Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

    Возникновение проблем с правоохранительными  органами в зависимости от удовлетворенности возможностями трудоустройства

    (в  % от числа опрошенных в каждой  группе) 

Проблемы  с правоохранительными органами Возможности трудоустройства
Скорее  удовлетворены, чем нет Не удовлетворены
Возникали 23,8 33,3
Не  возникали 76,2 66,7

      Таким образом, несмотря на то, что проблемы чаще НЕ возникают в обеих группах, респонденты, не удовлетворенные возможностями трудоустройства, чаще сталкиваются с правоохранительными органами. 

      Далее необходимо рассмотреть полученные распределения по вопросам анкеты, включенных из опросника для выявления  склонности к отклоняющемуся поведению.

    • В вопрос № 18 были включены варианты ответов из шкалы склонности к нарушению норм и правил.

    Каждому варианту ответа соответствует – либо «да, склонен», либо «нет, не склонен».

    Ключом  является следующий набор ответов:

    1. нет
    2. да
    3. нет
    4. да
    5. нет
    6. да
    7. нет
    8. нет
    9. да
    10. да
    11. да
 
    • В вопрос № 20 были включены варианты ответов  из шкалы склонности к агрессии и насилию.

    Аналогично, каждому варианту ответа соответствует – либо «да, склонен», либо «нет, не склонен».

    Ключом  является следующий набор ответов:

      1. нет
      2. да
      3. нет
      4. да
      5. да
      6. да
      7. да
      8. нет
      9. да
      10. нет
      11. нет
 

     При обработке результатов подсчитываются набранные баллы по каждой шкале в соответствии с ключом. Положительный ответ – «1», если он отмечен респондентом как «свойственно», и отрицательный - «0».

Т.е. максимальное количество баллов=6.

     «Более  склонными» к нарушению норм и  правил/ к агрессии и насилию будут  признаны респонденты, набравшие от 4 до 6 баллов. И соответственно «менее склонными» будут респонденты, набравшие от 0 до 3 баллов. 

Более склонны к нарушению  норм и правил, а также к проявлению агрессии индивиды с наименее благоприятным климатом в учебном/ трудовом коллективе.

    Таблица 7

    Склонность к нарушению норм и правил в зависимости от взаимоотношений в учебном/ трудовом коллективе (в % от числа опрошенных в каждой группе) 

Склонность  к нарушению норм и правил Взаимоотношения в коллективе
Относятся скорее доброжелательно Относятся не доброжелательно
«более  склонны» 52,7 64
«менее  склонны» 47,3 36
 

    Из  таблицы не прослеживается явной зависимости между склонностью к нарушению норм и психологическим климатом в коллективе. Однако, отметить все же можно, что среди группы тех, у кого взаимоотношения в коллективе складываются плохо, преобладают «более склонные» респонденты.

    Таблица 8

    Склонность  к проявлению агрессии и насилия  в зависимости от взаимоотношений  в учебном/ трудовом коллективе (в % от числа опрошенных в каждой группе) 

Склонность  к проявлению агрессии и насилия Взаимоотношения в коллективе
Относятся скорее доброжелательно Относятся не доброжелательно
«более  склонны» 37,4 71,2
«менее  склонны» 62,6 28,8
 

     Больше  склонны к проявлению агрессии респонденты  с менее благоприятным климатом в коллективе, и наоборот, среди группы «менее склонных» намного больше тех, у кого взаимоотношения складываются доброжелательно. 

Более склонны к нарушению норм и правил, а также к проявлению агрессии и насилия те индивиды, в ближайшем окружении которых имеются правонарушители.

    Таблица 9

    Склонность  к проявлению агрессии и насилия  в зависимости от наличие проблем  с правоохранительными органами у близких (в % от числа опрошенных в каждой группе) 

Склонность  к нарушению норм и правил Проблемы  с правоохранительными органами у близких
Возникали Не возникали
«более  склонны» 38,6 18
«менее  склонны» 61,4 82
 
 

    Таблица 10

    Склонность  к проявлению агрессии и насилия  в зависимости от наличие проблем  с правоохранительными органами у близких (в % от числа опрошенных в каждой группе) 

Склонность  к проявлению агрессии и насилия Проблемы  с правоохранительными органами у близких
Возникали Не возникали
«более  склонны» 26 20,7
«менее  склонны» 74 79,3
 

      Можно сделать вывод, что в таблицах 9 и 10 не прослеживается явной тенденции указанной зависимости. В основном преобладают респонденты, менее склонные к нарушению норм и агрессии. Однако в группе «более склонных» преобладают все-таки те респонденты, чьи близкие-правонарушители. 
 

     Таким образом, в результатах пилотажного исследования были рассмотрены основные факторы, которые оказывают влияние на склонность к проявлению делинквентного поведения. Внимание было обращено на восприятие делинквентного поведения респондентами для того, чтобы выявить отношение к правонарушениям, установку на девиации.

     Большинство гипотез подтвердилось или подтвердилось  частично, исходя из приведенных таблиц. Многие полученные зависимости подтверждают результаты уже проводившихся исследований, которые были приведены во вторичном анализе проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Девиантное поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности. Происходит деформация ценностей, потребностей, что приводит к появлению девиаций.

     Различные проявления отклоняющегося поведения, безусловно, являются негативным явлением в нашем обществе и требуют особого изучения их причин, механизмов, а также факторов, на них влияющих с целью дальнейшей регуляции. Огромное место здесь занимает оказание социально-психологической помощи непосредственно личности, склонной к различного рода асоциальным проявлениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств  и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.
  2. Двойменный И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // СОЦИС. 1994. №8-9. С. 115-119.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: уч. пособие для вузов, М.: 2004.
  5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. 2008 г.
  6. Основы социально-психологической теории/ под ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. Гл. IV, гл. IX.
  7. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России – шаг до национальной катастрофы // СОЦИС. 1998. № 8.
  8. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  9. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. – М.: Центр социального прогнозирования. 2004. – 344 с.
  10. http:// psy-exam.com/deviant.html. Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии, девиации. Психология девиантного поведения: девиантное поведение, предмет, цели, задачи. Система профилактики и коррекции.
  11. http://psy-exam.com/deviant2.html. Основные виды девиантного поведения. Типология отклоняющегося поведения. Деструктивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное поведение.

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения