Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.
Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.
Введение……………………………………………………...................................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.
1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4
1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11
Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19
Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26
Заключение….........................................................................................................41
Список использованной литературы…...............................................................42
Таким
образом, социологические и близкие
к ним социально-
Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например, далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций, но их оказывается недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.
Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические условия – та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия.
Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. 5
Авторы биогенетических концепций (начиная со Ст. Холла и З. Фрейда до Э. Торндайка, К. Бюлера, Э. Майера, А. Дженсена и А. Маслоу), отводя ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины антиобщественного поведения, отклонений в поведении, надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности.
Абстрактно-
В последнее время наблюдается особое оживление и сближение «биосоциальных» и «социально-биологических» теорий отклоняющегося поведения. В этом отношении показательны концепции, где речь идет уже не о «прирожденности» (Ч. Ламброзо), а о «предрасположенности» человека к преступному поведению (Х. Джонс, Л. Стейнер, Т. Гиббенс, И. Брюкнер, В. Зауер и др.).
Весьма распространена в ряде стран (особенно в США) теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к делинквентному поведению, а имеются многие конкретные факторы, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию. Это и «плохое» окружение, «скука окружающей жизни», и «мать-алкоголичка», и «преждевременная половая зрелость» и другие.
В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологии (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.п.
Именно под их воздействием возникают и развиваются следующие виды отклонений в поведении личности.
Агрессия – психическое состояние человека, сопутствующее девиантное поведение. Причиняет моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и т.д.).
Аномия – общее состояние, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и одиночества, что связано с дезорганизацией общества, отсутствием в нем четкой моральной регуляции поведения людей. Выделяют две формы аномии – частичная (случайная) и массовая (кризисная).
Фрустрация – состояние человека, способное породить отклоняющееся поведение. Вызвано непреодолимым препятствием, преградой (физической и нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности, что сопровождается переживаниями разочарования, раздражения.
Помимо
вышеназванных отклонений, людям
подростково-юношеских
Ими являются: 1) эмансипация, связанная со стремлением освободиться от опеки, контроля взрослых, от их стандартов, норм и ценностей, самоутвердить себя как личность; 2) группирование, когда подростки пытаются объединяться со сверстниками (не случайно большинство правонарушений подростками совершается в группе); 3) увлечения и 4) влечения (как связанные с проявлениями сексуальной активности, так и не имеющие сексуальной окраски – например, избирательная агрессия).
Нередко отклоняющееся поведение молодежи может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия. В то же время существует особый тип отклоняющегося поведения молодежи, которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это так называемое «демонстративно-отклоняющееся поведение», когда действия совершаются ради их ненормативного характера. Простейшим случаем такого поведения является детское кривляние. На этом же принципе основан «протест» многих молодежных субкультур, выражающих свое «несогласие» с нормами окружающих.
И, наконец, можно отметить, что отклоняющееся поведение людей представляет собой феномен скорее не на индивидуальном уровне, а в условиях, во-первых, контактных малых групп и, во-вторых, в массовых формах, в большой группе. Что касается малых асоциальных, криминальных групп, то принятые в них стандарты поведения серьезно влияют на выработку личностных норм отклоняющегося поведения. В преступной группе происходит нивелировка личной ответственности ее членов, снижается критичность по отношению к своим поступкам. Антиобщественная группа зачастую выступает катализатором взаимного внушения и подражания, психологического заражения.
Еще сильнее воздействие большой группы, массы людей, отличающихся отклонениями в поведении. Это связано, в частности, с ощущением собственной анонимности (поступая «как все», индивид утрачивает чувство ответственности за свои действия). Таким образом, в целом под отклоняющимся поведением понимаются и многочисленные разновидности правонарушений, и неэтичные поступки, любые другие виды неправильного, с точки зрения социума, поведения, противоправных или аморальных поступков.
В последнее время доминирующим фактором делинквентного поведения признается системный кризис государства, экономики, общества и личности. Свое выражение он получил в виде достаточно высокого уровня социальной напряженности из-за невозможности адаптироваться отдельных слоев населения к низкому уровню жизни и социальным изменениям. Также переход к рынку сопровождался криминализацией социальных институтов, отношений, общностей и личности. 6
В
заключение следует заметить, что
отклоняющееся поведение личности является
результатом сложного взаимодействия
разнообразных факторов, обусловливающих
генезис самого девиантного поведения.
А именно оказывают влияние:
индивидуальный фактор, действующий
на уровне психобиологических предпосылок
девиантного поведения, которые затрудняют
социальную и психологическую адаптацию
индивида; педагогический
фактор, проявляющийся в дефектах школьного
и семейного воспитания;
психологический фактор, раскрывающий
неблагоприятные особенности взаимодействия
индивида со своим ближайшим окружением
в семье, на улице, в коллективе и который,
прежде всего, проявляется в активно-избирательном
отношении индивида к предпочитаемой
среде общения, к нормам и ценностям своего
окружения, к психолого-педагогическим
воздействиям семьи, школы, общественности
к саморегулированию своего поведения;
и социальный фактор, определяющийся
социальными, экономическими, политическими
и другими условиями существования общества.
Своеобразным центром всей проблемы отклоняющегося поведения является личность. Именно через личность осуществляется сложное взаимодействие «причины – среда» и «ситуация – личность – деяние – меры» (схема предложена В.Н. Кудрявцевым), где у причин личностной деформации и мер по их коррекции противоположная направленность.
Рассматривая
социально-психологические
Личность представляет собой целостную систему, неразрывное единство взаимосвязанных качеств, которые индивид приобретает в конкретно-исторических условиях существования на основе деятельности, общения и познания. Личность – это понятие для обозначения общей меры социальности человека, устойчивого, повторяющегося единства динамической, индивидуально-неповторимой системы способностей, потребностей и целей.
Противоречие в том, что сторонники биологизаторских концепций полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу (Э. Торндайк и др.).
Однако,
несмотря на крупные успехи биологии
и генетики, современная наука
не располагает данными о
Не отрицая важную роль природных задатков, современная психология показала, что все психические свойства личности образуются и проявляются в процессе деятельности, посредством которой индивид не только на собственном опыте познает окружающий мир, но и присваивает опыт предшествующих поколений.
Структура личности с отклоняющимся поведением так же, как и личности «в норме», обусловлена влиянием жизни, характером отношений. Нет какого-то единого свойства личности, которое бы вызвало отклоняющееся поведение и отличало бы лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Хотя несомненно имеется такая категория людей (например, преступники-рецидивисты), которая наделена определенным комплексом черт личности, характерных для разных типов нарушителей социальной нормы, что связано не с генетической предопределенностью, а с их образом жизни и биографией. Этот комплекс включает: негативное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; специфические (негативные) черты личного опыта; повышенную агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении. И когда подобные комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они содействуют выбору противоправного пути достижения цели.
Рассмотрение
социально-психологических
Во-первых, это стремление к приспособлению. Приспособление здесь состоит в том, что болезненное тщеславие, желание любой ценой удовлетворить свои потребности, получить личную выгоду или сохранить в тайне отрицательную направленность интересов, люди с отклоняющимся поведением тщательно маскируют. При этом приспособленчество выступает и как черта личности и как характеристика группы с отрицательной направленностью.
Во-вторых, расхождение знания норм и ценностей и реальных поступков.
В-третьих, это раздвоение убеждений.
В
настоящее время имеется ряд
достаточно разработанных ориентировочных
классификаций личностей с
Первая категория – это люди, совершившие правонарушение случайно, вопреки общей направленности личности.
Вторая категория – люди, способные на правонарушения в силу их общей неустойчивости личностной направленности.
К третьей категории относятся люди, правонарушение которых случайно с точки зрения повода и ситуации, но вытекает из общей направленности личности.
В четвертую категорию включаются те, чье правонарушение соответствует преступной установке личности и является результатом активного поиска для создания повода и соответствующей ситуации.
Психологи на основе раскрытия направленности личности и особенностей ее поведения дают иную типологию.
Первую группу характеризует устойчивый комплекс аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих людей. Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки.
Вторую группу составляют лица с деформированными потребностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У этих людей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль.
Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения