Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа
Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Заховаева//Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С.
28–29.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
20. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического
психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е.
Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
21. Караванов Г., Коршунова
В. Индивидуально-
личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. – Львов: Вища Школа, 1974.
– 84 с.
22. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. –
Прага: Авиценум, 1974. – 405 с.
23. Косарев В.В., Васюкова
Г.Ф. Профессиональная
работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и
санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27–38.
24. Крон Т. Помощь находящимся
в кризисном состоянии/Т. Крон/
http://home.perm.ru~dmitry/
25. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е.
Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/
26. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. – М.: Наука, 1976. –
235 с.
27. Немчин Т.А. Состояние
нервно-психического
Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.
28. Никифоров Г.С. Психология
здоровья/Г.С. Никифоров. –
256 с.
29. Орел В.Е. Феномен
выгорания в зарубежной
исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. –
№ 1. – С. 16–21.
30. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты:
Научно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство
Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.
31. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная
деятельность лечебно-
на состояние здоровья врачей/Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В.
Мадьянова//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера,
2002. – № 4. – С. 3–8.
32. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.:
ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
33. Реан А.А., Баранов А.А.
Факторы стрессоустойчивости
А.А. Баранов//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С.
45–53.
34. Ронгинская Т.И. Синдром
выгорания в социальных
Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С.
85–95.
35. Сандомирский М.Е. Выгорание
– профессиональная болезнь
Сандомирский//Интернет: http://marks.on.ufanet.ru/
36. Сергеева А. Синдром
эмоционального сгорания/А.
http:www.tsale.ru/index.htm
37. Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими
пациентами/Н.Д.Семёнова//
together/conf2.htm#5
38. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д.
Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.
– С. 84–89.
39. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков,
О.Г. Сорокин//Вестник
Медицина, 2004. – № 3. – С. 8–13.
40. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование
особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона
России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова//Гигиена и санитария. – М.:
Медицина, 2003. – № 3. – С. 24–27.
41. Фетискин Н.П., Козлов
В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.
Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
42. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель
профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. –
М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.
43. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. –
Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.
44. Хетагурова А.К. Этико-
персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Издательский дом
медицинский вестник, 2003. – № 6. – С. 34–35.
45. Ширинский В. Слуга
народа или нахлебник у
Ширинский//Интернет: http://www.medvestnik.ru/
46. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and
etiology of burnout/M. Burisch//In Professional burnout: recent developments
in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London:
Taylor and Francis, 1993. – P. 75–93.
47. Burke R.J., Richardsen A.M. Stress, burnout and health/R.J. Burke, A.M.
Richardsen//In Handbook of stress, medicine and health/Ed. C. Cooper. –
London: CRC Press, 1996. – P. 101–117.
48. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and
amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent
developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek.
– London: Taylor and Francis, 1993. – P. 135–149.
49. Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress
theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout:
recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T.
Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 115–129.
50. Pines A. Burnout an existential perspective/A. Pines//In Professional
burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C.
Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 35–51.
УКАЗАТЕЛЬ ТАБЛИЦ
И ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Таблица 1. |
Социально-демографические характеристики испытуемых |
57 |
Таблица 2. |
Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко |
60 |
Таблица 3. |
Результаты исследования по методике цветовых выборов М. Люшера |
62 |
Таблица 4. |
Статистически значимые различия по критериям Фишера, Стьюдента между показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и показателями группы медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием по факторам теста Кеттелла |
65 |
Таблица 5. |
Статистически значимые различия по критериям Фишера, Стьюдента между показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и показателями группы медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием по факторам теста Кеттелла |
67 |
Таблица 6. |
Статистически значимые различия
по критериям Фишера, Стьюдента между
показателями группы медсестёр с
формирующимся эмоциональным |
69 |
Таблица 7. |
Статистически значимая зависимость по коэффициенту многоклеточной сопряжённости Пирсона между уровнями сформированности эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности и уровнями выраженности показателей по факторам теста Кеттелла |
70 |
Таблица 8. |
Результаты исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова |
74 |
Таблица 9. |
Результаты исследования по тесту Кеттелла |
92 |
Рисунок 1. |
Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием |
87 |
Рисунок 2. |
Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием |
88 |
Рисунок 3. |
Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания |
89 |
Рисунок 4. |
Результаты исследования по тесту Кеттелла |
90 |
Рисунок 5. |
Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко |
91 |
Соотношение типов
со сформировавшимся
Соотношение типов
с формирующимся эмоциональном выгоранием
Соотношение типов
с отсутствием эмоционального выгорания
Результаты исследования по
Результаты
исследования по методике «
Результаты исследования по
Факторы |
Выборочная средняя | |||||
Отсутствие эмоционального выгорания |
Формирующееся эмоциональное выгорание |
Сформировавшееся эмоциональное выгорание | ||||
баллы |
стены |
баллы |
стены |
баллы |
стены | |
А |
18,26 |
9,4 |
11,46 |
5,33 |
10,8 |
4,93 |
В |
6,6 |
5,53 |
6,73 |
5,53 |
6,26 |
5,6 |
С |
18,93 |
7,4 |
12,86 |
4,46 |
12,6 |
4,26 |
Е |
14,6 |
7,6 |
12,53 |
6,6 |
11 |
6,13 |
F |
16,4 |
6,53 |
10,73 |
4,26 |
10,73 |
4 |
G |
10,86 |
4,46 |
17,53 |
8,53 |
17,6 |
8,46 |
H |
16,26 |
6,86 |
14,33 |
6,2 |
13,53 |
5,93 |
I |
10,6 |
4,53 |
15,73 |
7,8 |
15,86 |
8,33 |
L |
6,26 |
5 |
9,8 |
6,93 |
10,6 |
7,4 |
M |
14,13 |
6,53 |
13,46 |
6,13 |
11,6 |
5,06 |
N |
12,53 |
7 |
7,2 |
3,06 |
6,26 |
2,26 |
O |
7,8 |
4,4 |
17,53 |
9,06 |
18,06 |
9,2 |
Q1 |
9,53 |
6,46 |
6,8 |
4,13 |
6,6 |
4,06 |
Q2 |
11,93 |
6,66 |
5,4 |
3,13 |
5,2 |
2,93 |
Q3 |
10,46 |
4,86 |
12,86 |
6,66 |
12,86 |
6,53 |
Q4 |
9,66 |
4,13 |
17,2 |
7,2 |
17,53 |
7,4 |
Q1 |
7,773 |
5,84 |
6,12 | |||
Q2 |
3,92 |
7,28 |
7,72 | |||
Q3 |
5,64 |
3,46 |
3,16 | |||
Q4 |
6,4 |
4,39 |
3,76 |
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер