Синдром эмоционального выгорания у медсестер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла

Файлы: 1 файл

Синдром эмоционального выгорания у ме.сестер диплом.docx

— 188.96 Кб (Скачать)

соприкасаясь с реакцией горя его родственников? Как донести  до родственников

больного  то, что он навсегда  останется  инвалидом   практически  без

единого  шанса дальнейшей реабилитации?  Ощущение  собственной  беспомощности

в подобных  ситуациях  приводит   к   усилению  дискомфорта,   врач

переживает  свою   неадекватность,  утрату   профессиональной компетентности,

испытывает сильное чувство  вины.

Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях,

тяготеет к двум крайностям – дистанцирование и полное слияние. Когда

дистанция пространственная и эмоциональная между вами и  другим человеком

слишком мала, вы «заражаетесь»  его состоянием, как бы втягиваетесь в него,

как втягиваются в воронку, где растворяетесь и теряете  «чувство себя». Это

один вариант возникновения  синдрома эмоционального выгорания.

Другой вариант — человек  настолько жёсток по своей структуре, что просто не

подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая  себя, как бичом,

словом «должен». В этой группе  люди, как будто компенсирующие

недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих  детей или

не ладятся отношения  с ними, и человек компенсирует то, что у него не

складывается в частной  жизни, в отношениях с окружающими. Сгорание — не от

непосильной включенности в  трудовую деятельность, а скорее от плохого знания

самого себя, неполного  разрешения личных проблем, которые  не дают возможности

почувствовать в общении  с людьми легкость и радость [16].

Имеются организационные  и экономические обстоятельства, усиливающие

деформированный подход к  больному. Вондрачек описывает подобное положение:

«Страшно пребывание в  палате, где один ест, другой стонет, третий занимается

дефекацией и четвёртый  умирает». При планировании всегда больше внимания

уделяется приобретению диагностической  аппаратуры и лабораторного

оборудования, чем перестройке  больничных отделений в соответствии с

требованиями лечебно-охранительного режима, при котором необходимо помнить  о

том, что пациент нуждается  в создании хотя бы минимальных интимных условий.

Пациенты  в этом отношении  стихийно дискриминируются. Всё это  связано с

характером профессиональных деформаций, имеющим психологическое  значение,

которые проявляются в  профессиональном жаргоне, применяемом  без преград при

пациентах. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная  и

бесконтрольно развивающаяся  деформация не стала одним из факторов ятрогенного

поражения пациентов [22,245].

Необходимой и базовой  частью профилактики возникновения  синдрома

эмоционального выгорания  является личностная психологическая  подготовка

специалистов «помогающих» профессий. Здесь имеется в виду не только и не

столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно  не теряет своей

значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие

стрессоустойчивости профессионала.

Модель предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие

направления: повышение коммуникативных  умений с помощью активных методов

обучения (социально-психологические  тренинги, деловые игры); обучение

эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги,

стимулирующие мотивацию  саморазвития, личностного и профессионального  роста;

антистрессовые программы  и группы поддержки, ориентированные  на личностную

коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной

устойчивости и психофизической  гармонии, путём овладения способами

саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры [14,459].

К. Каплан считает, что индивиды могут переносить значительный  стресс  без

повышенного риска развития психического или  соматического  заболевания,

если  они  получают  адекватную поддержку [16].   На   практике  это

означает  уважение  и  принятие человеческой природы медицинского работника и

такой его жизни за пределами  работы, чтобы    удовлетворялись   собственные

потребности   наряду   с потребностями пациентов. Создание материальной

заинтересованности в  результатах   труда.

Основным психологическим  качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость,

является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается

степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать

решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения  с другими

людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта  во всём его

разнообразии. Так, исследование, проведённое П. В. Румянцевой, показало, что

чем выше уровень профессионального  мастерства и субъективного контроля

специалиста, то есть склонности принимать на себя ответственность  за своё

поведение в эмоционально значимых ситуациях, тем меньше проявляется  у него

синдром эмоционального выгорания [5,34]. В этой связи интересным

представляется экзистенциально-гуманистический  подход к преодолению

эмоционального выгорания, который говорит о недостаточности  понимания

феномена «сгорания» как  разновидности профессионального  стресса.

По мнению Н. В. Гришиной, состояние эмоционального  выгорания  тесно связано

также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла

жизни, и в особо тяжелых  случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот

взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для

действительно эффективного преодоления состояния эмоционального выгорания

специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в

профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального  личностного

смысла для себя [5,34].

Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное

выгорание, как правило,  следствие неконструктивного общения  с коллегами и

руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной

эмоциональной поддержки  от коллег и администрации –  это мощный ресурс

предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство  защищённости в

коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность  доверительно

обсуждать вопросы, связанные  со стрессом в работе, позволяют  снизить

напряжённость, тревогу, а  также нередкие агрессивные проявления.

М. Эвелин подчёpкивает, что pyководители, принимая на pаботy   сотpyдников,

должны  pассматpивать  персонал  как  свой наиболее  ценный  pесypс  и

заботиться  о  том, чтобы  его сохранить. Сотрудников, впервые  приступивших к

работе, необходимо реалистически  и адекватно ввести в курс дела, можно

организовать систему     наставничества    для    обеспечения

качественной, количественной и клинической сторон работы, а  также

содействовать закреплению      индивидуального      наставника [16].

Существует немало конкретных способов преградить путь синдрому «сгорания»:

культивирование других интересов, не связанных с профессиональной

деятельностью; внесение разнообразия в свою работу; создание новых проектов и

их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных  инстанций;

поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; овладение

техникой медитации; удовлетворяющая  социальная жизнь; наличие нескольких

друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми

существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды  стать

победителем во всех случаях  и умение проигрывать без ненужных самоуничижения

и агрессивности; способность  к самооценке без упования только на уважение

окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе

достаточно времени для  достижения позитивных результатов  в работе и жизни;

обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую

ответственность за клиента, чем делает он сам); чтение не только

профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего

удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в семинарах,

конференциях, где предоставляется  возможность встретиться  с новыми людьми и

обменяться опытом; периодическая  совместная работа с коллегами, значительно

отличающимися профессионально  и личностно; участие в работе профессиональной

группы, дающее возможность  обсудить возникшие личные проблемы, связанные с

работой; хобби, доставляющее удовольствие [16].

Необходимость в психотерапевтической помощи и в специальной профессиональной

подготовке для тех  медицинских сестёр, которые сознательно  выбирают вид

медицинской деятельности связанный  с повышенным риском эмоционального

выгорания, не вызывает сомнений. Каковы приёмы профилактики, или замедления

«выгорания»? Как, оставаясь  сензитивным (чувствительным) к страданиям

умирающего человека, не утратить своей профессиональной идентичности, быть

рядом и в то же время  быть отстранённым? Общепризнанным на сегодняшний день

способом решения этих проблем являются так называемые «балинтовские группы»

[16].

Первые тренинговые семинары для врачей общего профиля были организованы в 50-

х годах в Лондоне на базе знаменитой Тавистокской клиники  Михаэлем Балинтом,

ближайшим соратником Фрейда. В своей знаменитой, ставшей классической, работе

«Доктор, его пациент и  болезнь», Балинт изложил основы проведения подобного

рода семинаров. Имя Балинта  и закрепилось за методом. Программа  групповых

занятий для практикующих врачей была нацелена на улучшение  их

профессиональных качеств  путем привлечения внимания к  психологическим

аспектам работы с больным, к отношениям в диаде «врач-больной».

Представляемый кем-либо из участников семинара «случай, вызвавший

затpyднения», служил объектом всестороннего, не ограниченного только лишь

соматической стороной, pассмотpения. Занятия в «балинтовской гpyппе»

позволяли обеспечить определенный сдвиг в самосознании врача, позволяли

достичь — если использовать выражение знаменитой «фоpмyлы Балинта» –

«ограниченных, хотя и значительных изменений» не только в профессиональной

жизни, но и во всех аспектах бытия доктора, творчески используя  заложенный в

отношениях «вpач-больной» терапевтический потенциал в  каждодневной

клинической практике. Начавшись  с семинаров для врачей общего профиля,

«балинтовские группы» вскоре распространились и на другие категории

медицинских работников, охватив  медицинских сестер, студентов-медиков,

врачей-специалистов [37].

Первый шаг к преодолению  эмоционального выгорания – разобраться  с самим

собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить

себе на вопрос, в чём  смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это

делаете. Самый распространённый способ –  попробовать подняться  над

ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на своё положение  и работу с

более глобальной точки зрения.

Другой способ –   уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания,

умения, навыки находят новое  применение, человек делает так называемую

горизонтальную карьеру.

Третий способ –  не оставляя данного рода занятия, сделать его  инструментом

для достижения более глобальных целей.

Четвертый способ, который  часто применяется, заключается  в том, что человек,

оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже

хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой.

Если с ходу проблемных мест не обнаруживается, и человек  пребывает в иллюзии,

что он всё познал и всего  уже достиг, то стоит начать проводить  ревизию рамок

(оценить адекватность  набора стереотипов, устоявшихся  мнений по одному и тому

же вопросу). В ходе её надо попытаться установить разницу  между миром, в

котором он работал, и тем  способом рассуждения о мире, способом анализировать

мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка  обнаружится, что те

знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают  ситуацию его

профессиональной деятельности. И тут появляется особый вкус к  мастерству

[25].

Выводы по главе 1.:

В  психологии синдром  эмоционального выгорания понимается  как   один из

защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении

специалиста к своей профессиональной деятельности [19,514].

1.Трудности исследования  синдрома эмоционального выгорания  до 1980-х годов

связаны с неопределённостью  и многокомпонентностью его описательных

характеристик, а также  с отсутствием соответствующего измерительного

инструментария. В настоящее  время исследователи выделяют около 100 симптомов,

так или иначе связанных  с  эмоциональным выгоранием. В  большинстве случаев

они носят описательный характер, не подтверждённый эмпирическими

исследованиями [16].

2.Исследователями   отмечается  тот факт, что организационные  и стилевые

факторы в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального

выгорания, чем индивидуально-личностные факторы [14,458].

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер