
3. не
очень часто, это, скорее
4. конфликтов
нет
11. Если
в вашей семье происходят конфликты, то
укажите, на какой почве (кратко) ______________________________
12. Как к Вам относятся в учебном (или трудовом) коллективе?
1. доброжелательно, с уважением
2. одни
относятся уважительно, а
3. безразлично
4. недоброжелательно, неуважительно
5. Вам
все равно, как к Вам относятся
13. Насколько
важно для Вас то, что перечислено ниже?
(дайте ответ по каждой строке)
Ценности: | Очень важно | Довольно важно | Не очень важно |
Работа | |||
Личные интересы | |||
Досуг | |||
Семья |
14. Возникали ли у Вас проблемы с правоохранительными органами?
1. да
2. нет
15. Какой из приведенных ниже примеров наиболее соответствует Вашему материальному положению или материальному положению Вашей семьи?
1. живете
от зарплаты до зарплаты, часто
приходится занимать деньги на
самое необходимое, а о
2. на
ежедневные расходы хватает
3. в
основном денег хватает,
4. в
настоящее время можете
16. Возникали ли у Ваших близких проблемы с правоохранительными органами?
1. да
2. нет
17. Каковы, по Вашему мнению, причины совершения преступлений? (можно выбрать несколько ответов)
1. желание «развлечься»
2. нужда в материальном достатке
3. желание «испытать» себя
4. проблемы в учебном заведении, на работе
5. проблемы в семье
6. невозможность устроиться на работу
7. невозможно
без этого
18. Насколько Вам это свойственно? (дайте ответ по каждой строке).
Утверждения | Свойственно | Не свойственно |
1. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность | ||
2. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы | ||
3.
Я часто огорчаюсь из-за |
||
4.
Мне нравится бывать в |
||
5. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни | ||
6. Бывает, что мне приходится скрывать от близких некоторые свои поступки | ||
7.
Мне нравится состояние, |
||
8. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить | ||
9. Я бы взялся за опасную работу, если бы за нее хорошо заплатили | ||
10. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты | ||
11.
Когда у меня плохое |
Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения