Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)
 

19. Что означает лично для Вас «успех в жизни»? (Отметьте наиболее важные, на Ваш взгляд, его составляющие)

    1. интересная, любимая работа

    2. высокие  доходы

    3. признание  со стороны общества, почет, престиж

    4. крепкая  семья

    5. удовлетворение  своих культурных потребностей, интересов

    6. хорошее  образование

    7. уважение, авторитет в ближайшем окружении

    8. материальный  достаток, обеспечивающий нормальные  условия жизни

    9. достижения  в работе

    10. сильная  любовь

    11. полноценный  отдых, развлечения, путешествия

    12. развитие  и реализация своих способностей

    13. собственное  прибыльное дело

    14. хорошие, надежные друзья

    15. жилищный  комфорт (хорошая квартира или  дом, обстановка, автомобиль и  т.д.)

    16. возможность  заниматься творчеством, создавать  что-то новое

    17. успешная  карьера, высокая должность

    18. свобода,  независимость

    19. стабильное  положение, уверенность в завтрашнем дне

    20. возможность  быть полезным людям, обществу

20. Насколько Вам это свойственно? (дайте ответ по каждой строке).

Утверждения Свойственно Не свойственно
 1. Даже если я злюсь, то стараюсь  не прибегать к ругательствам    
 2. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить    
 3. Я лучше соглашусь с человеком,  чем стану спорить    
 4. Если нет другого выхода, то  спор можно разрешить и дракой    
 5. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему  все, что о нем думаю    
 6. Я могу припомнить, когда я  был(а) таким злым, что хватал(а)  первую попавшуюся под руки  вещь и ломал/разбивал(а) ее    
 7. Я всегда требую, чтобы окружающие  уважали мои права    
 8. Я не получаю удовольствия  от ощущения риска    
 9. Я часто не могу сдержать свои чувства    
 10. Мне кажется, что я не способен  ударить человека    
 11. Я довольно сдержанный человек,  никогда не отвечаю резко    
 

21. Каково  лично Ваше отношение к лицам,  совершающим те или иные преступные  деяния?

    1. Негативное; совершенно не соответствует моим жизненным взглядам

    2. Скорее  негативное, ведь нарушаются законы

    3. Безразличное; мне всё равно

    4. Ничего  негативного здесь не вижу; каждый  живет как хочет 

22. Как Вы думаете, можно ли достичь успеха в жизни, не нарушая законы, нравственные нормы?

    1. нет

    2. вряд  ли

    3. да 

23. Удовлетворены ли Вы следующими условиями жизни? (дайте ответ по каждой строке)

Условия жизни Вполне удовлетворены Не совсем удовлетворены Не удовлетворены
Возможностями получения образования      
Возможностями трудоустройства      
Жилищно-бытовыми условиями      
Возможностями, условиями проведения свободного времени, досуга      
Возможностями устройства личной семейной жизни      
Возможностями иметь достойный уровень материального  благополучия      
 

24. Удовлетворены ли Вы в целом тем, как складывается Ваша жизнь?

    1. вполне  удовлетворены

    2. скорее  удовлетворены, чем не удовлетворены

    3. скорее  не удовлетворены, чем удовлетворены

    4. не  удовлетворены

Характеристика  выборочной совокупности

     В 2010 году было проведено социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 30 человек. В их состав вошли следующие категории населения:

    • Учатся в школе – 2 (6,7%)
    • Учатся в ВУЗе – 4 (13,3%)
    • Совмещают работу с учебой – 4 (13,3%)
    • Работают – 6 (20%)
    • Заняты неформальной деятельностью - 5 (16,7%)
    • Безработные – 9 (30%)

     Стоит отметить, что в выборку вошли безработные респонденты; однако недостаточно представлены учащиеся. Из числа тех, кто работает, 4 (66,7%) опрошенных оценили свою работу как среднеоплачиваемую и 2 (33,3%) – как низкооплачиваемую.

     В выборке представлены 17 (56,7%) мужчин и 13 (43,3%) женщин.

     На  вопрос «ваше семейное положение» 11 (36,7%) опрошенных ответили – холост (не замужем); в незарегистрированном браке состоят 4 (13,3%) респондентов, в зарегистрированном - 15 (50%).

      В собственном благоустроенном жилье проживают 22 (73,3%) респондентов, снимают квартиру/комнату – 4 (13,3%) и 4 (13,3 %) живут в общежитии.

     Коренными жителями Перми являются 15 (50%) респондентов, остальные 15 (50%) родились и жили в другом месте, теперь проживают в Перми.

     Распределение по образованию следующее: общее среднее – 10 (33,3%), среднее профессиональное - 9 (30%); высшее/незаконченное высшее – 11 (36,7%).

     Распределение по материальному положению: 5 (16,7%) имеют материальное положение выше среднего, 18 (60%) – среднее и 7 (23,3%) – ниже среднего. Таким образом, недостаточно представленными оказались группы с материальным положением выше и ниже среднего. Это могло отразиться на проверке гипотезы о влиянии материального положения на степень проявления делинквентного поведения: сравнение данных групп приблизительное, так как большинство опрошенных всё же относится к группе со средним материальным положением.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  результаты пилотажного  исследования

Чем лучше материальное положение индивида, тем менее он склонен к проявлению делинквентного поведения.

    Таблица 1

    Отношение к преступному поведению в  зависимости от материального положения

    (в  % от числа опрошенных в каждой группе)

Отношение к преступному поведению Материальное  положение
Средние доходы и выше среднего Доходы ниже среднего
крайне негативное, неприемлемое 67,2 42
скорее негативное 23,3 21
безразличное 8,4 15,7
ничего  негативного нет 1,1 21,3
 

    Таблица 2

    Возникновение проблем с правоохранительными органами в зависимости от материального положения

    (в  % от числа опрошенных в каждой  группе)

Проблемы  с правоохранительными органами Материальное  положение
Средние доходы и выше среднего Доходы ниже среднего
Возникали 4,3 42,9
Не  возникали 95,7 57,1
 

     Вторая  таблица является своего рода контрольной  по отношению к первой, так как содержит ответы на вопрос о конкретном факте правонарушений. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что хотя преобладают законопослушные респонденты в обеих группах, все-таки можно проследить следующую тенденцию: чем выше материальное положение, тем меньше вероятность проявления преступного поведения, и, напротив – ухудшение материального положения обуславливает большую вероятность возникновения правонарушений. 

Индивиды, имеющие постоянные конфликты в семье/ на работе более склонны к проявлению делинквентного поведения.

Таблица 3

    Отношение к преступному поведению в  зависимости от частоты конфликтов в семье/ на работе

    (в  % от числа опрошенных в каждой  группе)

Отношение к преступному поведению Частота конфликтов
Очень часто и довольно часто Не очень  часто и конфликтов нет
крайне  негативное, неприемлемое 12,8 42
скорее  негативное 36,6 30
безразличное 13,4 16,6
ничего  негативного нет 37,2 11,4

Таблица 4

    Возникновение проблем с правоохранительными органами в зависимости от частоты конфликтов в семье/ на работе

    (в  % от числа опрошенных в каждой  группе) 

 
Проблемы  с правоохранительными органами
Частота конфликтов
Очень часто и довольно часто Не очень  часто и конфликтов нет
Возникали 42,8 21,7
Не  возникали 57,2 78,3

     Таким образом, можно сделать вывод, что чем меньше происходит конфликтов в семье или на работе, тем меньше у индивидов склонность к проявлению делинквентного поведения и, более того, тем меньше по факту возникает проблем с правоохранительными органами. 

Чем больше индивид удовлетворен жизненными условиями, тем менее он склонен  к проявлению девиантного  поведения.

    Таблица 5

    Возникновение проблем с правоохранительными  органами в зависимости от удовлетворенности возможностями иметь достойный уровень материального благополучия

    (в  % от числа опрошенных в каждой  группе) 

 
Проблемы  с правоохранительными органами
Возможности иметь достойный уровень материального  благополучия
Скорее  удовлетворены, чем нет Не удовлетворены
Возникали 17,4 57,2
Не  возникали 82,6 42,8

      Таким образом, чем больше индивид удовлетворен возможностями иметь достойный  уровень материального благополучия, тем меньше вероятность возникновения  у него проблем с правоохранительными  органами.

Таблица 6

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения