Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, социологические и близкие  к ним социально-психологические  теории рассматривают девиантное поведение  как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

     Социологические теории не объясняют, почему в одних  и тех же социальных условиях различные  люди демонстрируют принципиально  разное поведение, например, далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций, но их оказывается недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.

     Другим  важным фактором, влияющим на поведение  личности, несомненно, выступают внутренние, биологические условия – та природная  почва, с которой взаимодействуют  любые внешние условия.

     Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. 5

      Авторы  биогенетических концепций (начиная со Ст. Холла и З. Фрейда до Э. Торндайка, К. Бюлера, Э. Майера, А. Дженсена и А. Маслоу), отводя ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины антиобщественного поведения, отклонений в поведении, надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности. 

     Абстрактно-социологический  подход к пониманию среды и натуралистический к природе человека отличают социобиологические концепции так называемой теории двух факторов, исходящей из наличия двух сущностей человека – биологической и социальной, что раскалывает его надвое – природные и «чисто» социальные составные.

     В последнее время наблюдается  особое оживление и сближение  «биосоциальных» и «социально-биологических» теорий отклоняющегося поведения. В этом отношении показательны концепции, где речь идет уже не о «прирожденности» (Ч. Ламброзо), а о «предрасположенности» человека к преступному поведению (Х. Джонс, Л. Стейнер, Т. Гиббенс, И. Брюкнер, В. Зауер и др.).

     Весьма  распространена в ряде стран (особенно в США) теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к делинквентному поведению, а имеются многие конкретные факторы, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию. Это и «плохое» окружение, «скука окружающей жизни», и «мать-алкоголичка», и «преждевременная половая зрелость» и другие.

     В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологии (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев  и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.п.

     Именно  под их воздействием возникают и развиваются следующие виды отклонений в поведении личности.

     Агрессия  – психическое состояние человека, сопутствующее девиантное поведение. Причиняет моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и т.д.).

     Аномия  – общее состояние, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и одиночества, что связано с дезорганизацией общества, отсутствием в нем четкой моральной регуляции поведения людей. Выделяют две формы аномии – частичная (случайная) и массовая (кризисная).

     Фрустрация  – состояние человека, способное породить отклоняющееся поведение. Вызвано непреодолимым препятствием, преградой (физической и нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности, что сопровождается переживаниями разочарования, раздражения.

     Помимо  вышеназванных отклонений, людям  подростково-юношеских возрастов  присущи и некоторые своеобразные типы нарушений поведения, отклонений от нравственной и правовой норм.

     Ими являются: 1) эмансипация, связанная  со стремлением освободиться от опеки, контроля взрослых, от их стандартов, норм и ценностей, самоутвердить себя как личность; 2) группирование, когда  подростки пытаются объединяться со сверстниками (не случайно большинство правонарушений подростками совершается в группе); 3) увлечения и 4) влечения (как связанные с проявлениями сексуальной активности, так и не имеющие сексуальной окраски – например, избирательная агрессия).

     Нередко отклоняющееся поведение молодежи может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия. В то же время существует особый тип отклоняющегося поведения молодежи, которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это так называемое «демонстративно-отклоняющееся поведение», когда действия совершаются ради их ненормативного характера. Простейшим случаем такого поведения является детское кривляние. На этом же принципе основан «протест» многих молодежных субкультур, выражающих свое «несогласие» с нормами окружающих.

     И, наконец, можно отметить, что отклоняющееся  поведение людей представляет собой  феномен скорее не на индивидуальном уровне, а в условиях, во-первых, контактных малых групп и, во-вторых, в массовых формах, в большой группе. Что касается малых асоциальных, криминальных групп, то принятые в них стандарты поведения серьезно влияют на выработку личностных норм отклоняющегося поведения. В преступной группе происходит нивелировка личной ответственности ее членов, снижается критичность по отношению к своим поступкам. Антиобщественная группа зачастую выступает катализатором взаимного внушения и подражания, психологического заражения.

     Еще сильнее воздействие большой  группы, массы людей, отличающихся отклонениями в поведении. Это связано, в частности, с ощущением собственной анонимности (поступая «как все», индивид утрачивает чувство ответственности за свои действия). Таким образом, в целом под отклоняющимся поведением понимаются и многочисленные разновидности правонарушений, и неэтичные поступки, любые другие виды неправильного, с точки зрения социума, поведения, противоправных или аморальных поступков.

     В последнее время доминирующим фактором делинквентного поведения признается системный кризис государства, экономики, общества и личности. Свое выражение он получил в виде достаточно высокого уровня социальной напряженности из-за невозможности адаптироваться отдельных слоев населения к низкому уровню жизни и социальным изменениям. Также переход к рынку сопровождался криминализацией социальных институтов, отношений, общностей и личности. 6

      В заключение следует заметить, что  отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия разнообразных факторов, обусловливающих генезис самого девиантного поведения. А именно оказывают влияние: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения; и социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Социально-психологические  особенности личности с отклоняющимся  поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности
 

     Своеобразным  центром всей проблемы отклоняющегося поведения является личность. Именно через личность осуществляется сложное взаимодействие «причины – среда» и «ситуация – личность – деяние – меры» (схема предложена В.Н. Кудрявцевым), где у причин личностной деформации и мер по их коррекции противоположная направленность.

     Рассматривая  социально-психологические особенности  личности с отклоняющимся поведением, необходимо, прежде всего, четко вычленить  и определить сущность самой личности.

     Личность  представляет собой целостную систему, неразрывное единство взаимосвязанных  качеств, которые индивид приобретает  в конкретно-исторических условиях существования на основе деятельности, общения и познания. Личность – это понятие для обозначения общей меры социальности человека, устойчивого, повторяющегося единства динамической, индивидуально-неповторимой системы способностей, потребностей и целей.

     Противоречие  в том, что сторонники биологизаторских концепций полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу (Э. Торндайк и др.).

     Однако, несмотря на крупные успехи биологии и генетики, современная наука  не располагает данными о существовании  каких-либо прирожденных программ социального поведения человека. Тем более что сама социальная жизнь не представляет собой какой-либо постоянной системы факторов. Все формирующиеся у личности способности и функции – это прижизненные образования, определяемые деятельностно опосредованным общением с другими людьми, присвоением истории человеческой культуры.

     Не  отрицая важную роль природных задатков, современная психология показала, что  все психические свойства личности образуются и проявляются в процессе деятельности, посредством которой индивид не только на собственном опыте познает окружающий мир, но и присваивает опыт предшествующих поколений.

     Структура личности с отклоняющимся поведением так же, как и личности «в норме», обусловлена влиянием жизни, характером отношений. Нет какого-то единого свойства личности, которое бы вызвало отклоняющееся поведение и отличало бы лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Хотя несомненно имеется такая категория людей (например, преступники-рецидивисты), которая наделена определенным комплексом черт личности, характерных для разных типов нарушителей социальной нормы, что связано не с генетической предопределенностью, а с их образом жизни и биографией. Этот комплекс включает: негативное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; специфические (негативные) черты личного опыта; повышенную агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении. И когда подобные комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они содействуют выбору противоправного пути достижения цели.

     Рассмотрение  социально-психологических особенностей личности с отклоняющимся поведением позволяет выделить некоторые ее характеристики.

       Во-первых, это стремление к приспособлению. Приспособление здесь состоит в том, что болезненное тщеславие, желание любой ценой удовлетворить свои потребности, получить личную выгоду или сохранить в тайне отрицательную направленность интересов, люди с отклоняющимся поведением тщательно маскируют. При этом приспособленчество выступает и как черта личности и как характеристика группы с отрицательной направленностью.

     Во-вторых, расхождение знания норм и ценностей  и реальных поступков.

     В-третьих, это раздвоение убеждений.

     В настоящее время имеется ряд  достаточно разработанных ориентировочных  классификаций личностей с отклоняющимся  поведением. Криминологи, например, подразделяют личности правонарушителей на 4 основные категории, исходя из взаимоотношения личностного и случайного в мотивах их противоправных поступков.

     Первая  категория – это люди, совершившие  правонарушение случайно, вопреки общей  направленности личности.

     Вторая  категория – люди, способные на правонарушения в силу их общей неустойчивости личностной направленности.

     К третьей категории относятся  люди, правонарушение которых случайно с точки зрения повода и ситуации, но вытекает из общей направленности личности.

     В четвертую категорию включаются те, чье правонарушение соответствует  преступной установке личности и является результатом активного поиска для создания повода и соответствующей ситуации.

     Психологи на основе раскрытия направленности личности и особенностей ее поведения  дают иную типологию.

     Первую  группу характеризует устойчивый комплекс аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих людей. Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки.

     Вторую  группу составляют лица с деформированными потребностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У этих людей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль.

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения