Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.
Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.
Введение……………………………………………………...................................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.
1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4
1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11
Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19
Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26
Заключение….........................................................................................................41
Список использованной литературы…...............................................................42
— массовость (приоритет групповых форм работы);
— позитивность информации;
— минимизация негативных последствий;
— личная заинтересованность и ответственность участников;
— максимальная активность личности;
— устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации.
Отличительной особенностью психологической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально-психологической помощи человек сопротивляется изменениям, несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности.
Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;
стимулирование личностных изменений;
коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
создание
благоприятных социально-
В случае психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг. Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией.
В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:
1) поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения;
2) переучивающая психотерапия — стремится к изменению поведения;
3) личностно-реконструктивная
— нацелена на внутриличностные изменения
через осознание интрапсихических конфликтов.
Таким
образом, подводя итоги, можно сказать,
что генезис отклоняющегося поведения
необходимо искать в системе взаимосвязанных
факторов, оказывающих влияние на
личность, и в дальнейшем обращать
внимание на особенности личности с таковым
поведением. Поэтому в следующей главе
перейдем к рассмотрению действия конкретных
факторов, и соответственно, к выявлению
характеристик лиц, более склонных к проявлению
делинквентного поведения на основе уже
проводившихся исследований.
Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения
Для
понимания криминологического поведения
важно выявление социально-
Особое место в характеристике личности несовершеннолетнего преступника принадлежит его отношению к учебе, к выполнению трудовой деятельности. С целью анализа данного отношения в 1993 г. было проведено анкетирование 189 несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в Бобровской воспитательно-трудовой колонии. В процессе исследования применялись монографический и статистический методы исследования; были проанализированы действующее законодательство, нормативные акты МВД РФ, данные общегосударственной статистики.
Результаты
анкетирования воспитанников
Нельзя не обратить внимания на то, что велико количество несовершеннолетних, уволившихся с предприятий (63,6%), которые считают, что любой труд в тягость, что можно прожить и не работая. Для подавляющего числа опрошенных труд не отвечает жизненным интересам, не обязателен, если есть другая возможность существования. Характерна для них частая смена места работы, обусловленная увольнениями за прогулы, пьянство, хищения (почти в 27% случаев).
Пьянство больше всего распространено среди работающих несовершеннолетних. Этому способствуют неумение подростков распоряжаться своим заработком и отсутствие контроля и помощи со стороны взрослых. По данным проведенного исследования, каждый второй из воспитанников колонии совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Под его воздействием подростки совершают подавляющее большинство умышленных убийств, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилований с характерной жестокостью, отсутствием какой-либо мотивации.
Слабо пресекается вовлечение несовершеннолетних в пьянство взрослыми лицами. По данным ИЦ УВД Воронежской области, в 1993 г. (по сравнению с прошлым годом) число их выявляемости сократилось в области на 37,1%, привлеченных к административной ответственности — на 40%, осуждено судами всего два человека. Сегодня пьянство носит комбинированный характер. Нормой становится оно для взрослых и детей. 46,9% опрошенных систематически употребляли спиртные напитки (так они говорят сами о себе). Для 71% несовершеннолетних употребление алкоголя превратилось в форму общения с друзьями. Дальнейшая коммерциализация торговли, предприятий общественного питания привела к тому, что 50% воспитанников до осуждения распивали алкогольную продукцию в кафе, столовой. Превращение мест отдыха и творчества детей в питейные заведения, клубы, казино, что наблюдается в последнее время, приводит к тому, что подростки уходят на «черный двор», в подвалы и чердаки. Не случайно около 80% воспитанников колонии спиртные напитки распивали именно там. В этой связи решающее значение приобретает неформальная досуговая сфера. В процессе изучения 53,5% подростков выразили желание организовать своими силами клуб для проведения в нем свободного времени по месту их прежнего жительства. Опрос показал, что преступление совершали в группе 72,0%, из них с участием подростков, взрослых несудимых — 17,3%, а подростков, взрослых судимых — 21,0%. Отсутствие или неразвитость возможности для самостоятельного заработка подростка невольно ориентирует на поиск запрещенных и противоправных способов добычи денег на свои нужды и, прежде всего, развлечения. Из считающих возможным достать деньги преступным путем нет лиц, не употребляющих алкогольные напитки. 48,7% ориентирующихся на легальные способы добычи денег для удовлетворения своих нужд имеют гораздо более выраженную установку на участие в полезном деле, т.е. готовы заработать, если бы появилась такая возможность.
Бесцельное времяпрепровождение формирует у преступников соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, которая ведет к социально негативной потребности, к общественно-опасным, противоправным способам ее удовлетворения. Наличие интереса к употреблению алкоголя отмечено у 35% опрошенных воспитанников колонии, наркотических веществ — у 11%, к бесцельному времяпрепровождению на улице, в подъезде и т.п. — у 19%, совершивших преступление. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, их примитивный характер. Высокой оценкой у 15% воспитанников пользуются азартные игры на «интерес». Прослушивание музыки, просмотр видео для каждого второго лица этого контингента является самым предпочтительным занятием. Интересы в сфере техники, занятий спортом проявляются в три раза реже, чем указанные выше. И дело здесь не в ограниченности интересов, а в раннем для возраста респондентов замещении позитивных интересов и потребностей негативными.
Тревожным симптомом, выявленным в результате анализа полученных данных, выступает такое положение, при котором около 25% из числа опрошенных свой досуг проводили с соучастниками (правонарушителями и ранее судимыми). Эта особенность подтверждает мнение о необходимости организации социального контроля занятости в досуговой сфере подростков, возвратившихся из колоний, имеющих условное осуждение и т.д., — наиболее сложной в криминологическом отношении категории.
Характерная личностная особенность несовершеннолетних правонарушителей — глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок. Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных планов, целей, средств их достижения. Анализ жизненных планов показывает, что полный разрыв с прошлым, т.е. жизнь заново, выбрали около 64%; после освобождения возврат к прежнему образу жизни и как неминуемое возвращение в исправительно-трудовое учреждение, рецидив — определили примерно 7% опрошенных. 21% несовершеннолетних правонарушителей не имеет ясных представлений о своем будущем, а 3% проявили полное безразличие к нему. Все воспитанники Бобровской колонии совершили преступления в силу общих для них искажений в нравственном формировании личности. Надо отметить, что в плане нравственной деформации воспитанники, независимо от возраста, близки друг другу. В их среде признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого запрета.
Представляют интерес данные о волевых качествах воспитанников колонии. Почти 31% обследованных относит себя к группе лиц с сильной волей. В ряде случаев они совершают преступления единолично или выступают в качестве вожаков асоциальных групп. 36% подростков — это те, которые выступают активными участниками противоправных действий, т.е. с проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами. Как сами признались, 33% считают себя слабовольными, которые могут быть втянуты в преступления.
Среди
большого круга социально-
65%
респондентов совершили
Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения