Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа
Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
испытуемых.
В исследовании использовались следующие методы:
1.Анкетирование – с его помощью была получена социально-демографическая
информация об испытуемых.
2.Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила
подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью
диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности
и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция,
истощение) [41,395].
3.Методика цветовых выборов М. Люшера – с её помощью диагностировалось
психоэмоциональное состояние испытуемых [32,216].
4.16PF – опросник Р. Б. Кеттелла (предназначенный для людей от 16 лет и
старше) – с его помощью определялись такие личностные факторы как
общительность, логический компонент интеллекта, эмоциональная устойчивость,
конформность, озабоченность, уровень следования нормам, склонность к риску,
стрессоустойчивость, подозрительность, практичность, понимание людей, уровень
самооценки, приверженность новому, самодостаточность, уровень самоконтроля,
социальная напряжённость.
На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора:
экстраверсия – интроверсия (Q1), тревожность (Q2), уравновешенность (Q3),
независимость (Q4) [20, 17].
5.Методика «Оценка
доминирующий тип темперамента испытуемых [41,44].
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ
«Диагностика эмоционального
На данном этапе исследования с помощью методики «Диагностика эмоционального
выгорания» В. В. Бойко были выявлены уровень сформированности синдрома
эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у
медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности. Предварительно
были выделены три группы испытуемых (по 15 человек в каждой группе) по уровню
сформированности
выгорания, 2)с формирующимся эмоциональным выгоранием, 3)со сформировавшимся
эмоциональным выгоранием. Результаты исследования по методике «Диагностика
эмоционального выгорания» В. В. Бойко представлены в Таблице 2.
Результаты исследования по методике
«Диагностика эмоционального
Симптомы эмоционального выгорания |
Сформировавшееся эмоциональное выгорание (М) |
Формирующееся эмоциональное выгорание (М) |
Отсутствие эмоционального выгорания (М) | |
Напряжение |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
23,25 |
21,33 |
10,33 |
Неудовлетворённость собой |
17,3 |
9,33 |
6,33 | |
Загнанность в клетку |
13,66 |
16 |
7,93 | |
Тревога и депрессия |
10,16 |
11 |
7,33 | |
Резистенция |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
22,5 |
22,33 |
8,26 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
19,16 |
12 |
8,93 | |
Расширение сферы экономии эмоций |
13,91 |
10,33 |
7,13 | |
Редукция профессиональных обязанностей |
22 |
22 |
7,46 | |
иеие |
Эмоциональный дефицит |
24 |
12,33 |
6,6 |
Эмоциональная отстранённость |
19,83 |
13,33 |
8,33 |
Истощение |
Личностная отстранённость (деперсонализация) |
20,16 |
13,66 |
7,8 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
14,08 |
6,4 |
6,33 |
Результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют доминирующие
симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома эмоционального выгорания:
1.В группе медсестёр
со сформировавшимся
что в фазе напряжение наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих
обстоятельств» (23,25), демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы,
способствующие формированию эмоционального выгорания; в фазе резистенция
доминирующими симптомами являются «неадекватное избирательное эмоциональное
реагирование» (22,5), «редукция профессиональных обязанностей» (22),
представляющие собой приёмы психологической защиты; в фазе истощение
ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит» (24), «личностная
отстранённость» (20,16), отражающие состояние нервной системы.
2.В группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием доминирующими
симптомами синдрома эмоционального выгорания являются переживание
психотравмирующих обстоятельств (21,33), неадекватное избирательное
эмоциональное реагирование (22,33), редукция профессиональных обязанностей
(22).
В ходе исследования с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона в
группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием была обнаружена
корреляция между фактором
С (эмоциональной
r=0,697 (p≤0,01) и симптомом
«загнанность в клетку»
обратная корреляция между фактором Q3 (повышенный самоконтроль) теста
Кеттелла r=-0,586 (p≤0,05) и симптомом «загнанность в клетку» методики
Бойко.
Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика
эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выделены три группы медсестёр по
уровню сформированности эмоционального выгорания: 1)с отсутствием
эмоционального выгорания,
2)с формирующимся
сформировавшимся
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по
методике цветовых выборов М. Люшера
На следующем этапе исследования с помощью методики цветовых выборов М.
Люшера было определено психоэмоциональное состояние испытуемых. Результаты
исследования по методике цветовых выборов М. Люшера представлены в Таблице
3.
Результаты
исследования по методике
№ выбора |
Последовательность позиций | ||
Сформировавшееся эмоциональное выгорание |
Формирующееся эмоциональное выгорание |
Отсутствие эмоционального выгорания | |
1-ый выбор |
+ + х х = = - - 1 4 2 3 5 0 6 7 |
!!! А + х х = = = - - 2 4 1 0 5 7 6 3 |
+ + х х = = = - 3 4 2 1 6 5 7 0 |
2-ой выбор |
1 4 2 5 0 3 6 7 + + х = = - - - С ААА ! |
4 1 2 0 3 6 5 7 + + х х = = - - |
3 4 2 1 6 5 7 0 + + х х = = = - |
При сравнении групп медсестёр по результатам методики цветовых выборов Люшера
можно выделить направленность личности как одну из ярко выраженных
отличительных характеристик. У медсестёр с отсутствием эмоционального
выгорания преобладает деловая направленность: их отличает увлечённость,
оптимизм, деловая активность, стремление к контактам, расширению сфер
деятельности, высокая мотивация достижения, высокий уровень притязаний,
потребность в самореализации и самоуважении, самостоятельность в
деятельности. У них выражена
потребность в обладании
Медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием отличает стремление к
покою, всплески активности сменяются фазой пассивности, у них выражено
стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей, стремление к
сотрудничеству для выхода из стресса. Для медсестёр со сформировавшимся
эмоциональным выгоранием характерна направленность на интересы референтной
группы, выраженное стремление к завоеванию признания и уважения со стороны
значимых других, стремление к избеганию конфликта за счёт повышения
самоконтроля.
Следующей отличительной
характеристикой медсестёр
стрессоустойчивости в профессиональной деятельности. Так у медсестёр с
отсутствием эмоционального
выгорания высокий уровень
присущи эмоциональная
целеустремлённость, целенаправленность действий, противодействие
обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности. Медсёстры
с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризуются низким уровнем
стрессоустойчивости, самоуверенностью, эмоциональной неустойчивостью,
демонстративностью, поисками признания, желанием произвести впечатление,
склонностью к перепадам настроения, повышенной эмотивностью, беспокойством,
напряжением из-за ограничения в самостоятельных решениях, стрессовым
состоянием из-за подавленности биологических потребностей. Для медсестёр со
сформировавшимся
стрессоустойчивости, они отличаются эмоциональной неустойчивостью,
эмоциональной напряжённостью,
имеющей тенденцию к
самоконтролем, неуверенностью, тенденцией к смене настроения, негативным
отношением к запретам.
Отличительной особенностью медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
является выраженная экстравертированность – общительность, широкий спектр
увлечений, обращённость в мир окружающих явлений жизни.
У медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием наблюдается проявление
противоположных качеств: автономности и в то же время зависимости от мнения
других, от ситуации успеха-неуспеха.
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF- опроснику
личности Р. Б. Кеттелла
На следующем этапе исследования были выявлены личностные черты испытуемых с
помощью 16PF-опросника личности Р. Б. Кеттелла и статистически значимые
различия, найденные при помощи параметрических критериев для независимых
выборок Стьюдента и Фишера, по факторам 16PF-опросника личности Кеттелла:
1)между показателями
группы медсестёр с
выгорания и показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным
выгоранием (см. Табл. 4);
2)между показателями
группы медсестёр с
и показателями группы медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием (см.
Табл. 5);
3)между показателями
группы медсестёр с
выгоранием и показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным
выгоранием (см. Табл. 6).
Статистически
значимые различия по
показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и
показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием по
факторам теста Кеттелла
Факторы |
Выборочная средняя (в стенах) |
Критерий Фишера |
Критерий Стьюдента | ||
Отсутствие эмоционального выгорания |
Сформировавшееся эмоциональное выгорание |
F (р≤0,05) |
F (р≤0,01) |
t (р=0,01) | |
А |
9,4 |
4,93 |
19,62 | ||
С |
7,4 |
4,26 |
3,3 |
||
Е |
7,6 |
6,13 |
4,224 | ||
F |
6,53 |
4 |
7,621 | ||
G |
4,46 |
8,46 |
5,473 |
||
H |
6,86 |
5,93 |
9,237 |
||
I |
4,53 |
8,33 |
2,938 |
||
L |
5 |
7,4 |
3,269 |
||
M |
6,53 |
5,06 |
3,649 |
||
N |
7 |
2,26 |
3,905 |
||
O |
4,4 |
9,2 |
20,01 | ||
Q1 |
6,46 |
4,06 |
11,74 | ||
Q2 |
6,66 |
2,93 |
3,68 |
||
Q3 |
4,86 |
6,53 |
3,683 | ||
Q4 |
4,13 |
7,4 |
5,176 |
||
Q1 |
7,773 |
6,12 |
7,192 | ||
Q2 |
3,92 |
7,72 |
20,54 | ||
Q3 |
5,64 |
3,16 |
3,208 |
||
Q4 |
6,4 |
3,76 |
8,753 |
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер