Девиантное поведение и социальный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

Нормы осуществляют регулирование и социальный контроль поведения. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает, ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие социальной нормы……………………………..................................4

2. Девиантное поведение……………………………………..........................….6

2.1 Исторически сложившиеся трактовки причин девиации…….....................6

2.2 Основы и причины девиации…………………………………..............…....9

2.3 Основные формы девиантного поведения…………………................…...13

2.4 Аддикция……………………………………………………............……….17

3. Делинквентное поведение……………………….............................……….18

4. Социальный контроль.....................................................................................20 Заключение…………………………………......................................................25

Список использованной литературы……………...............................................

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Введение...................................................................................................................3

1.  Понятие социальной нормы……………………………..................................4

2.  Девиантное поведение……………………………………..........................….6

2.1 Исторически  сложившиеся трактовки причин  девиации…….....................6

2.2 Основы и  причины девиации…………………………………..............…....9

2.3 Основные  формы девиантного поведения…………………................…...13

2.4 Аддикция……………………………………………………............……….17

3.   Делинквентное поведение……………………….............................……….18

4.   Социальный контроль.....................................................................................20    Заключение…………………………………......................................................25

Список использованной литературы……………...............................................26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним.

    Нормы осуществляют регулирование и социальный контроль  поведения. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает, ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.     

     Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.   

    Социологи  называют отклоняющееся поведение  девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.   

    В  узком понимании под девиантным  поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие социальной  нормы   

 Социальные  нормы, подобно другим ценностям,  выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Социальные нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требования, пожелания и ожидания. Нормы - это образцы, конструкты, которые предписывают то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упорядочивания, поддержания процессов функционирования общества, общностей, социальных групп и индивидов.

  Социальные  нормы вырабатываются с учетом:

• социальной структуры  общества и содержания общественных отношений;

• интересов, представлений, стереотипов восприятия групп и организаций о должностном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном или неприемлемом и т.д.   

   Нормы-предписания,  требования, пожелания и ожидания различаются сферой охвата.   

  Первая сфера  - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах непосредственного межличностного общения людей. Интересно в этом отношении привести следующий пример. Американский социолог Элтон Мэйо, проводивший социологический эксперимент, обнаружил при работе с документами нормы, которые применяли к новым работникам организации:

• не веди себя со «своими» официально;

• не говори начальству то, что может навредить членам группы;

• не общайся  с начальством чаще, чем со «своими»;

• не изготавливай изделий больше, чем другие участники организации. Вторая сфера - это нормы, которые возникают и функционируют в больших группах - общностях. Это обычаи, традиции, нравы, законы права, этика общения и культура поведения. Любой социальной группе присущи свои традиции, обычаи, манеры, этикет. Например, существуют светский этикет, манеры поведения молодежи, общенациональные традиции и нравы. Расположение социальных норм в нарастающем порядке применения санкций и наказаний можно представить так: привычки, обычаи, манеры, законы, табу. Мягче всего наказываются отдельные виды групповых привычек, например, семейные; строже всего караются грубые нарушения правовых законов и табу.   

   Дезинтеграция  общества в переходные периоды  приводит к разбалансированию системы социальных норм. Почему? Потому что:

• нормы - это  прежде всего обязанности одного человека по отношению к другому или к другим; они формируют систему социальных отношений в группе и обществе в целом;

• нормы - это  еще и ожидания: от индивида, выполняющего ту или иную роль в соответствии с нормой, другие люди ждут вполне однозначного поведения и отношения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу, передвигаются по левой, возникает организованное взаимодействие. При нарушении этого правила возникают столкновения и беспорядочное движение. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он невозможен, если партнеры не соблюдают общепринятые нормы, правила и законы. Следовательно, нормы формируют динамику социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, ожидания, оценки и средства достижения цели. Как мы видим, нормы - это стражи порядка и хранители социальных, духовных ценностей общества. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и целостности.   

    Проводя  различия между нормами и ценностями, можно сказать, что нормы - это правила поведения, а ценности - это абстрактные понятия, наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, прекрасном и безобразном и т.д. Ценности являются эталоном для человека. Без системы ценностей не может существовать ни одно общество. А человек? Он может выбирать - следовать этим ценностям или другим. Ценности принадлежат социальной группе или обществу; ценностные ориентации - индивиду.   

    Таким  образом, можно сказать, что  разнообразие норм определяется  сложностью взаимоотношений между  государством и индивидом, группой  индивидов, что в первую очередь,  на мой взгляд, основано на  взаимодействии, взаимозависимости, желании влиять на чье-нибудь мнение, коллизии взглядов и мнений отдельных индивидов и целых социальных групп.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Девиантное  поведение  

В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.

     К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства   

2.1 Исторически  сложившиеся трактовки причин  девиации

    В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.   

    Уильям Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся  тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. 

    Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

    Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили.

    Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.

    Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной,  как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало.

   Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

    Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р.Мертона. За главную причину девиации он принял разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.  

 Согласно  культурологическим объяснениям,  девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных, полиция скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Миллер (1958), утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность: эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

     Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной » субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются. Люди усваивают девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником.

    Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. Более того, социологи подробно описали факторы, сочетания которых способствуют криминальному поведению. Они подчеркнули, что важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение.    Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы создают девиацию, - писал он, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым, наклеиваются ярлыки аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация - не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Информация о работе Девиантное поведение и социальный контроль