Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа
Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Статистически значимые различия, полученные по факторам теста Кеттелла,
показывают, что медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
отличаются от медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания по следующим
личностным качествам: низкой самооценкой (фактор O) 9,2 при t=20,01,
чувством высокой ответственности (фактор G) 8,46 при F=5,473, низким
уровнем стрессоустойчивости (фактор I) 8,33 при F=2,938, высоким уровнем
тревожности (фактор Q2) 7,72 при t=20,54, высоким уровнем социальной
напряжённости (фактор Q4) 7,4 при F=5,176, подозрительностью (фактор L) 7,4
при F=3,269, повышенным самоконтролем (фактор Q3) 6,53 при t=3,683,
прямолинейностью (фактор N) 2,26 при F=3,905, зависимостью от мнения других
(фактор Q2) 2,93 при F=3,68, эмоциональностью (фактор Q3) 3,16 при F=3,208,
склонностью к подчинению (фактор Q4) 3,76 при t=8,753.
Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания отличаются от медсестёр со
сформировавшимся
высоким уровнем общительности (фактор А) 9,4 при t=19,62,
экстравертированностью (фактор Q1) 7,773 при t=7,192, склонностью к
доминированию (фактор E) 7,6 при t=4,224, эмоциональной устойчивостью
(фактор C) 7,4 при F=3,3, склонностью к риску (фактор H) 6,86 при F=9,237,
жизнерадостностью (фактор F) 6,53 при t=7,621, развитым воображением (фактор
M) 6,53 при F=3,649, склонностью к экспериментированию (фактор Q1) 6,46 при
t=11,74.
Таким образом, можно предварительно выделить такие личностные качества,
являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального
выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности,
как низкая самооценка, чувство высокой ответственности, низкий уровень
стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности, высокий уровень
социальной напряжённости, подозрительность, прямолинейность, зависимость от
мнения других, эмоциональность, склонность к подчинению, повышенный
самоконтроль.
Статистически
значимые различия по
показателями группы медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания и
показателями группы медсестёр с формирующимся
эмоциональным выгоранием по
факторам теста Кеттелла
Факторы |
Выборочная средняя (в стенах) |
Критерий Фишера |
Критерий Стьюдента | |||
Отсутствие эмоционального выгорания |
Формирующееся эмоциональное выгорание |
F (р≤0,05) |
F (р≤0,01) |
t (р=0,05) |
t (р=0,01) | |
А |
9,4 |
5,33 |
2,775 |
|||
С |
7,4 |
4,46 |
4,626 |
|||
Е |
7,6 |
6,6 |
2,542 |
|||
F |
6,53 |
4,26 |
6,852 | |||
G |
4,46 |
8,53 |
4,86 |
|||
H |
6,86 |
6,2 |
13,88 |
|||
I |
4,53 |
7,8 |
6,306 |
|||
L |
5 |
6,93 |
7,079 | |||
M |
6,53 |
6,13 |
3,75 |
|||
N |
7 |
3,06 |
3,937 |
|||
O |
4,4 |
9,06 |
23,36 | |||
Q1 |
6,46 |
4,13 |
8,656 | |||
Q2 |
6,66 |
3,13 |
19,52 | |||
Q3 |
4,86 |
6,66 |
4,049 | |||
Q4 |
4,13 |
7,2 |
17,3 | |||
Q1 |
7,773 |
5,84 |
4,077 | |||
Q2 |
3,92 |
7,28 |
17,7 | |||
Q3 |
5,64 |
3,46 |
2,677 |
|||
Q4 |
6,4 |
4,39 |
7,766 |
Медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием отличаются от медсестёр
с отсутствием эмоционального выгорания по следующим личностным качествам:
низкой самооценкой (фактор O) 9,06 при t=23,36, высоким чувством
ответственности (фактор G) 8,53 при F=4,86, низким уровнем
стрессоустойчивости (фактор I) 7,8 при F=6,306, высоким уровнем тревожности
(фактор Q2) 7,28 при t=17,7,
высоким уровнем социальной
(фактор Q4) 7,2 при t=17,3, подозрительностью (фактор L) 6,93 при t =7,079,
повышенным самоконтролем (фактор Q3) 6,66 при t=4,049, прямолинейностью
(фактор N) 3,06 при F=3,937, зависимостью от мнения других (фактор Q2) 3,13
при t=19,52, эмоциональностью (фактор Q3) 3,46 при F=2,677.
Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания отличаются от медсестёр с
формирующимся эмоциональным выгоранием по следующим личностным качествам:
высоким уровнем общительности (фактор А) 9,4 при F=2,775,
экстравертированностью (фактор Q1) 7,773 при t=4,077, склонностью к
доминированию (фактор E) 7,6 при t=2,542, эмоциональной устойчивостью
(фактор C) 7,4 при F=4,626, склонностью к риску (фактор H) 6,86 при F=13,88,
жизнерадостностью (фактор F) 6,53 при t=6,852, развитым воображением
(фактор M) 6,53 при F=3,75, склонностью к экспериментированию (фактор Q1)
6,46 при t=8,656, независимостью суждений (фактор Q4) 6,4 при t=7,766.
Таким образом, можно предположить, что такие личностные качества медсестёр
как развитое воображение, склонность к экспериментированию,
эмоциональная устойчивость, общительность, склонность к доминированию,
склонность к риску, независимость суждений – снижают риск эмоционального
выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Статистически значимые различия по критериям Фишера, Стьюдента
между показателями группы
эмоциональным выгоранием и показателями группы медсестёр
со сформировавшимся
по факторам теста Кеттелла
Факторы |
Выборочная средняя (в стенах) |
Критерий Фишера |
Критерий Стьюдента | |
Сформировавшееся эмоциональное выгорание |
Формирующееся эмоциональное выгорание |
F (р ≤ 0,05) |
t (р = 0,05) | |
А |
4,93 |
5,33 |
2,854 |
|
Q1 |
4,06 |
4,13 |
2,697 |
|
Q4 |
7,4 |
7,2 |
2,645 |
|
Q4 |
3,76 |
4,39 |
2,371 |
Медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием отличаются от медсестёр
со сформировавшимся эмоциональным выгоранием по следующим личностным
качествам: уровнем общительности (фактор А) 5,33 при F=2,854, уровнем
консервативности (фактор Q1) 4,13 при F=2,697, уровнем социальной
напряжённости (фактор Q4) 7,2 при F=2,645, уровнем конформности (фактор Q4)
4,39 при t=2,371.
На основе выявленных статистически значимых различий, можно предположить, что
такие личностные качества как общительность, склонность к
экспериментированию, социальная расслабленность, независимость суждений –
препятствуют формированию эмоционального выгорания у медсестёр в процессе
выполнения профессиональной деятельности.
Статистически значимая
многоклеточной сопряжённости
сформированности
эмоционального выгорания у
профессиональной деятельности и уровнями выраженности показателей по факторам
теста Кеттелла
Факторы |
Статистически значимая зависимость |
Коэффициент Пирсона (С) | |
χ² (р=0,05) |
χ² (р=0,01) | ||
A |
45 |
0,707 | |
C |
15,48 |
0,505 | |
E |
11,7 |
0,454 | |
F |
10,03 |
0,426 | |
G |
25,65 |
0,602 | |
I |
22,95 |
0,581 | |
L |
10,75 |
0,439 | |
N |
20,97 |
0,563 | |
O |
45 |
0,707 | |
Q2 |
37,53 |
0,674 | |
Q4 |
10,75 |
0,439 |
В ходе исследования с помощью коэффициента многоклеточной сопряжённости
Пирсона (С) выявлена зависимость между уровнями сформированности
эмоционального выгорания (отсутствие, формирующееся, сформировавшееся
эмоциональное выгорание) у медсестёр в процессе выполнения профессиональной
деятельности и уровнями выраженности показателей по факторам теста Кеттелла
(низкий, средний, высокий):
1.Выявлена прямая зависимость,
конформности (фактор Е) при С≈0,454, уровень следования нормам (фактор
G) при С≈0,602, уровень подозрительности (фактор L) при С≈0,439,
уровень социальной напряжённости (фактор Q4) при С≈0,439, тем более
сформировано эмоциональное выгорание.
2.Выявлена обратная
общительности (фактор А) при С≈0,707, уровень эмоциональной
устойчивости (фактор С) при С≈0,505, уровень самодостаточности (фактор
Q2) при С≈0,674, тем менее сформировано эмоциональное выгорание и чем
ниже уровень жизнерадостности (фактор F) при C≈0,426, уровень
стрессоустойчивости (фактор I) при С≈0,581, уровень проницательности,
понимания людей (фактор N) при С≈0,563, уровень самооценки (фактор О)
при С≈0,707, тем более сформировано эмоциональное выгорание.
Результаты проведённого исследования по тесту Кеттелла позволяют сделать
следующие выводы:
Личностные особенности медсестёр можно рассматривать в связи с такими
качествами личности как уровень развития интеллекта, особенностями
эмоционально-волевой сферы, коммуникативными особенностями, отношениями к
делу, людям, социальным и групповым нормам.
1.Медсёстры с отсутствием
эмоционального выгорания
уровнем развития логического компонента интеллекта, выраженным уровнем
развития образного компонента интеллекта, наличием интеллектуальных
интересов, приверженностью
новому, склонностью к
Для медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания характерны эмоциональная
устойчивость, средний уровень стрессоустойчивости, адекватная самооценка,
средний уровень самоконтроля, низкая тревожность, уравновешенность.
Медсёстры, у которых отсутствует синдром эмоционального выгорания,
характеризуются общительностью, жизнерадостностью, экстравертированностью.
В деловых отношениях медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания
демонстрируют средний уровень ответственности и следования нормам,
социальную расслабленность.
Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания в отношении к людям
проявляют дипломатичность, эмоциональную сдержанность.
В отношении к групповым нормам медсёстры с отсутствием эмоционального
выгорания демонстрируют склонность к риску, настойчивость, стремление к
лидерству, самостоятельность, независимость суждений.
2.Медсёстры с формирующимся
эмоциональным выгоранием
уровнем развития логического
и образного компонентов
консервативностью.
Для медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием характерны
эмоциональная неустойчивость, склонность к беспокойству, низкий уровень
стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины,
чувствительность к замечаниям,
повышенный самоконтроль.
Медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризует средний
уровень общительности, средняя способность контактировать с людьми.
В отношении к делу и социальным нормам медсёстры с формирующимся
эмоциональным выгоранием демонстрируют обязательность, ответственность,
дисциплинированность, высокую совестливость, строгое следование нормам,
социальную напряжённость.
В отношении к людям
медсёстры с формирующимся
проявляют настойчивость, стремление к независимости, подозрительность,
недоверчивость, завистливость, раздражительность, высокомерие,
прямолинейность.
В отношении к групповым нормам медсёстры с формирующимся эмоциональным
выгоранием демонстрируют зависимость от мнения других, баланс между
независимостью и покорностью.
3.Медсёстры со
средним уровнем развития
логического и образного
консервативностью.
Для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характерны
эмоциональная неустойчивость, озабоченность, низкий уровень
стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины,
чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень
тревожности, эмоциональность.
Средний уровень общительности,
средняя способность
характерны для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.
Медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием в отношении к делу и
социальным нормам демонстрируют строгое следование нормам, обязательность,
ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную
напряжённость.
В отношении к людям медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
проявляют подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость,
завистливость, прямолинейность.
В отношении к групповым нормам медсёстры со сформировавшимся эмоциональным
выгоранием демонстрируют зависимость от мнения других, склонность к
подчинению.
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка
темперамента» А. Белова
На данном этапе исследования был определён доминирующий тип темперамента
испытуемых с помощью методики «Оценка темперамента» А. Белова. Результаты
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер