Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа
Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
соприкасаясь с реакцией горя его родственников? Как донести до родственников
больного то, что он навсегда останется инвалидом практически без
единого шанса дальнейшей реабилитации? Ощущение собственной беспомощности
в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта, врач
переживает свою неадекватность, утрату профессиональной компетентности,
испытывает сильное чувство вины.
Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях,
тяготеет к двум крайностям – дистанцирование и полное слияние. Когда
дистанция пространственная и эмоциональная между вами и другим человеком
слишком мала, вы «заражаетесь» его состоянием, как бы втягиваетесь в него,
как втягиваются в воронку, где растворяетесь и теряете «чувство себя». Это
один вариант возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Другой вариант — человек настолько жёсток по своей структуре, что просто не
подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя, как бичом,
словом «должен». В этой группе люди, как будто компенсирующие
недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих детей или
не ладятся отношения с ними, и человек компенсирует то, что у него не
складывается в частной жизни, в отношениях с окружающими. Сгорание — не от
непосильной включенности в трудовую деятельность, а скорее от плохого знания
самого себя, неполного разрешения личных проблем, которые не дают возможности
почувствовать в общении с людьми легкость и радость [16].
Имеются организационные
и экономические
деформированный подход к больному. Вондрачек описывает подобное положение:
«Страшно пребывание в палате, где один ест, другой стонет, третий занимается
дефекацией и четвёртый умирает». При планировании всегда больше внимания
уделяется приобретению диагностической аппаратуры и лабораторного
оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с
требованиями лечебно-
том, что пациент нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий.
Пациенты в этом отношении стихийно дискриминируются. Всё это связано с
характером профессиональных деформаций, имеющим психологическое значение,
которые проявляются в профессиональном жаргоне, применяемом без преград при
пациентах. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная и
бесконтрольно развивающаяся деформация не стала одним из факторов ятрогенного
поражения пациентов [22,245].
Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома
эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка
специалистов «помогающих» профессий. Здесь имеется в виду не только и не
столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей
значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие
стрессоустойчивости профессионала.
Модель предупреждения эмоционального
выгорания предусматривает
направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов
обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение
эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги,
стимулирующие мотивацию
саморазвития, личностного и
антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную
коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной
устойчивости и
саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры [14,459].
К. Каплан считает, что индивиды могут переносить значительный стресс без
повышенного риска развития психического или соматического заболевания,
если они получают адекватную поддержку [16]. На практике это
означает уважение и принятие человеческой природы медицинского работника и
такой его жизни за пределами работы, чтобы удовлетворялись собственные
потребности наряду с потребностями пациентов. Создание материальной
заинтересованности в результатах труда.
Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость,
является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается
степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать
решения и делать выбор, умение
строить гармоничные
людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всём его
разнообразии. Так, исследование, проведённое П. В. Румянцевой, показало, что
чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля
специалиста, то есть склонности принимать на себя ответственность за своё
поведение в эмоционально значимых ситуациях, тем меньше проявляется у него
синдром эмоционального выгорания [5,34]. В этой связи интересным
представляется
эмоционального выгорания,
который говорит о
феномена «сгорания» как
разновидности
По мнению Н. В. Гришиной, состояние эмоционального выгорания тесно связано
также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла
жизни, и в особо тяжелых
случаях может вызвать
взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для
действительно эффективного
преодоления состояния
специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в
профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного
смысла для себя [5,34].
Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное
выгорание, как правило,
следствие неконструктивного
руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной
эмоциональной поддержки от коллег и администрации – это мощный ресурс
предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищённости в
коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность доверительно
обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить
напряжённость, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.
М. Эвелин подчёpкивает, что pyководители, принимая на pаботy сотpyдников,
должны pассматpивать персонал как свой наиболее ценный pесypс и
заботиться о том, чтобы его сохранить. Сотрудников, впервые приступивших к
работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела, можно
организовать систему наставничества для обеспечения
качественной, количественной и клинической сторон работы, а также
содействовать закреплению индивидуального наставника [16].
Существует немало конкретных способов преградить путь синдрому «сгорания»:
культивирование других интересов, не связанных с профессиональной
деятельностью; внесение разнообразия в свою работу; создание новых проектов и
их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; овладение
техникой медитации; удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких
друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми
существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать
победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения
и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение
окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе
достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую
ответственность за клиента, чем делает он сам); чтение не только
профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего
удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в семинарах,
конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и
обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно
отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной
группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с
работой; хобби, доставляющее удовольствие [16].
Необходимость в психотерапевтической
помощи и в специальной
подготовке для тех медицинских сестёр, которые сознательно выбирают вид
медицинской деятельности связанный с повышенным риском эмоционального
выгорания, не вызывает сомнений. Каковы приёмы профилактики, или замедления
«выгорания»? Как, оставаясь сензитивным (чувствительным) к страданиям
умирающего человека, не утратить своей профессиональной идентичности, быть
рядом и в то же время быть отстранённым? Общепризнанным на сегодняшний день
способом решения этих проблем являются так называемые «балинтовские группы»
[16].
Первые тренинговые семинары для врачей общего профиля были организованы в 50-
х годах в Лондоне на базе знаменитой Тавистокской клиники Михаэлем Балинтом,
ближайшим соратником Фрейда. В своей знаменитой, ставшей классической, работе
«Доктор, его пациент и болезнь», Балинт изложил основы проведения подобного
рода семинаров. Имя Балинта и закрепилось за методом. Программа групповых
занятий для практикующих врачей была нацелена на улучшение их
профессиональных качеств путем привлечения внимания к психологическим
аспектам работы с больным, к отношениям в диаде «врач-больной».
Представляемый кем-либо из участников семинара «случай, вызвавший
затpyднения», служил объектом всестороннего, не ограниченного только лишь
соматической стороной, pассмотpения.
Занятия в «балинтовской
позволяли обеспечить определенный сдвиг в самосознании врача, позволяли
достичь — если использовать выражение знаменитой «фоpмyлы Балинта» –
«ограниченных, хотя и значительных изменений» не только в профессиональной
жизни, но и во всех аспектах бытия доктора, творчески используя заложенный в
отношениях «вpач-больной» терапевтический потенциал в каждодневной
клинической практике. Начавшись с семинаров для врачей общего профиля,
«балинтовские группы» вскоре распространились и на другие категории
медицинских работников, охватив медицинских сестер, студентов-медиков,
врачей-специалистов [37].
Первый шаг к преодолению эмоционального выгорания – разобраться с самим
собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить
себе на вопрос, в чём смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это
делаете. Самый распространённый способ – попробовать подняться над
ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на своё положение и работу с
более глобальной точки зрения.
Другой способ – уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания,
умения, навыки находят новое применение, человек делает так называемую
горизонтальную карьеру.
Третий способ – не оставляя данного рода занятия, сделать его инструментом
для достижения более глобальных целей.
Четвертый способ, который часто применяется, заключается в том, что человек,
оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже
хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой.
Если с ходу проблемных мест не обнаруживается, и человек пребывает в иллюзии,
что он всё познал и всего уже достиг, то стоит начать проводить ревизию рамок
(оценить адекватность
набора стереотипов,
же вопросу). В ходе её надо попытаться установить разницу между миром, в
котором он работал, и тем способом рассуждения о мире, способом анализировать
мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка обнаружится, что те
знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают ситуацию его
профессиональной деятельности. И тут появляется особый вкус к мастерству
[25].
Выводы по главе 1.:
В психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из
защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении
специалиста к своей профессиональной деятельности [19,514].
1.Трудности исследования
синдрома эмоционального
связаны с неопределённостью и многокомпонентностью его описательных
характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного
инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов,
так или иначе связанных с эмоциональным выгоранием. В большинстве случаев
они носят описательный характер, не подтверждённый эмпирическими
исследованиями [16].
2.Исследователями отмечается тот факт, что организационные и стилевые
факторы в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального
выгорания, чем индивидуально-личностные факторы [14,458].
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер