Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа
Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что
главный фактор эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение, а
дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования
стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-
эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений
(деформации субъективной
оценки собственных
проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её
социального здоровья. В противоположность предыдущим подходам, авторы
одномерного подхода не ограничивают
эмоциональное выгорание
группой специалистов [14,447].
П. Торнтон обращается к выявлению связи между уровнем эмоционального
выгорания и типом поведения преодоления. Поведение преодоления обеспечивается
когнитивными и поведенческими усилиями по регуляции специфических внутренних
и внешних требований, которые, по субъективной оценке, исчерпывают или
превосходят ресурсы личности. Выявлены три стратегии поведения преодоления:
две активные (овладение ситуацией путём её преобразования и преодоления
эмоционального дистресса путём изменения собственного отношения к ситуации) и
одна пассивная (эскапизм или отказ от каких-либо попыток устранить
обусловленные ситуацией трудности).
Путём факторного анализа на основе когнитивно-феноменологической теории
стресса П. Торнтон выделено восемь подвидов поведения преодоления. Если к
пассивным отнесён только один подвид (эскапизм как уклонение от решения
проблем), то к активным – семь, объединяя две (планомерное решение проблем и
путь конфронтации) в проблемно-сфокусированные стратегии, а пять остальных
(дистанцирование – изменение
масштабов происходящего в
самообладание, поиск социальной поддержки, принятие на себя ответственности
за происходящее, позитивная оценка ценностей – отыскание положительного в
происходящем) – в эмоционально-
Противоречия обнаружились в данных в связи между типом поведения преодоления
и уровнем эмоционального выгорания, полученных разными авторами. Так с низкой
степенью эмоционального выгорания связывают активные стратегии поведения
преодоления, а с высокой степенью – пассивную и, наоборот, активные формы
поведения преодоления указывают
как не снижающие степень
выгорания, а эмоционально-
как ассоциируемые с более высоким уровнем эмоционального выгорания.
Сама П. Торнтон в результате перепроверки этих данных выявила только одну
существенную связь между стратегией избегания и уровнем эмоционального
выгорания, хотя эта стратегия реже других используется в стрессовых
ситуациях; однако при повышении уровня сгорания частота обращения к ней
возрастает [42,62].
В исследованиях российских менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой, А. Б.
Серебряковой, Е. С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в
проблемных ситуациях и личностных характеристик, на степень выраженности
синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое
эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех
менеджеров, которые предпочитают «избегание», а так же чем больше истощение,
тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное
истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является
защитной реакцией организма на психологические стрессы [14,456].
В англоязычной литературе были опубликованы свыше тысячи статей по
«эмоциональному выгоранию». Однако исследования носили главным образом
описательный и эпизодический характер [16].
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома
эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном
выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно:
индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения) [42,60].
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х.
Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость,
идеализированность, интровертированность, фанатичность.
В. И. Ковальчук отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и
экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию
[19,222].
В. В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие
развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной
холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в
профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в
профессиональной деятельности.
Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к
интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность,
жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень
самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм,
высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст,
профессиональный стаж [14,451].
В связи с развитием «сгорания» для К. Кондо наиболее важно в человеке то, что
является стрессом, и то, как разрешается стрессовая ситуация. Наиболее
уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве,
любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности,
уныния из-за неосуществления того, что хотелось достичь [42,61].
К. Кондо относит к «сгорающим» также трудоголиков тех, кто решил посвятить
себя реализации только рабочих целей, кто нашёл своё призвание в работе до
самозабвения.
М. Фридман, Р. Розенман описали тип личности «А», характеризующийся
экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности,
низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу, высоким жизненным темпом,
соревновательностью, желанием признания окружающих, агрессивностью, наличием
лидерских качеств. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием
психической перегрузки, стремление к совершенству и связанной с этим
неудовлетворённости эффективностью своей деятельности, отсутствие социальной
поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно
быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными
последствиями поведения такого типа могут быть различного рода
психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний
[34,88].
Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. К
профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную
среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения
требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста,
карьеры. Так ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере
могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений:
беспомощности, эмоциональной напряжённости, снижения работоспособности,
уровня самокритичности.
В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий. Существуют индивидуальные различия в том, какая
из сфер психики окажется наиболее уязвимой при длительном высоком напряжении.
Выбор «мишени» обусловливают
ситуативные факторы и
При сильном стрессе возникают: навязчивые мысли или образы (когнитивная
сфера); застревание, зацикленность переживаний (эмоциональная сфера);
навязчивые стремления, действия, ритуалы (поведенческая сфера); нарушение
социальных связей и социальная дезадаптация (социально-психологическая
сфера).
Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она
не редко оказывается основной «мишенью» стрессового воздействия, но главный
ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики.
Важную роль здесь играет
построение более гармоничных
отношений. Поиск такой сферы, её активизация составляют основную задачу
психологической поддержки
в преодолении жизненных
перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической
устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов,
расширяет спектр выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт
проявления своей активности.
Х. Шредер выделяет пять групп личностных переменных, ответственных за
интенсивность и качество реакции на стресс: когнитивные структуры,
представление о себе, поведенческие программы, мотивационные структуры, опыт
межличностного поведения.
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является
жизненная стратегия, в частности, система ценностей.
Л. И. Анциферова предлагает следующую классификацию типов поведения в
стрессовых ситуациях:
1)экстерналы – уход от трудных ситуаций, обвинение в своих трудностях других
людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим;
2)интерналы – предпочитают
конструктивную стратегию
стараясь видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой
ответственностью и
стимул для развития своих возможностей, такой тип формируется в детстве при
наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в
решении жизненных проблем.
Тип адекватной стратегии в стрессовых ситуациях определяется силой,
подвижностью, уравновешенностью нервных процессов [30,126].
Поведение личности в соответствии с требованиями профессиональной среды,
способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяет
три основные сферы:
1.Профессиональная активность,
выраженная в категориях
деятельности, профессиональных притязаниях, готовности к энергетическим
затратам, стремление к совершенству при выполнении заданий, а также
способности сохранять дистанцию между личной и профессиональной сферами.
2.Стратегии преодоления проблемных ситуаций, представленные как тенденции
отказа от дальнейшего выполнения профессиональных заданий; активность
стратегии преодоления трудностей,
а также внутреннего
признаки отражают два различных способа поведения в трудной ситуации:
активное решение проблем или их избегание.
Согласно концепции
положительной оценкой своих возможностей в проблемной ситуации, выработкой
эффективной стратегии её преодоления, положительной жизненной установкой,
создающими тем самым основу для профессиональной самореализации личности.
3.Эмоциональный настрой
на профессиональную
является чувство социальной поддержки, профессионального успеха и жизненного
удовлетворения [34,87].
Н. А. Аминовым обнаружены связи индивидуальных различий в толерантности к
развитию синдрома эмоционального выгорания с типологическими свойствами
нервной системы (слабостью, лабильностью, активностью нервных процессов)
[42,63].
В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:
1.Педантичный характеризуется
добросовестностью,
стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней
привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.
2.Демонстративный
свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы.
Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3.Эмотивный характеризуется
чувствительностью,
склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением
[25].
К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального
выгорания индивидуальный предел, потолок возможностей «эмоционального Я»
противостоять истощению, противодействовать выгоранию самосохраняясь;
внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы,
ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы
проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия
[42,60].
Голландские учёные исследовали
эмоциональное выгорание и
медицинских сестёр в связи
с потребностью социального сходства-
проявляющейся в желании узнать как можно больше о переживаниях и реакциях
других людей, встретившихся с подобными ситуациями. В. Шауфели обнаружил, что
эмоциональное истощение
и сниженный уровень
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер