Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     Одним из мотивов преступлений, содеянных  респондентами, является, в частности, мотив «из солидарности» - 7,4%. Проведенное исследование показало, что у подавляющего большинства осужденных респондентов до совершения ими преступления отмечалось нерациональное  использование свободного времени, а также чрезвычайно редкое присутствие социально продуктивных видов деятельности. Для 17% воспитанников колонии характерным является проведение свободного времени с родителями, 24% проводили его в кругу друзей по учебе или работе.

     Примерно 80% подростков совершили различного рода корыстные преступления. По-видимому, выработавшееся у них некритичное отношение к себе и своим поступкам заставляет смещать акценты в оценке того, что с ними произошло.

     Около 37,5% опрошенных указали, что в своей компании в том случае, если кого-то нельзя убедить словами, необходимо применить силу. Подросток, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных выгод. И если учесть, что для подросткового возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению преступления.

     Помимо  уже отмеченных ранее деформаций личности у большинства подростков к 14—15 годам складывается относительно стойкая морально-этическая деформация. Наряду с общей несформированностью мировоззрения этих подростков отличает ярко выраженная противоправность и ложность идеалов. Вероятно, поэтому в качестве основного критерия авторитета воспитанники колонии признают: физическую силу (27%), властность (9%), умение держать язык за зубами (48,1%), интеллект (22,8%), жизненный опыт (34,4%). Большинству опрошенных подростков, совершивших преступления, свойственна глубокая укоренившаяся аморальная ориентация, а вместе с тем и криминальный потенциал.

     Изучение  некоторых социально-психологических свойств несовершеннолетних преступников создает предпосылки для системного анализа процессов и явлений, негативно влияющих на формирование личности. При этом важна задача раннего, упреждающего воздействия на окружающую подростка среду. Такой подход был одной из гипотез в проведенном исследовании воспитанников Бобровской колонии для несовершеннолетних.9

     По  данным ГосКомСтата в отношении населения страны в целом, в 2000-х годах доля тяжких и особо тяжких преступлений последовательно уменьшалась: если в 2002 году она составляла 53,3%, то в 2003 уже 39,2%, в 2004 — 32,4%, в 2005 — 30,3%, в 2006 — 27,9%, в 2007 — 26,8%. Среди доминирующих мотивов были отмечены ревность, ссора, решение бытовых конфликтов, хулиганские мотивы.

     Большую часть выявленных преступников в  России составляют мужчины (в 2005 году — 86,2%), однако с начала 1990-х годов  практически постоянно увеличивается также доля женской преступности. Большая часть выявленных в 2005 году лиц (35,0%) относилась к возрастной группе 30—49 лет, однако по криминальной активности довольно близко к ней стоит возрастная группа 18—24 года (28,1%).

     Образовательный уровень преступников является более низким, чем в целом по населению. В 2005 году 5,1% выявленных лиц имели высшее профессиональное образование, 19,2% — среднее профессиональное, 66,2% — среднее общее или среднее основное, 9,5% — начальное.

     Также увеличились показатели рецидивной преступности. В 2007 году почти каждое третье (30,1%) оконченное расследованием преступление совершалось лицами, ранее совершавшими преступления.

     Согласно  другим проведенным исследованиям  среди различных когорт населения относительно злоупотребления алкоголем, можно представить следующие данные. 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

     В последние годы уровень потребления  алкоголя в России существенно возрос во всех возрастных когортах, включая  детей моложе 12 лет, и составил в 1998 г. 5 % среди 13-14-летних, 10 % среди 15-16-летних и 26 % среди молодежи, не достигшей 18 лет. При этом не более 8 % опрошенных осознают потенциальную угрозу алкоголизма, что делает ситуацию еще более опасной.

     Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.

     Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Среди совершивших покушение на самоубийство 40,5% составляет молодежь в возрасте до 30 лет, 40% - лица в возрасте 31-50 лет. Доля лиц, старше 50 лет, значительно ниже – 19,5%.

     Наконец, несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство мужчин и 20,2% всех, покушавшихся на свою жизнь.

10

     Также была рассмотрена наркомания как отдельный вид девиантного поведения. Уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. По данным социологических исследований, в России данное процентное соотношение выше. Особенно гибельным является злоупотребление в молодежной среде. Согласно результатам социологических опросов, 8% молодежи периодически принимают наркотики, 1% признались в их регулярном приеме, а еще 15% пробовали употреблять наркотические вещества. Главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. Большинство опрошенных наркоманов (77,1%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых.11

      Таким образом, проводимые исследования указывают  на многие сходные закономерности в  возрастно-половой структуре девиантов, мотивах девиаций, отмечены основные типы личностей с антиобщественной направленностью. Однако, на мой взгляд, в качестве недостатка можно отметить то, что большинство исследований несет обобщенную информацию, в то время как более глубокое исследование социально-психологических аспектов девиантного поведения необходимо проводить среди более узких выборочных совокупностей (на примере исследования когорты несовершеннолетних И.А. Двойменного). 

     Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности 

Анализ  ситуации в исследуемой области и постановка проблемы

     Анализ  ситуации в отношении преступности, приведенный в предыдущей главе, показал, что изначально большое беспокойство вызывает значительное число неработающих и неучащихся подростков, формирующих почву для дальнейшего распространения преступности. Исследования выявили недостатки в организации устройства подростков на работу и учебу, отсутствие системы контроля за этой деятельностью. Уровень общего образования и отношение к учебе не составляют ценности развития личности. Важно отметить две из наиболее главных причин совершения преступлений. С одной стороны, бесцельное времяпрепровождение, которое формирует у преступников соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, которая ведет к социально негативной потребности, к общественно-опасным, противоправным способам ее удовлетворения. В этом случае отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, их примитивный характер. С другой стороны, потребительский мотив – совершение преступлений из корыстных целей.

    Таким образом, перед нами встает одна из самых острых проблем, приобретающая все большие темпы в современном обществе: проблема распространения преступного поведения как одной из наиболее опасных форм девиантного поведения.

    Данная  проблема, актуальность которой несомненна, требует, прежде всего, определения ее места в системе координат более широкого социального содержания. Делинквентное поведение приобрело в последнее время массовый характер, что поставило данное явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно понять сущность делинквентного поведения, рассмотреть основные факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объект  и предмет исследования

     Объект исследования: население г. Перми (молодежь, работающее население, незанятое);

     Предмет исследования: восприятие делинквентного поведения, отношение к правонарушениям; установка на девиации. 

     Цели  и задачи исследования

     Цель  исследования: установить социально-психологические характеристики склонности к преступности, механизмы и факторы ее возникновения.

     Задачи:

    1. Исследовать особенности преступности в современных условиях;
    2. Определить основные мотивы, которыми руководствуется правонарушитель;
    3. Изучить влияние различных факторов на формирование установки к преступному поведению.
 

      Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий

      Агрессия  – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

      Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

      Адаптация – процесс приспособления к требованиям окружающей среды.

      Аддиктивное поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.

      Аддикция  – зависимость.

      Антисоциальное  поведение – поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

      Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

      Аттитюд – социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

     Аутодеструктивное поведение – поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.

     Девиантное (отклоняющееся) поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

     Девиация  – отклонение от нормы.

      Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

      Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

      Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.

      Инновация – принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения.

      Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, преодоления нежелательного поведения.

      Конформизм – полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации.

     Мотивыпобудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

     Потребность – внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения