Социально-психологические аспекты девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список использованной литературы…...............................................................42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Пермский  Государственный Технический Университет

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Социально-психологические аспекты девиантного поведения» 
 
 
 
 

Выполнила: Белова Анна

III курс, факультет Гуманитарный

Специальность: Социология

Проверил: Левченко В.В. 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2010

      Содержание

Введение……………………………………………………...................................3

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования девиантного поведения.

    1.1 Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.………........4

    1.2 Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Воздействие на отклоняющееся поведение личности…………………………………………….…….....11

Глава 2. Эмпирический анализ различных форм девиантного поведения…..19

Глава 3. Пилотажное исследование социально-психологических аспектов преступности…………………………………………………………………...26

Заключение….........................................................................................................41

Список  использованной литературы…...............................................................42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      Современное общество все чаще начинает сталкиваться с разнообразными проявлениями социально  нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

     В последние годы в связи с общесистемным  кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Многообразие подходов к данной проблеме проявляется при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи. Таким образом, изучение данной проблемы необходимо не только для измерения исходных факторов и отличительных особенностей личностей с девиантным поведением, но и для регуляции данного явления в обществе.

      Отмеченная актуальность проблемы девиантного, отклоняющегося, поведения обусловила особый интерес к ней специалистов различных областей – психологов, социологов, педагогов, и потому данная проблема носит междисциплинарный характер. Одновременно сопряженность термина отклоняющегося поведения с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны и подвижны в любом обществе.

     Итак, объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, а также установить социально-психологические характеристики личности с девиантным поведением – стало насущной задачей.

Глава 1. Теоретические  предпосылки исследования девиантного поведения

    1. Понятие социальной нормы и девиации. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения.
 

    Во  все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм. Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Норма – это эталон поведения следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям.1 Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия при постоянно изменяющихся условиях.

    Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. «Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».2 Это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.3

    Следовательно, отсюда вытекает понятие «девиация» – как отклонение от социальной нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

    Поведение (система поступков, либо отдельные  поступки), не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и требованиям общества, принято обозначать термином отклоняющееся (девиантное) поведение (от лат. Делинквен – отклонение). Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения.

    Для того, чтобы внести большую ясность  в определение понятия девиантного поведения, остановимся на основных его признаках:

1) Отклоняющееся  поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное  поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное  поведение наносит реальный ущерб  самой личности или окружающим  людям. Таким образом, девиантное  поведение деструктивно.

4) Девиантное  поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное  поведение должно согласовываться  с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

7) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

     Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

     Проблема  отклоняющегося поведения вызывает особый интерес исследователей в  различных областях научного знания. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что речь идет о чрезвычайно сложной форме социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

     Можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:

    • Внешние условия физической среды;
    • внешние социальные условия;
  • внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;
    • внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

     К внешним физическим условиям девиантного  поведения можно отнести такие  факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Явления, порожденные этими факторами, способны провоцировать стресс и, как следствие, они могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Однако данный фактор может быть признан недостаточно существенным, поскольку действует очень опосредованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же обычных физических условиях.

     Гораздо более важным фактором, действующим  на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:

    - общественные  процессы (социально-экономическая  ситуация, государственная политика, традиции, мода и др.)

    - характеристики  социальных групп, в которые  включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа, субкультура)

    - микросоциальная  среда (уровень и стиль жизни  семьи, психологический климат  в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья).

     Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается, прежде всего, в рамках социологического подхода. Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, зависят от общественного строя.

     Наиболее  известными представителями данного  направления являются О. Конт, Г.де Тард, А. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается социолог Э. Дюркгейм, впервые предложивший для объяснения социальных девиаций термин «аномия» - состояние социальной дезорганизации общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э. Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Р. Мертон, один из последователей Э.Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. В качестве путей адаптации к возникающему противоречию можно тогда выделить: конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации); инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения); ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привычных средств); ретретизм (пассивный уход от выполнения социальных норм-алкоголизм, наркомания); мятеж (активный бунт-отрицание социальных норм). Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

     Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между  участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т.Парсонс); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную), с большей вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

     Таким образом, отклоняющееся поведение  социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания, и отрицательным влиянием неблагоприятной окружающей ситуации.

       Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации (Э.Лемерт, Г.Беккер) девиации – следствие того, что сама социальная группа наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

     Девиантное  поведение также может быть описано  с помощью понятия «социальная  роль», или «социальная функция личности» (Дж.Мид). Роль – это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения. В соответствии с этим люди могут принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта.

     Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение  самой личности (группы) к социальным нормам. Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами: ссылаться на высшие понятия (дружбу), оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны, отрицать свою ответственность, отрицать вред своего поведения.

     Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение  через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение – это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним».4 Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.

Информация о работе Социально-психологические аспекты девиантного поведения