Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

— массовость (приоритет групповых форм работы);

— позитивность информации;

— минимизация  негативных последствий;

— личная заинтересованность и ответственность  участников;

— максимальная активность личности;

— устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

     Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

     Отличительной особенностью психологической интервенции  в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям, несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности.

     Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:

     формирование  мотивации на социальную адаптацию  или выздоровление;

     стимулирование  личностных изменений;

     коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;

     создание  благоприятных социально-психологических  условий для личностных изменений или выздоровления.

     В случае психологической интервенции  отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг. Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией.

     В зависимости от целей интервенции  выделяют три вида психотерапии:

1) поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения;

2) переучивающая психотерапия — стремится к изменению поведения;

3) личностно-реконструктивная — нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов. 

     Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что генезис отклоняющегося поведения  необходимо искать в системе взаимосвязанных  факторов, оказывающих влияние на личность, и в дальнейшем обращать внимание на особенности личности с таковым поведением. Поэтому в следующей главе перейдем к рассмотрению действия конкретных факторов, и соответственно, к выявлению характеристик лиц, более склонных к проявлению делинквентного поведения на основе уже проводившихся исследований. 
 
 
 

     Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения

     Для понимания криминологического поведения  важно выявление социально-психологических свойств индивида, склоняющих к противоправным поступкам. Остановим внимание на достаточно глубоком исследовании И.А. Двойменного таковых социально-психологических характеристик; данное исследование было посвящено особой когорте населения – несовершеннолетним.

     Особое место в характеристике личности несовершеннолетнего преступника принадлежит его отношению к учебе, к выполнению трудовой деятельности. С целью анализа данного отношения в 1993 г. было проведено анкетирование 189 несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в Бобровской воспитательно-трудовой колонии. В процессе исследования применялись монографический и статистический методы исследования; были проанализированы действующее законодательство, нормативные акты МВД РФ, данные общегосударственной статистики.

     Результаты  анкетирования воспитанников колонии показали, что на момент совершения преступления была хорошая успеваемость у 11,6% опрошенных, неудовлетворительная — у 12,7%; не работали 24,6%, из них уволились по собственному желанию 63,6%, уволены по статье трудового законодательства 27,2%; не учились 50,7% респондентов, их них бросили учебу 55,9%, исключены 16,2%; не работали и не учились 17,5% от общего числа подростков. Большое беспокойство вызывает значительное число неработающих и неучащихся подростков. Исследование выявило серьезные недостатки в организации устройства подростков на работу и учебу, отсутствие системы контроля за этой деятельностью. Уровень общего образования и отношение к учебе не составляют ценности развития личности.

     Нельзя  не обратить внимания на то, что велико количество несовершеннолетних, уволившихся с предприятий (63,6%), которые считают, что любой труд в тягость, что можно прожить и не работая. Для подавляющего числа опрошенных труд не отвечает жизненным интересам, не обязателен, если есть другая возможность существования. Характерна для них частая смена места работы, обусловленная увольнениями за прогулы, пьянство, хищения (почти в 27% случаев).

     Пьянство больше всего распространено среди работающих несовершеннолетних. Этому способствуют неумение подростков распоряжаться своим заработком и отсутствие контроля и помощи со стороны взрослых. По данным проведенного исследования, каждый второй из воспитанников колонии совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Под его воздействием подростки совершают подавляющее большинство умышленных убийств, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилований с характерной жестокостью, отсутствием какой-либо мотивации.

     Слабо пресекается вовлечение несовершеннолетних в пьянство взрослыми лицами. По данным ИЦ УВД Воронежской области, в 1993 г. (по сравнению с прошлым годом) число их выявляемости сократилось в области на 37,1%, привлеченных к административной ответственности — на 40%, осуждено судами всего два человека. Сегодня пьянство носит комбинированный характер. Нормой становится оно для взрослых и детей. 46,9% опрошенных систематически употребляли спиртные напитки (так они говорят сами о себе). Для 71% несовершеннолетних употребление алкоголя превратилось в форму общения с друзьями. Дальнейшая коммерциализация торговли, предприятий общественного питания привела к тому, что 50% воспитанников до осуждения распивали алкогольную продукцию в кафе, столовой. Превращение мест отдыха и творчества детей в питейные заведения, клубы, казино, что наблюдается в последнее время, приводит к тому, что подростки уходят на «черный двор», в подвалы и чердаки. Не случайно около 80% воспитанников колонии спиртные напитки распивали именно там. В этой связи решающее значение приобретает неформальная досуговая сфера. В процессе изучения 53,5% подростков выразили желание организовать своими силами клуб для проведения в нем свободного времени по месту их прежнего жительства. Опрос показал, что преступление совершали в группе 72,0%, из них с участием подростков, взрослых несудимых — 17,3%, а подростков, взрослых судимых — 21,0%. Отсутствие или неразвитость возможности для самостоятельного заработка подростка невольно ориентирует на поиск запрещенных и противоправных способов добычи денег на свои нужды и, прежде всего, развлечения. Из считающих возможным достать деньги преступным путем нет лиц, не употребляющих алкогольные напитки. 48,7% ориентирующихся на легальные способы добычи денег для удовлетворения своих нужд имеют гораздо более выраженную установку на участие в полезном деле, т.е. готовы заработать, если бы появилась такая возможность.

     Бесцельное  времяпрепровождение формирует  у преступников соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, которая ведет к социально негативной потребности, к общественно-опасным, противоправным способам ее удовлетворения. Наличие интереса к употреблению алкоголя отмечено у 35% опрошенных воспитанников колонии, наркотических веществ — у 11%, к бесцельному времяпрепровождению на улице, в подъезде и т.п. — у 19%, совершивших преступление. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, их примитивный характер. Высокой оценкой у 15% воспитанников пользуются азартные игры на «интерес». Прослушивание музыки, просмотр видео для каждого второго лица этого контингента является самым предпочтительным занятием. Интересы в сфере техники, занятий спортом проявляются в три раза реже, чем указанные выше. И дело здесь не в ограниченности интересов, а в раннем для возраста респондентов замещении позитивных интересов и потребностей негативными.

     Тревожным симптомом, выявленным в результате анализа полученных данных, выступает такое положение, при котором около 25% из числа опрошенных свой досуг проводили с соучастниками (правонарушителями и ранее судимыми). Эта особенность подтверждает мнение о необходимости организации социального контроля занятости в досуговой сфере подростков, возвратившихся из колоний, имеющих условное осуждение и т.д., — наиболее сложной в криминологическом отношении категории.

     Характерная личностная особенность несовершеннолетних правонарушителей — глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок. Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных планов, целей, средств их достижения. Анализ жизненных планов показывает, что полный разрыв с прошлым, т.е. жизнь заново, выбрали около 64%; после освобождения возврат к прежнему образу жизни и как неминуемое возвращение в исправительно-трудовое учреждение, рецидив — определили примерно 7% опрошенных. 21% несовершеннолетних правонарушителей не имеет ясных представлений о своем будущем, а 3% проявили полное безразличие к нему. Все воспитанники Бобровской колонии совершили преступления в силу общих для них искажений в нравственном формировании личности. Надо отметить, что в плане нравственной деформации воспитанники, независимо от возраста, близки друг другу. В их среде признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого запрета.

     Представляют  интерес данные о волевых качествах  воспитанников колонии. Почти 31% обследованных относит себя к группе лиц с сильной волей. В ряде случаев они совершают преступления единолично или выступают в качестве вожаков асоциальных групп. 36% подростков — это те, которые выступают активными участниками противоправных действий, т.е. с проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами. Как сами признались, 33% считают себя слабовольными, которые могут быть втянуты в преступления.

     Среди большого круга социально-психологических особенностей, характеризующих несовершеннолетних преступников, особое место принадлежит самооценке содеянного. Считают себя виновными 63,5% опрошенных, 14,3% воспитанников отмечают случайный характер преступления. О виновности потерпевшего заявили 8,5%; 13,8% утверждают, что совершили преступление по незнанию о противоправности своих действий. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что самооценка воспитанников Бобровской колонии в абсолютном большинстве совпадает с той оценкой, которую определило общество за содеянное ими преступление. Около 26% правонарушителей считают, что «от жизни надо брать все, даже если это задевает чьи-либо интересы»; 17,5% опрошенных уверены, что «можно солгать, если это выгодно»; 14,3% — «скорее воспользуются нечестным способом для достижения выгоды, чем примирятся с ее потерей»; 42,3% осужденных считают, «когда кто-то причиняет зло, необходимо отплатить тем же». Несовершеннолетние преступники имеют в среднем низкую самооценку, тем не менее свои неудачи они обычно приписывают чему-то внешнему. Так, 15,9% воспитанников колонии считают, что им «негде показать себя»; 50% из числа опрошенных — «везет меньше, чем другим»; 17% — «выпало больше несчастья, чем другим», около 6% думают, «что производят фазу неблагоприятное впечатление».

     65% респондентов совершили преступление  с целью приобретения денег.  При анализе места материальных потребностей в структуре противоправного поведения несовершеннолетних преступников обращает на себя внимание тот факт, что более 92% ответивших ставят материальное благополучие на первое место среди всех потребностей. Характерно, что в предмет своих материальных потребностей они вкладывают объем благ, не превышающих социально-типичные нормы. По данным проведенного исследования, около 10% подростков из числа опрошенных совершали преступление, прямо связанное с реализацией потребности в самоутверждении. Не имея возможности и не желая утвердиться в коллективе, но испытывая острую необходимость в каком-то признании окружающими своей значимости, подростки сливаются с неформальными группами несовершеннолетних. Не случайно, что около 42% из числа опрошенных оказались в группе явно антиобщественной ориентации. Тесно связанной с потребностью в самоутверждении является потребность в престиже. Полученные данные наглядно показывают значимость данной потребности у несовершеннолетних преступников. Около 88% воспитанников из числа опрошенных вышеназванной потребности отводят третье место среди общего круга потребностей.

<

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения