Синдром эмоционального выгорания у медсестер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла

Файлы: 1 файл

Синдром эмоционального выгорания у ме.сестер диплом.docx

— 188.96 Кб (Скачать)

исследования представлены в Таблице 8.

                                                                Таблица 8

       Результаты исследования по  методике  «Оценка темперамента»       

                                А. Белова                               

    

Тип

темперамента

Отсутствие

эмоционального

выгорания

Формирующееся

эмоциональное

выгорание

Сформировавшееся

эмоциональное

выгорание

Количество

человек

В %

Количество

человек

В %

Количество

человек

В %

холерик

4

27

2

13

1

7

флегматик

1

7

6

40

5

33

сангвиник

9

59

3

20

2

13

меланхолик

1

7

4

27

7

47


 

В группе медсестёр с отсутствием  эмоционального выгорания ведущий  тип

темперамента –   сангвиник: повышенная реактивность, но при этом активность и

реактивность уравновешены, присущи быстрота  движений, гибкость ума, быстрое

включение в новую деятельность, высокая пластичность проявляется  в

изменчивости интересов, экстраверт (хорошая приспосабливаемость  к среде,

направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность  в

себе, стремление к лидерству  (см. Рис.3.).

В группе медсестёр с формирующимся  эмоциональным выгоранием ведущий  тип

темперамента –  флегматик: высокая активность преобладает  над малой

реактивностью, работоспособность, с трудом переключает внимание,

интровертированность (направленность на свой внутренний мир, плохо

приспосабливается к новой  обстановке), косность стереотипов, постоянство

интересов, инертность, обязательность, высокий самоконтроль, сдержанность,

рассудительность (см. Рис.2.).

Ведущий  тип темперамента  в группе медсестёр  со сформировавшимся

эмоциональным выгоранием –  меланхолик: малая реактивность, неуверенность  в

себе, мимика и движения не выразительны, обязательность, высокий

самоконтроль, пессимистичность, интровертированность (направленность на свой

внутренний мир, трудность  в адаптации к реальности),  замкнутость,

чувствительность, нерешительность, тревожность, ригидность, изменчивость

настроения (см. Рис.1.).

В ходе исследования  с  помощью коэффициента многоклеточной сопряжённости

Пирсона выявлена зависимость  между  уровнем сформированности эмоционального

выгорания у медсестёр  в профессиональной деятельности и  доминирующим типом

темперамента χ²=15,165; С≈0,502 (р≤0,05).

Таким образом,  можно  предположить, что такие свойства темперамента как

пластичность, экстравертированность (хорошая приспосабливаемость к  среде,

направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность  в

себе, стремление к лидерству  –  препятствуют формированию эмоционального

выгорания у медсестёр  в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Выводы по главе 3.:

1.Результатом проведённого  исследования по тесту Кеттелла  и  методике

цветовых выборов Люшера можно назвать  выделение следующих  личностных

качеств, являющихся предрасполагающими факторами формирования эмоционального

выгорания у медсестёр  в процессе выполнения профессиональной деятельности:

консервативности как  особенности интеллекта; эмоционально-волевых

особенностей – эмоциональной  неустойчивости,   низкого уровня

стрессоустойчивости, низкой самооценки, склонности к чувству  вины,

чувствительности к замечаниям, повышенного самоконтроля, высокого уровня

тревожности, эмоциональности;  особенностей отношения к делу и  социальным

нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность,

дисциплинированность, высокую  совестливость, социальную напряжённость;

особенностей   отношения  к людям – подозрительность, раздражительность,

высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенностей

отношения к групповым  нормам – зависимость от мнения других.

2.Основываясь на  полученных  результатах  по методике   «Оценка темперамента»

А. Белова и выявленной в  ходе исследования зависимости между  уровнем

сформированности эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения

профессиональной деятельности и доминирующим типом  темперамента, можно

предположить, что особенности  темперамента играют не последнюю роль в

формировании эмоционального выгорания.  Такими особенностями  темперамента

можно назвать обязательность,  высокий самоконтроль, интровертированность

(направленность на свой  внутренний мир, трудность в  адаптации к реальности).

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в  связи с

прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья,

психической устойчивости, надёжности и профессиональному  долголетию

специалистов, включённых в  длительные межличностные коммуникации.

Под синдромом  эмоционального выгорания в дипломной работе понимается

выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или

частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие

воздействия [16].

Эмоциональное выгорание  представляет собой приобретённый  стереотип

эмоционального, чаще всего  профессионального поведения. Эмоциональное

выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет  человеку

дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время,

могут возникать его дисфункциональные  последствия, когда эмоциональное

выгорание отрицательно сказывается  на исполнении профессиональной

деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность медсестры  отличается исключительной сложностью, представляя

собой единство объективных  и субъективных переменных, требований к

технологической  и коммуникативной  компетентности. Коммуникативная

деятельность медсестры  характеризуется высокой интенсивностью и

напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного  уровня.

Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные

стрессогенные ситуации, которые  создают предпосылки для возникновения

синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок  синдрома

эмоционального выгорания  связано с личностным фактором, охватывающим

множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

Последствия эмоционального выгорания могут проявляться  как в

психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных,

эмоциональных, мотивационных) изменениях [14,447].

В соответствии с  целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза,

подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности

медицинских сестёр, могут  являться предрасполагающими факторами

формирования у них  синдрома эмоционального выгорания  в процессе выполнения

профессиональной деятельности.

В исследовании использовались следующие  методы сбора и обработки  информации:

анкетирование; методика цветовых выборов  М. Люшера; методики –  «Оценка

темперамента» А. Белова, 16PF – опросник  Р. Б. Кеттелла, «Диагностика

эмоционального выгорания  личности» В. В. Бойко; методы математической

статистики – параметрические  критерии Фишера и Стьюдента для  независимых

выборок,  коэффициент  многоклеточной сопряжённости Пирсона, коэффициент

линейной корреляции Пирсона.

Методологической основой  исследования стали работы  К. Маслач и С. Е.

Джексона, В. В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания

представляет собой трёхмерный конструкт.

В результате исследования выявлены следующие личностные особенности,

являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания

у медицинских сестёр в  процессе выполнения  профессиональной деятельности:

консервативность как  особенность интеллекта,  эмоционально-волевые

особенности – эмоциональная  неустойчивость,   низкий уровень

стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству  вины,

чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень

тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным

нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность,

дисциплинированность, высокая  совестливость, социальная напряжённость;

особенности  отношения  к людям – подозрительность, раздражительность,

высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности

отношения к групповым  нормам – зависимость от мнения других;

интровертированность как  особенность темперамента.

Чем больше когнитивно-эмоциональная  напряжённость и длительность деловых

контактов, тем больше вероятность  психической деформации индивидуумов,

работающих в системе  человек-человек. В этой связи в  целях сохранения

потенциалов социально-психологического здоровья у представителей

коммуникативных профессий  особую актуальность приобретает разработка

технологии купирования  и профилактики синдрома психического выгорания

посредством организации  развития, управления межличностными отношениями в

трудовом коллективе и  повышения коммуникативной культуры.

Постоянное профессиональное  совершенствование может служить  одним из важных

аспектов   стратегии  борьбы  против эмоционального выгорания,  возникающего

в процессе выполнения  профессиональной   деятельности.  Позитивное отношение

к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту  осознать и принять

важную информацию о самом  себе, которая остается во время  работы за кадром.

Истоки  профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат  в позитивном и

ответственном отношении  не только к своей профессии, но и  к себе и

собственной жизни.

Результаты исследования были заслушаны на конференции медсестёр  МУЗГКБ-2 и

могут быть использованы в  практической работе психолога системы

здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования

синдрома эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения

профессиональной деятельности.

                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                           

1. Аболин Л.М. Психологические  механизмы эмоциональной устойчивости

человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. –

261 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц  Ю.А. Психология в медицине/Г.С.  Абрамова, Ю.А. Юдчиц.

– М.: Наука, 1998. – С. 231–244.

3. Абрумова А.Г. Анализ  состояний психологического кризиса  и их динамика/А.Г.

Абрумова//Психологический  журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. –  № 6.  –  С.

107–115.

4. Авхименко М.М.   Некоторые  факторы риска труда медика/М.М.

Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003.  – № 2.  –  С. 25–29.

5. Акиндинова И.А., Баканова  А.А. Эмоциональное выгорание  в профессиональной

деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А.

Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,

2003.  –  № 5. – С. 34.

6. Ананьев Б.А. Введение  в психологию здоровья/Б.А. Ананьев.  – СПб.: Питер,

1999. – 123 с.

7. Афанаскина М.С. Формирование  у медицинской сестры клинического

мышления/М.С. Афанаскина//Медицинская  сестра. – М.: Русский врач, 2001.  –  №

6.  – С. 34.

8. Анциферова Л.И. Условия  деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые

исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.

9. Барабанова М.В. Изучение  психологического содержания синдрома

выгорания/М.В. Барабанова//Вестник  Московского университета. Серия 14.

«Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995.  – № 1. – С. 54.

10. Белов В.М. Психология  здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.

11. Бойко В.В. Синдром  «эмоционального выгорания» в  профессиональном

общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

12. Бойко В.В. Энергия  эмоций в общении: взгляд на  себя и других/В.В. Бойко.

– М.: Наука, 1996. – 154 с.

13. Винокур В., Розанова  М. Профессиональный стресс губит  врача/В. Винокур,

М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997.  –

№ 11. – С. 28.

14. Водопьянова Н.Е. Синдром  психического выгорания в коммуникативных

профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова.

– СПб.: Издательство СПб  ГУ, 2000. – С. 443–463.

15. Водопьянова Н.Е. Психическое  выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. –

М.: Медицина, 2002.  – № 7.  – С. 12.

16. Захаров С. Синдром  выгорания у врачей  стигма  профессионализма или

расплата за сочувствие?/С. Захаров//Интернет: http://forums.rusmedserv.com/

show thread.php?t=8748

17. Заховаева А.Г. Основные  проблемы философии сестринского  дела/А.Г.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер