Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Билет.соц реабилитация.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

    быстро  реализуемой цели по времени и  значимой для группы; в виде вторичных целей — более длительных по времени и выводящих на интересы других групп; в виде дальней перспективы. Цели совместной деятельности способствуют сплочению группы;

    —  наличие в группе организующего начала. Оно может быть представлено в виде лидера, руководителя, а также распределено между членами группы, и лидерство может носить ситуативно-специфический характер. То есть роль лидера в определенной ситуации принимает на себя один из членов группы;

     разделение и дифференциация персональных ролей. Каждый член группы вносит свой вклад в совместную деятельность;

     наличие эмоциональных отношений между членами группы. Они влияют на групповую активность, формируют внутреннюю структуру межгрупповых отношений;

     выработка специфической групповой культуры, т. е. норм, правил, определяющих поведение большинства членов группы.

    Малая группа постоянно изменяется и развивается. Ей присущи следующие общие закономерности:

    1) в группе постоянно происходят  структурные изменения;

    2) группа развивается (либо прогресс, либо регресс);

    3)  между членами группы может  происходить обмен «ролями ».

    Малые группы, в которые оказывается  вовлеченным ребенок с ограниченными возможностями, являются не только местом, где удовлетворяются социальные потребности, но и важнейшим фактором и условием формирования его как личности. Включаясь в систему отношений, свойственных данной группе, ребенок постепенно усваивает ее ценности и нормы, регулирующие поведение, и, в конечном итоге, он в своих поступках и действиях становится похожим на других членов группы. 

    Билет№8

    1. Предмет и задачи курса

    В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся  к категории лиц с ограниченными  возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррек-ционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относят: детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднеоглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексным нарушением психического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые дети и др.); с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами поведения и др.

    Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. К этой категории относятся, прежде всего, педагогически запущенные дети^ В каждой школе их не менее 10—15 процентов. Задержка психического развития у них вызвана не патологией, а дефицитом внимания со стороны взрослых на этапах дошкольного детства и младшего школьного возраста. Эти дети, наряду с детьми, имеющими задержки психического развития по причине патогенных воздействий в различные периоды жизни, обучаясь в общеобразовательной школе, попадают в число учащихся с отклонениями в поведении и неуспевающих.

    К числу детей с проблемами в  развитии относят также и тех, у кого нарушены функции в познавательной сфере (внимание, память); детей с заторможенными, замедленными реакциями; детей с теми или иными Физическими дефектами, которые не вызывают стойких нарушений психических функций.

    Согласно  Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МНН), «под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста». Ограничения жизнедеятельности различаются по степени их проявления, что определяется с помощью разработанной МНН так называемой «шкалы тяжести» (в виде количественного показателя).

    2. Причины нарушений в личностном развитии Нарушения в развитии личности могут проявляться в виде неадекватного поведения, в нарушении иерархии мотивов, побуждающих личность к активности, в возникновении отрицательных черт характера, в виде вредных привычек поведения, в нарушении межличностых взаимодействий и многих других формах.

    В зависимости от этиологии возникновения  они могут носить различный характер. Например, известно, что та или иная психическая болезнь оставляет определенный след в психике человека, приводит к существенным изменениям в личностной сфере, к утере сложной организации человеческой деятельности и подконтрольности поведения. Такие люди (душевнобольные), как правило, попадают в психиатрическую клинику и ими занимаются психиатры.

    Но  кроме них есть люди, которые не считают себя больными, но в их поведении проявляются определенные странности, у многих из них имеют место пагубные привычки в виде болезненного пристрастия. Иначе говоря, аномалии в развитии личности могут возникать не только у душевнобольных людей, но и у лиц, не имеющих психической патологии. Поэтому изучением личностных особенностей в аспекте психической нормы и патологии занимаются как психиатры, так и психологи.

    Особенно  уязвимы в возникновении личностных отклонений дети, имеющие те или иные жизненные ограничения. Они представляют особую группу — группу повышенного риска. Объясняется это тем, что, во-первых, на появление различных

    отклонений  на ранних этапах возрастного развития существенно влияют биологические факторы (генетические, инфекционные, иммунологические, токсические и др.) Наличие того или иного дефекта затрудняет общее развитие ребенка, сказывается на его познавательной сфере и ведет к значительному своеобразию формирования личности. Во-вторых, дети с ограниченными возможностями обостренно воспринимают воздействие различных социальных факторов. В зависимости от условий воспитания и социального окружения у таких детей по мере их взросления возникают вторичные нарушения, представляющие собой психические и личностные отклонения.

    В числе наиболее общих причин возникновения нарушений в личностном развитии выступают два основных фактора: социальный (условия жизни, негативное влияние микросоциальной среды, психосоциальные травмы, алкоголизм, наркомания и др.) и биологический (наследственность, травмы головного мозга, инфекционные поражения, некоторые ток-сикации и др.).

    3. Трудности ребенка с ограниченными возможностями Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко

    выраженный  характер. Дальнейшее развитие ребенка  полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.

    К сожалению, в жизни многих детей  с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:

    —  трудности, возникшие в связи  с дефектами развития ребенка (нарушение  речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

    —  трудности общения, порожденные  социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

    —  трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

    Первая  группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи. Они достаточно полно и глубоко представлены в специальной литературе. Каждый вид дефекта накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в кор-рекционной работе по исправлению речи. Вместе с тем у всех детей с дефектами развития различной этиологии много общего, что их сближает и делает похожими. У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.

    Вторая  группа причин, обуславливающих трудности в общении детей с ограниченными возможностями, составляют социальные факторы. Непоправимый ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция. Часто родители, убитые горем, что у них родился ребенок с дефектом, недостаточно с ним общаются, вследствие чего он не получает необходимой ласки и родительского тепла. Боясь, что над ним будут смеяться их сверстники и осудят окружающие люди, таких детей изолируют от взаимодействия с ними, лишая тем самым необходимой для ребенка речевой практики и практики межличностных отношений.

    К третьей группе можно отнести  трудности, зависящие от индивидуально-типологических особенностей. Так, если ребенку свойственны  такие черты, как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, негативные привычки, дурные манеры поведения, неопрятность, слабый самоконтроль, ярко выраженное плохое настроение, — все это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов.

    Барьером* в общении может стать также наличие ярко выраженных темпераментов. Медлительным детям трудно общаться с теми, кто активен, непоседлив, у кого быстрые реакции и, наоборот, дети подвижные испытывают затруднения в общении с медлительными детьми.

    Билет №9

    1. Социализация личности  на главное условие ее развития Понятие «социализация» в различных научных школах не имеет однозначного толкования: в необихивиоризме оно означает социальное научение, в символическом интеракцио-низме — результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии — самоактуализация «Я-концепции». Связано это с тем, что явление социализации многоаспектное и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.

    Социализация  — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Опыт личности — это динамическая система устойчивых чувств, умений и знаний, возникающих в процессе жизни и деятельности. Ребенок, появляясь на свет, включается в систему уже готовых отношений, норм и правил поведения, способов пользования предметами, выработанными предшествующими поколениями. На ранних стадиях развития особенности человеческого бытия усваиваются им на подсознательном уровне. Затем этот процесс, по мере взросления ребенка, приобретает осознанный характер и становится неотъемлемой частью сознания личности. Опыт личности — это итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей во внутреннем психическом плане.

               Выделяют следующие стадии социализации:

    1.  Первичная социализация  или стадия адаптации  (от рождения до подросткового периода). Ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

    2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). Данная стадия по-разному протекает у подростков и юношей. В подростковом возрасте стадия индивидуализации в ходе самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не сформировались и являются неустойчивыми. Юношеский же возраст (18—ч 25 лет) характеризуется определенной устойчивостью. Социализация в этом периоде определяется как концептуальная, в ходе которой вырабатываются устойчивые свойства личности.

    3.  Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства, которыми обладает личность, принимаются обществом или группой, в которую он включается. Если же

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"