Синдром эмоционального выгорания у медсестер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла

Файлы: 1 файл

Синдром эмоционального выгорания у ме.сестер диплом.docx

— 188.96 Кб (Скачать)

о своих негативных впечатлениях. В лучшем случае они ограничиваются

директивными указаниями или уходят от контакта, не объясняя причин и

предоставляя ему самостоятельно восполнить этот пробел (своими

многочисленными проекциями). Правильно   выраженные чувства  медсестры помогут

пациенту пролить свет на волнующие его вопросы, то есть понять механизм,

скрывающийся за непонятными  действиями окружающих. Может быть полезнее

расходовать энергию не на подавление естественных впечатлений, а на поиск

подходящей формы для  их выражения [38,87].

Негативные эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие  у медсестры  во

время или после работы часто связывают с негативными  переживаниями пациента.

Плохое состояние медсестры  является как бы следствием «эмоциональной

вовлеченности» в негативные переживания пациента. В основе лежит  «заражение»,

то есть идея «непосредственного перехода» эмоций пациента к медсестре. Но это

прямолинейное объяснение уводит в сторону от более сложных  и тонких

процессов, происходящих при  встрече с пациентами, находящимися в кризисной

ситуации. Даже поверхностный  анализ «негативных переживаний» медсестры

обнаруживает, что они  являются внешним выражением различных  менее

осознаваемых состояний  самого специалиста. Примером может  служить страх

медсестры предстать перед  пациентом и собой беспомощной  и некомпетентной.

Более глубокий анализ переживаний  специалиста приводит Тамар Крон: «Не

испытываем ли мы тревогу  за сохранность собственных схем и аксиом и не

стараемся ли их защитить? Не пытаемся ли мы отдалиться от «опасного» для

наших схем опыта клиента?» [24].

Большое количество разнообразных  ситуаций, схем и представлений о  жизни, с

которыми встречается  медсестра, должны приводить к осознанию  ею своей

субъективности. По мере приобретения опыта это ощущение не уменьшается, а,

напротив, растет. А вместе с ним растет осознание своей  некомпетентности и

крайней ответственности  за судьбу пациента. Вероятно, только единицы  могут

комфортно переносить эти  чувства, поэтому параллельно идут процессы,

защищающие человека от «многообразия  опыта» и «хаоса бытия». Имеются  ввиду

обобщение и систематизация своего опыта, типологизация пациентов, создание

своих и использование  чужих схем работы с разными проблемами, поиск критериев

эффективности своей работы.

В основе решения быть специалистом в системе человек-человек всегда лежит

несколько мотивов. Одни мотивы «правильные» принимаются, а значит –

осознаются. Другие мотивы «неправильные» отвергаются или, по крайней мере,

редко вербализуются. По мере работы индивидуальный спектр мотивов  неизбежно

меняется, поскольку мотивы –  это подвижные образования. Они могут

усиливаться и ослабевать, исчезать и появляться. Такое уменьшение мотивации

может возникнуть, когда:

1)мотив входит в противоречие  с конкретной ситуацией –   например,

романтическое желание помогать людям «на деле» сталкивается с рутинной

тематикой или реальными  профессиональными трудностями;

2)мотив исчерпывается  – удовлетворение потребности  (реализация мотива)

приводит к исчезновению необходимости в данной работе; она  становится

«выжимающей силы» обузой; например, специалист решил свои личные проблемы,

удовлетворил любопытство, испытал себя.

Уменьшение (исчезновение) мотивации  может не осознаваться специалистом, хотя

внешне будет проявляться  вполне конкретными симптомами «сгорания»: нежеланием

работать, потерей интереса. Они могут свидетельствовать  о том, что у

медсестры больше нет внутренней необходимости в продолжение  своей

деятельности (или этой необходимости  явно недостаточно). Почему же в этом

случае не уйти? Потому что  существуют другие мотивы, препятствующие этому,

которые она тоже может  не сознавать. Например, в некоторых  случаях удобнее

«гореть», чем менять свое настоящее место работы на неопределенное будущее,

свою маленькую зарплату на отсутствие таковой.

Трудоспособность специалиста  во многом зависит от понимания (осознания) им

спектра своих желаний, потребностей и ожиданий, связанных с работой. Если

рассматривать медицину как  поле деятельности, направленной на удовлетворение

личностных потребностей человека, то симптомы «сгорания» могут

сигнализировать об окончании  этого жизненного этапа, или другими  словами –  о

прохождении очередного этапа  в развитии личности человека, реализовавшегося в

работе [38,88].

Некоторые личностные особенности  медицинских работников могут делать  их

более или менее уязвимыми  к эмоциональному выгоранию. Склонная к стрессу,

напористая, «стресс –  зависимая» личность представляет  собой хорошо

известный стереотип, но интересно, что одна  из  моделей  Дж. Эдельвич, А.

Бродски процесса эмоционального выгорания в качестве  своей  первой стадии

имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что

именно оказывающий помощь и  преданный  человек является наиболее уязвимым;

как говорится в поговорке  «вы  должны  быть  в  огне,  чтобы сгореть», и

поэтому, некоторые  из  наиболее  успешно  и  плодотворно  работающих имеют

самый   высокий   риск  эмоционального  выгорания.   У   них  есть  тенденция

к идеалистическим,  а  не  реалистическим ожиданиям, они  становятся

сверхувлеченными  своей  работой и им трудно оторваться от нее.

По мнению М. О. Винсент, они  могут  быть  созависимыми  и  испытывать

сильную потребность чувствовать  себя  необходимыми,  значимыми, ценимыми и

принятыми. Кроме того, заметно  их стремление рвать связи со знакомыми  и

родственниками, при общении  с которыми могут проявиться  их потребности и

уязвимость. Поэтому они  уединяются в своем  маленьком  мире,  где  много или

большинство положительных  эмоций  они  находят  в  своей  профессиональной

деятельности или учреждении,  в  котором работают.

А. Пинес считает, что их экзистенциальные потребности удовлетворяются  через

их профессиональную идентичность и поэтому профессиональные  угрозы  и

стрессы  они  переживают  как  вызов фундаментальным    надеждам,    целям,

смыслу   и   назначению,  что  практически  не  компенсируется поддержкой со

стороны [16].

По мнению М. Кинга, преобладающая  особенность медицинской профессии  —

отрицать проблемы, связанные  с личным здоровьем. Развитию этого  состояния

способствуют определенные личностные особенности — высокий  уровень

эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при

выражении отрицательных  эмоций со стремлением их подавить, рационализация

мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным

реакциям, связанным с  недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием

в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

Существует миф «о жертвенности», который способствует зарождению синдрома

эмоционального выгорания. В нашей культуре жертвенность почти  приравнена к

святости. Кстати, «жертвующий» нередко подсознательно в глубине  души ожидает

награды за свою жертву. И  со временем его начинает подтачивать  обида на тех,

кто не оценил его усилий, не сказал спасибо за сделанное. Вообще существуют

четыре «ядовитых» чувства, которые составляют эмоциональную  сторону синдрома

эмоционального выгорания: вина перед собой и другими  за то, что не сделал, не

успел, стыд (не так получилось, не имел права на ошибку, должен всегда быть

правильным), обида (о ней  мы только что говорили), страх (не получится, не

поймут). В «Обыкновенном  чуде» Евгения Шварца есть потрясающий  образ

«Великий Охотник». Так  вот, он перестал стрелять из-за того, что  боялся

нечаянно промахнуться и  утратить звание великого охотника [36].

Каждой медсестре  необходимо стать  своим  собственным

высококвалифицированным  специалистом по устранению стресса  и научиться

устанавливать   или  переустанавливать  приоритеты  и  думать  об изменении

образа  жизни,  внося  перемены  в  свою  повседневную «рутину». Парадокс

состоит в том, что способность  медицинских работников отрицать свои

негативные эмоции может  иногда быть силой, но нередко это  становится их

слабостью. Поэтому полезно  помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших

проблем, либо часть их решений [16].

Выводы по главе 2.:

1.Деятельность медицинской  сестры связана с повышенными  психоэмоциональными

нагрузками в сочетании  с ответственностью в принятии решений  при различных

экстремальных ситуациях. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают

взаимоотношения с пациентами, испытывающими боль, боящимися врачебного

вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными,

недоверчивыми и их родственниками.

2.Личность медсестры,  методы и стиль её работы, умение  общаться с пациентами

– всё это само по себе может служить лекарством. Добросовестная работа

медсестры повышает уверенность  пациента в выздоровлении. Практически

невозможно провести резкой границы между физическим уходом за пациентом и

психическим воздействием на него в ходе деятельности.

3.Самым лучшим антидотом  при таких  негативных чувствах  как фрустрация, гнев,

цинизм, чувстве   неуверенности  в  себе  перед  лицом  непрекращающихся

страданий  и  неустранимых болей пациентов, которые являются действительной

реальностью    профессиональной    атмосферы медсестры, является  развитие

интеллектуальной стороны  медицинской практики, творческий и  личностный рост

профессионала.

4.Для  медсестры необходимо  осознание того, что, в конце  концов, обращаться к

человеку в себе может  быть  не  так  уж  и  плохо.  Принимая на себя

ответственность за характер  переживания стресса, специалист обретает

контроль над собой,  и  при  этом    переходит  из  положения «жертвы» к

состоянию   «уцелевшего» и тем самым снижает уровень  эмоционального

выгорания.

     ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР  НА ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В

              ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ             

     3.1. Характеристика базы, процедуры  проведения  и

                           методов исследования                          

Исследование проводилось  с 01.02.05  по 15.03.05 года на  базе МУЗГКБ-2. В

исследование принимали  участие медицинские сёстры хирургических  отделений

МУЗГКБ-2 в количестве 45 человек. Их социально-демографические характеристики

представлены в Таблице 1.

                                                                Таблица 1

           Социально-демографические характеристики  испытуемых          

    

Социально-демографические

характеристики

Сформировавшееся

эмоциональное

выгорание

Формирующееся

эмоциональное

выгорание

Отсутствие эмоционального

выгорания

Количество

человек

В

%

Количество

человек

В %

Количество

человек

В %

Воз-раст

от 22 до 30 лет

9

60

9

60

8

53

от 30 до 37 лет

6

40

6

40

7

47

Стаж

работы

от 1 до 3 лет

3

20

3

20

6

40

от 3 до 10 лет

9

60

8

53

6

40

от 10 лет и более

3

20

4

27

3

20


 

                                                    продолжение Таблицы 1

    

Должность

Постовая медсестра

10

67

8

53

5

33

Перевязочная

медсестра

3

20

4

27

4

27

Операционная

медсестра

2

13

3

20

6

40

Образование

Среднее

специальное

14

93

13

87

12

80

Неоконченное

высшее

1

7

2

13

3

20


 

Исследование  осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические

характеристики испытуемых.

На втором этапе исследования были выявлены  уровень сформированности синдрома

эмоционального выгорания  и ведущие симптомы эмоционального выгорания у

испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.

На третьем этапе исследования было определено психоэмоциональное состояние

испытуемых.

На четвёртом этапе  исследования были выявлены личностные черты испытуемых.

На пятом этапе исследования был определён доминирующий тип  темперамента

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер