Синдром эмоционального выгорания у медсестер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
В работе была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования, о том, что такие личностные особенности медсестёр как уровень развития интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отношения к делу, людям, социальными групповым нормам, особенности темперамента – могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.4. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры по её профилактике
Глава 2. Личностные особенности медицинских сестёр как фактор формирования у них синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
3.1. Характеристика базы, процедуры проведения и методов исследования
3.2. Изложение и анализ результатов исследования
3.2.1. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
3.2.2. Изложение и анализ результатов исследования по методике цветовых выборов М. Люшера
3.2.3. Изложение и анализ результатов исследования по 16PF-опроснику личности Р. Б. Кеттелла
3.2.4. Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова
Заключение
Список литературы
Указатель таблиц и иллюстраций
Приложение 1. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием
Приложение 2. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием
Приложение 3. Соотношение типов темперамента в группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания
Приложение 4. Результаты исследования по тесту Кеттелла
Приложение 5. Результаты исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Приложение 6. Результаты исследования по тесту Кеттелла

Файлы: 1 файл

Синдром эмоционального выгорания у ме.сестер диплом.docx

— 188.96 Кб (Скачать)

значимые связи с желанием социального сходства. При этом субъекты с высоким

уровнем эмоционального  выгорания и низким уровнем собственного достоинства

избегают контактов с  более успешными субъектами и  ситуаций социального

сравнения. То есть ситуации социального сравнения или оценки для определённых

лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих  разрушающее

влияние на их личность [14,448]. Исходя из теории социального сходства

Фестингера, голландские  учёные высказали предположение  о возможности

преодоления стресса через  управление потребностью социального  сходства-

сравнения.

Синдром эмоционального выгорания  рассматривается К. Кондо как  следствие

производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или

профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим  фактором

«выгорания» является продолжительность  и чрезмерная рабочая нагрузка в

ситуациях напряжённых межличностных  отношений. Этому соответствует  и данное

им образное толкование: «Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с

особым интересом; долгое время помогает другим, они начинают чувствовать

разочарование, так как  не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали».

Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической  энергии,

приводит  к психосоматической  усталости и эмоциональному истощению  и как

результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне

учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных

болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое

включение стрессогенных  факторов в факторы эмоционального выгорания

значительно расширило круг соответствующих профессий [42,60].

Многие исследователи  предпринимают попытки обнаружить связь между

производственными стресс-факторами  и симптомами «выгорания». Значимые

корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем  «выгорания» и

характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями

поменять работу); между  деперсонализацией и прогулами

(недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей  и с друзьями; между

эмоциональным истощением и  психосоматическими заболеваниями; между

персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям,

значимостью работы [16].

Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа

может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей

трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или

соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства  со стороны

«вышестоящих» не соответствует  содержанию работы. Администрация может

смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам

возможность профессионального  роста, наладит поддерживающие социальные и

другие положительные  моменты, повышающие мотивацию.

А. Пайнс установил связь  эмоционального выгорания с чувством значимости себя

на рабочем месте, с  профессиональным продвижением, автономией и уровнем

контроля со стороны руководителя.

Основные составляющие организационных  факторов:

1.Условия работы –  основной упор при изучении  этих факторов был сделан на

временные параметры деятельности и объём работы. Повышенная нагрузка в

деятельности стимулирует  развитие  эмоционального выгорания. Перерывы в

работе оказывают положительный  эффект и снижают уровень эмоционального

выгорания, но этот эффект носит  временный характер. Уровень эмоционального

выгорания частично повышается через три дня после возвращения  к работе и

полностью восстанавливается  через три недели.

2.Содержание труда –  данная группа включает количественные  и качественные

аспекты работы с пациентами: количество, частоту их обслуживания, степень

глубины контакта.

3.Социально-психологические  факторы – взаимоотношения в  организации, как по

вертикали, так и по горизонтали.

Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновения профессионального  выгорания

увеличивается в случаях  монотонности работы, вкладывания в  работу больших

личностных ресурсов при  недостаточности признания и  положительной оценки,

строгой регламентации времени  работы, работы с немотивированными  клиентами,

трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в

профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны  коллег, нехватке

условий для самовыражения  личности на работе, когда не поощряются, а

подавляются экспериментирование  и инновации, работы без возможностей

дальнейшего обучения и профессионального  совершенствования, неразрешённых

личностных конфликтов [19,223].

Распределение   ответственности  и коллегиальность в работе ограничивает

развитие синдрома эмоционального выгорания. Появлению синдрома эмоционального

выгорания способствует наличие  ролевого конфликта и неопределённости в

деятельности.

В литературе выделяют еще  один фактор, обусловливающий синдром  эмоционального

сгорания — наличие  психологически трудного контингента, с которым приходиться

иметь дело профессионалу  в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные

покупатели, «трудные» подростки) [16].

Условия труда медицинской  сестры обладают некоторой спецификой, которая может

быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.

Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с

обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии  больных требуют

высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы  как

ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние

на здоровье работающих оказывает  контакт с умирающими больными, когда

медицинский работник не видит  положительных результатов своих  усилий по

спасению больного и нередко  ощущает собственное бессилие. В  результате

развиваются церебральные нарушения  в форме невроза, сомато-висцеральные

нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно-

кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает

неблагоприятное воздействие  на личность, приводит к депрессии  и психастении.

Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский  работник

испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами  усталости и

нервозности можно назвать  превышение нормативного числа пациентов, большой

объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость

рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств [40,26].

Из эргономических факторов медицинские сёстры чаще всего отмечают напряжение

зрения, перегрузку опорно-двигательного  аппарата.

Происшедшие в последнее  время радикальные перемены в  обществе оказывают

дополнительную психологическую  нагрузку на медицинский персонал, так как

требуют более качественной работы в значительно более короткие сроки при

экономически ограниченном обеспечении учреждений здравоохранения.

Инновационная деятельность лечебно-профилактического учреждения направлена на

практическое использование  научно-технического результата и интеллектуального

потенциала, с целью расширения ассортимента предоставляемых услуг, способов

их  производства, повышения  качества медицинской помощи и удовлетворения

потребностей пациентов  в высоко качественных медицинских  услугах, а в

конечном итоге на оптимизацию  здоровья населения. Большинство медицинских

работников, работающих в  инновационных условиях, имеют ненормированный

рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением  должностей или

дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение

новых методов диагностики  и лечения) [31,5]. Интенсификация профессиональной

деятельности отражается на состоянии здоровья – способствует увеличению

уровня общей заболеваемости и уровня распространённости хронической

патологии.

Низкая оплата труда медицинских  сестёр в условиях развития рыночной экономики

заставляет работать, часто  пренебрегая временем, предусмотренным  на отдых для

восстановления физического  и эмоционального баланса организма, огромная

ответственность за конечный результат своей деятельности –  жизнь пациента,

приводит к перенапряжению отдельных органов и систем, возникновению

заболеваний.

Медицинский работник находится  в тисках медико-экономических стандартов, тех

требований к объёму медицинской  помощи и диагностических вмешательств,

которые он должен выполнить  по отношению к пациенту. Однако финансирование

здравоохранения не соответствует  этому объёму. Добавьте сюда напряженность

труда, перегрузки, связанные  с дежурствами, все это формирует  состояние

стресса [45].

Приведём  только некоторые  из проблем российского здравоохранения:

1.Количество врачей неадекватно  уровню экономического развития.

2.Неравномерное распределение  ресурсов с концентрацией их  в больших городах и

крупных стационарах.

3.Заниженная роль среднего  медицинского персонала и соответствующий   уровень

компетенции. Это приводит к тому, что врач вынужден выполнять  массу не

свойственных ему функций.

4.Перекос в сторону  стационарного звена.

5.Низкая интенсивность  стационарной помощи. Необоснованно  длительные сроки

пребывания.

6.Необоснованное увлечение  высокими технологиями при отсутствии  или крайне

низком качестве базисной медицинской помощи.

7.Отсутствие экономических  стимулов для здорового образа  жизни (курение,

алкоголь).

8.Излишняя специализация,  которая приводит к «распылению»  медицинского

обслуживания. Российское общество еще пока экономически не в состоянии

позволить себе иметь специалиста  диабетолога за пределами «Потёмкинских

деревень» [16].

Медицинский персонал подвержен  высокому профессиональному риску  заражения

парентеральными вирусными  гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом.

Медицинский работник находится  в постоянном контакте с лекарственными и

дезинфицирующими средствами, что создаёт опасность аллергических, токсико-

химических поражений. Воздействие  ионизирующих и неионизирующих (радиация,

ультразвук, лазерное излучение) излучений является потенциальными причинами

для возникновения катаракты, новообразований.

Интенсивная работа в неблагоприятных  условиях труда и при высокой

изношенности оборудования обусловила тот факт, что у медицинских  работников

наблюдается высокие показатели и рост профессиональной заболеваемости. Однако

в настоящее время труд медицинских работников, согласно классификации

отраслей экономики по классам профессионального риска, отнесён к классу 01,

то есть считается, что  работа осуществляется в оптимальных  условиях труда, не

приводящих к возникновению  профессиональной патологии [23,37].

В связи с ухудшением криминальной обстановки в стране, увеличением  количества

наркоманов, мигрантов, бомжей с большей долей вероятности  можно ожидать

различных «разборок» в стационарах  и нападений на медицинский персонал  с

целью похищения наркотиков. Рост насилия против персонала органов

здравоохранения вызывает беспокойство, количество нападений, угроз,

оскорблений, случающихся  в здравоохранении, неуклонно возрастает.

Факторы риска для работников здравоохранения:

1)наличие лекарств или  денег в лечебно-профилактическом  учреждении;

2)взаимодействие с лицами, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками;

3)неукомплектованные штаты  лечебно-профилактического учреждения;

4)изолированная работа  с пациентом во время осмотра  и ухода;

5)контакт  с пациентами, которые находятся в состоянии  стресса, испытывают

боль, разочарование от услуг  здравоохранения;

6)продолжительное время  ожидания помощи и фрустрация  вследствие  её

отсутствия [4,26].

Особый интерес представляет исследование в свете теории справедливости. В

соответствии с этой теорией  человек оценивает свои возможности  относительно

других людей в зависимости  от факторов вознаграждения, цены и  своего вклада.

Каждый человек ожидает  справедливых взаимоотношений, при  которых то, что он

вкладывает и получает от этих отношений, пропорционально  тому, что другие

индивидуумы вкладывают и  получают. В профессиональной деятельности

взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости.

Например, отношения между  врачом и пациентом считаются  дополняющими – врач

обязан оказывать внимание, заботу и вкладывать больше, чем  пациент. В

результате устанавливаются  неравноценные отношения, что может  явиться

причиной эмоционального выгорания. На контингенте медицинских  сестёр Д.

Дирендонк, Х. Сиксма  выявили, что чем больше переживаний несправедливости в

отношениях со стороны  других, тем ярче выражено профессиональное выгорание,

которое проявляется в  развитии негативных (циничных, безличных) отношений к

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания у медсестер