Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.
Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.
Введение……………………………………………………...................................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.
1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4
1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11
Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19
Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26
Заключение….........................................................................................................41
Список использованной литературы…...............................................................42
Примерно 80% подростков совершили различного рода корыстные преступления. По-видимому, выработавшееся у них некритичное отношение к себе и своим поступкам заставляет смещать акценты в оценке того, что с ними произошло.
Около 37,5% опрошенных указали, что в своей компании в том случае, если кого-то нельзя убедить словами, необходимо применить силу. Подросток, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных выгод. И если учесть, что для подросткового возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению преступления.
Помимо уже отмеченных ранее деформаций личности у большинства подростков к 14—15 годам складывается относительно стойкая морально-этическая деформация. Наряду с общей несформированностью мировоззрения этих подростков отличает ярко выраженная противоправность и ложность идеалов. Вероятно, поэтому в качестве основного критерия авторитета воспитанники колонии признают: физическую силу (27%), властность (9%), умение держать язык за зубами (48,1%), интеллект (22,8%), жизненный опыт (34,4%). Большинству опрошенных подростков, совершивших преступления, свойственна глубокая укоренившаяся аморальная ориентация, а вместе с тем и криминальный потенциал.
Изучение
некоторых социально-
По данным ГосКомСтата в отношении населения страны в целом, в 2000-х годах доля тяжких и особо тяжких преступлений последовательно уменьшалась: если в 2002 году она составляла 53,3%, то в 2003 уже 39,2%, в 2004 — 32,4%, в 2005 — 30,3%, в 2006 — 27,9%, в 2007 — 26,8%. Среди доминирующих мотивов были отмечены ревность, ссора, решение бытовых конфликтов, хулиганские мотивы.
Большую
часть выявленных преступников в
России составляют мужчины (в 2005 году —
86,2%), однако с начала 1990-х годов
практически постоянно
Образовательный уровень преступников является более низким, чем в целом по населению. В 2005 году 5,1% выявленных лиц имели высшее профессиональное образование, 19,2% — среднее профессиональное, 66,2% — среднее общее или среднее основное, 9,5% — начальное.
Также увеличились показатели рецидивной преступности. В 2007 году почти каждое третье (30,1%) оконченное расследованием преступление совершалось лицами, ранее совершавшими преступления.
Согласно другим проведенным исследованиям среди различных когорт населения относительно злоупотребления алкоголем, можно представить следующие данные. 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.
В последние годы уровень потребления алкоголя в России существенно возрос во всех возрастных когортах, включая детей моложе 12 лет, и составил в 1998 г. 5 % среди 13-14-летних, 10 % среди 15-16-летних и 26 % среди молодежи, не достигшей 18 лет. При этом не более 8 % опрошенных осознают потенциальную угрозу алкоголизма, что делает ситуацию еще более опасной.
Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.
Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Среди совершивших покушение на самоубийство 40,5% составляет молодежь в возрасте до 30 лет, 40% - лица в возрасте 31-50 лет. Доля лиц, старше 50 лет, значительно ниже – 19,5%.
Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех, покушавшихся на свою жизнь.
10
Также была рассмотрена наркомания как отдельный вид девиантного поведения. Уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. По данным социологических исследований, в России данное процентное соотношение выше. Особенно гибельным является злоупотребление в молодежной среде. Согласно результатам социологических опросов, 8% молодежи периодически принимают наркотики, 1% признались в их регулярном приеме, а еще 15% пробовали употреблять наркотические вещества. Главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. Большинство опрошенных наркоманов (77,1%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых.11
Таким
образом, проводимые исследования указывают
на многие сходные закономерности в
возрастно-половой структуре
Глава
3. Пилотажное исследование
социально-психологических
аспектов преступности
Анализ ситуации в исследуемой области и постановка проблемы
Анализ ситуации в отношении преступности, приведенный в предыдущей главе, показал, что изначально большое беспокойство вызывает значительное число неработающих и неучащихся подростков, формирующих почву для дальнейшего распространения преступности. Исследования выявили недостатки в организации устройства подростков на работу и учебу, отсутствие системы контроля за этой деятельностью. Уровень общего образования и отношение к учебе не составляют ценности развития личности. Важно отметить две из наиболее главных причин совершения преступлений. С одной стороны, бесцельное времяпрепровождение, которое формирует у преступников соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, которая ведет к социально негативной потребности, к общественно-опасным, противоправным способам ее удовлетворения. В этом случае отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, их примитивный характер. С другой стороны, потребительский мотив – совершение преступлений из корыстных целей.
Таким образом, перед нами встает одна из самых острых проблем, приобретающая все большие темпы в современном обществе: проблема распространения преступного поведения как одной из наиболее опасных форм девиантного поведения.
Данная
проблема, актуальность которой несомненна,
требует, прежде всего, определения ее
места в системе координат более широкого
социального содержания. Делинквентное
поведение приобрело в последнее время
массовый характер, что поставило данное
явление в центр внимания социологов,
педагогов, психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Причина
этого отклонения лежит в особенностях
взаимосвязи и взаимодействия человека
с окружающим миром, социальной средой
и самим собой. Поэтому важно понять сущность
делинквентного поведения, рассмотреть
основные факторы, которые, как катализаторы,
влияют на динамику данного поведения.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: население г. Перми (молодежь, работающее население, незанятое);
Предмет
исследования: восприятие делинквентного
поведения, отношение к правонарушениям;
установка на девиации.
Цели и задачи исследования
Цель исследования: установить социально-психологические характеристики склонности к преступности, механизмы и факторы ее возникновения.
Задачи:
Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий
Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Адаптация – процесс приспособления к требованиям окружающей среды.
Аддиктивное поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.
Аддикция – зависимость.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.
Аттитюд – социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.
Аутодеструктивное поведение – поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Девиация – отклонение от нормы.
Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.
Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.
Инновация – принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения.
Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, преодоления нежелательного поведения.
Конформизм – полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации.
Мотивы – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Потребность – внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения