Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет социальной психологии. Структура современной социальной психологии.
2. Социальное взаимодействие. Общая характеристика взаимодействия. Разновидности взаимодействия.
3. Психология общения. Понятие и сущность общения. Виды и типы общения.

Файлы: 1 файл

psi_zachet.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

1.Предмет социальной  психологии. Структура современной  социальной психологии. 
Соц.психология-отрасль психологического знания, изучающая закономерности общения (коммуникация, перцепция, взаимодействие, интеракция) и деят-сти людей, включенных в разл.соц. Группы, а также психологические характ-ки самих групп. 
Соц.психология занимается изучением механизма межгруппового взаимодействия, поисками средств и методов повышения эффективности общения разл. соц. групп. 
Структура социальной психологии как отрасли науки 
1. процесс дифференциации социальной психологии (дробление) 
2. процесс интеграции социальной психологии с другими науками. 
Структурирование, дифференциация социальной психологии 
1) Ведущая ориентация на теорию, эксперимент, практику (теоретическая социальная психология, практическая социальная психология). 
Теоретическая социальная психология - оперирует гипотезами, идеями, научными представлениями, систематизирует все данные. Ведущими функциями являются: обобщение и прогнозирование. 
Экспериментальная (эмпирическая) социальная психология направлена на добывание фактов с помощью специально организованного исследования. Основная функция - описание: вскрыть закономерности в том, что описано. 
Практическая социальная психология - анализирует социально-психологические явления в реальной жизни. В качестве факторов выступает реальная деятельность людей, включенных в данную среду. Функция - поставить данные для оптимизации социологического процесса. Практически социальная психология разрабатывает конкретные задачи и  
2) деления по основным сферам общественной жизни; социально-психологического спорта, социально-психологической культуры, социально-психологического образования, социально-психологической промышленности и транспорта и т.д. 
3) дифференциация социальной психологии по основным видам жизнедеятельности человека; социальная психология труда и управления, социальная психология познания, социальная психология общения и социально-психологические игры. 
4) дифференциация социальной психологии по объектам исследования: социальная психология личности, социальная психология малой группы, социальная психология большой группы и массовых процессов, социальная психология МЛО, социальная психология МГО. 
С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др. 
Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, "лицом к лицу". Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. 
Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы: 
- социальная психология личности; 
- социальная психология общения и межличностного взаимодействия; 
- социальная психология групп. 
Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм. 
1. Социально-психологические явления и методы их изучения. 
Первоначально возникающими (базовыми) общественно-психологическими явлениями выступают взаимодействие, межгрупповые и межличностные отношения, общение и взаимное восприятие людей. По сравнению с ними все остальные социально-психологические явления и процессы (например, настроения и чувства людей, психологический климат в различных социальных группах и т. д.) вторичны. 
Социально-психологические закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости, определяющие характер возникновения и динамику функционирования социально-психологических явлений и процессов. 
Социально-психологические механизмы – это превращения, посредством которых проявляются закономерности их функционирования и осуществляется социально-психологическая системность. Под общими механизмами в социальной психологии обычно понимаются подражание, заражение, идентификация и проявление социальных установок. К частным, как правило, относят конформизм, эмпатию, аттракцию, атрибуцию, рефлексию и др., проявление которых характеризует лишь определенные социально-психологические явления. 
Отрасли социальной психологии — ее составные части, которые изучают конкретные классы социально-психологических феноменов. 
Взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного опыта зависят от множества причин, среди которых – интересы общества и отдельных групп; востребованность социально-психологических знаний и значимость последних в жизнедеятельности людей, а также возможность их использования; степень образованности и подготовленности самого общества и т. д. В целом все эти факторы реализуются через: осуществление диагностики (экспертизы) характера и содержания отношений между людьми; оказание им помощи и поддержки, их консультирование и социально-правовое воспитание; организацию социально-психологического обеспечения профессиональной и политической деятельности в обществе; подготовку социальных психологов. 
Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свои объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования. 
Объект, предмет и задачи социальной психологии. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители. 
Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов[1]), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей. 
Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к различным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т. д. 
Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования. 
Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы. 
В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т. д.) – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология[2]. 
В малых группах функционируют, в основном, такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название «психология малой группы». 
Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений. 
В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности. 
По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные). 
Кроме того, по этому критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь. 
По устойчивости социально-психологические явления делятся на динамичные (например, различные виды общения), динамикостатичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) [174. – С. 19]. 
И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными. 
Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой – совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Технологии (техники) исследования включают в себя совокупность специальных процедур и операций (в том числе измерение качественных и количественных характеристик явлений и процессов, их математический и статистический анализ, контроль надежности получаемой информации и т. д.), позволяющих правильно и всесторонне изучить конкретный феномен. 
Общая характеристика методологии и теории социальной психологии. Общая методология отечественной социальной психологии в обобщенном виде строится на понимании того, что: 
• окружающий людей мир материален (состоит из материи); 
• материя первична, а сознание и психика человека (групп людей) вторичны; 
• материя находится в непрерывном движении и развитии; 
• взаимодействие различных видов материи является объективной и универсальной формой их существования и структурной организации; 
• взаимодействие как естественный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации; оно осуществляется с конкретной скоростью, в определенных пространстве и времени; 
• в результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», то есть общественные отношения, которые определяют качественные особенности всех общественно-психологических явлений и социальной активности людей; 
• в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью; 
• только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей; 
• в ходе взаимодействия людей реализуется их непосредственное влияние друг на друга. 
В свою очередь, специальная методология отечественной социальной психологии в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:в ходе взаимодействия, в процессе производства материальных благ между людьми возникают общественные отношения; 
характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его процессе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе; 
все виды общественных отношений пронизывают, в свою очередь, психологические отношения людей, то есть субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) участвующих в них индивидов; 
как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное сознание людей, представляющее отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений; 
общественное сознание, общественные и психологические отношения людей поддаются всестороннему изучению и осмыслению с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных социально-психологической наукой. 
Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию. 
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. 
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется. 
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. 
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим – когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим – в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп. 
Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа. 
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или из различных источников. 
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности. 
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. 
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми. 
Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания; почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или адресной книге ДЭЗ; и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования – наиболее дешевый, но и менее эффективный (3–5 %). Второй предполагает уже 10–25 % возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100 %. 
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. 
Социометрия – метод социальной психологии, использующийся для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статус но-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связи между ними. 
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе). 
Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, приемы и техники компьютерной обработки данных и др.). 
Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств – аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования. 
2. Социальное взаимодействие. Общая характеристика взаимодействия. Разновидности взаимодействия.  
Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.  
Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.  
Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни. Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места, времени во имя достижения конкретных целей. Социальные связи - это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. 
Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.  
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. 
Механизм социального взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Самое главное в социальном взаимодействии - это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон. В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта. 
3. Психология общения. Понятие и сущность общения. Виды и типы общения. 
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. 
В социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. 
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. 
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. 
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. 
Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наибо лее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. 
Опосредованное, или косвенное, общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. 
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержа ния информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальней шем определяют их социальные поступки. 
5. Социальная перцепция. Сущность и основные характеристики межличностного восприятия. Психологические особенности межличностного взаимопонимания. Социальное познание людей и ситуаций. Психология социальной перцепции. 
Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. 
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения. 
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов. 
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом. 
Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: 
Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта 
Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации. 
Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания. 
Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие). 
В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства. 
Структура и механизмы социальной перцепции. 
«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией. 
«Эмпатия» - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей. 
«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии. 
Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. 
Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения. 
Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов. 
«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам. 
Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения. 
 
6. Коммуникативные навыки. Компетентность в общении. 
В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком. Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.  
Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.  
Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни, и, когда они не производят желаемого эффекта.  
Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда тренер искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.  
Преимуществом отработки модели жизненной ситуации в рамках тренинга является и то, что ошибки при контактировании не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Обучаемый освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные способы влияния на собеседника. Важно, что другие участники тренинга в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, оценят эффективность поведения, так как, увлекшись беседой, следить за собственными ошибками подчас сложно.  
Осознавая и меняя привычные реакции, человек учится смотреть на ситуацию под другим углом, дает себе свободу выбора ответного действия. Со временем отточенные практикой, доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут вам желаемые результаты успешного общения.  
Цель коммуникативного тренинга — постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет: 
Легко устанавливать контакт и поддерживать его; 
Производить нужное впечатление на собеседников; 
Освоить психотехники работы с аудиторией; 
Научиться убедительно аргументировать свою позицию; 
Успешно отстаивать свои интересы; 
Безболезненно преодолевать конфликты; 
Понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих; 
Эффективно слушать и активно задавать вопросы; 
Осознанно использовать невербальные способы коммуникации; 
Диагностировать психологическое состояние оппонента; 
Выделять и нейтрализовать манипуляции; 
Создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких. 
 Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. 
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [3]. 
 Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. 
 Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9]. 
 Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. 
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности. 
Коммуникативная компетентность складывается из способностей: 
 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 
 2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 
 3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [10]. 
 Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. 
Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10]. 
 При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно -интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие [10]. 
. Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении) 
Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения 
 Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.) 
Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения). 
 Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности. 
 Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [10]. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально- психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно- исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния. 
 Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [10]. 
 В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное «заражение» проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения. 
 Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно- исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения [10]. 
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [2]. 
Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно- исполнительской деятельности 
Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости [1,3]. 
 В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними. 
 Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия 
 «коммуникативный потенциал личности» [10]. 
 Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [3,10]. 
 
 По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: 
 1. Творческое мышление; 
 2. Культуру речевого действия; 
 3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; 
 4. Культуру жестов и пластики движений; 
 5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; 
 6. Культуру эмоций.

7. Психология межличностных отношений.  Виды взаимоотношений. Развитие  отношений. Отношения близости  и сотрудничества.

В любом коллективе существуют межличностные  отношения.

В структуре взаимодействия двух субъектов могут быть выделены три составляющие:

- поведенческая;

- эмоциональная (связана с состоянием, которое возникает при общении  с партнёром);

- когнитивная (связана с пониманием  того, какой у меня партнер).

Главным регулятором устойчивости глубины, интенсивности, интимности межличностных отношений является привлекательность человека для другого человека, а состояние удовлетворенности или неудовлетворенности от общения– это основной критерий в оценке межличностных отношений. По мере повторяемости такого типа состояний отношения закрепляются и становятся ведущими.

Факторы, влияющие на межличностную  привлекательность, совместимость  и срабатываемость.

  а) подобие или контраст параметра  по природным и личностным  характеристикам, по представлениям  о себе и о других.

  б) уровень психологических характеристик,  в которых обнаруживается подобие  или контраст.

  в) длительность сохранения взаимоотношений.

  г) возрастные особенности –  существует диапазон возрастных  различий, допускающий определённый  тип устойчивости межличностных отношений.

  д) половые различия: во взаимоотношениях  однополых и разнополых и в  каждой паре отношения различны.

Межличностные отношения классифицируются:

Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

---Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы.

-----Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь.

-------Соревнование – форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт;   

-----Времяпрепровождение – фиксированная форма трансакций, Призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

------ Игры – это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры, в отличие от всех других видов взаимодействий – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.

Можно проследить развитие отношений по 4 уровням:

1 - я беру больше, чем отдаю.Это насилие, обман, эксплуатация или просто бизнес...

 2 - я беру столько же, сколько отдаю. Это сотрудничество. Основа сотрудничества - это не мешать другому осуществлять свои планы, считая себя великим авторитетом во всех делах этого мира.

3 - я отдаю больше, чем беру. Это дружелюбие.Одно из определений дружбы - это умение не менять своего отношения к другу, когда в его жизни происходят перемены.

4 - я отдаю бескорыстно  (так как в предыдущем случае  я все-таки на что-то рассчитывал).Это любовь.

Дружба - это сотрудничество. Это социальное взаимодействие, при котором оба участника получают свои социально-психологические, моральные, а то и материальные дивиденды.

Потому что опять же – люди развиваются, меняются, и потому никогда  нельзя сказать, что «я с этим человеком  выстроил психологической близостью окончательно». Потому что завтра и он и вы в чем-то изменитесь, хоть немного. И близость надо будет выстраивать дальше.

 А следовательно, для взаимного  изучения необходим постоянный  активный интерес к партнеру  и усилия для его изучения. А у нас близость чаще тоже понимается искаженно, причем с точностью до наоборот: "Я ему открыл всего себя - значит, МЫ теперь близки!" В близости важно не столько открыть себя, сколько узнать что-то о партнере. Причем именно узнать его реального, а не вылепить в своем представлении некий придуманный нереальный образ.

 И если говорить о различиях  в дружбе и психологической  близости – то в дружбе более  силен логический компонент. В  любви верховодят эмоции. А психологическая  близость подразумевает взаимодействие по всем трем направлениям (эмоции, логика, цензура), причем нередко ВНЕ дружбы и любви.

 Психологическую близость логичнее  строить там, где вы с партнером  связаны по самым разным видам  взаимоотношений, а не по одному-двум. Наиболее яркий пример - отношения семейные. Где и экономическая связь, и интимная, и бытовое сотрудничество, и родительское (если есть дети), и многое другое...

 Но разумеется, наличие семейных  отношений не говорит о непременном  наличии психологической близости.

 

8. Социальная психология личности. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей. Социально-психологические типы личности.

Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться  с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от тех социальных и психологических качеств, которые присущи личности и которые необходимо правильно понимать и учитывать.

Таким образом, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено  разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

 

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

 

Анатомо-физиологические  особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей.

В основе анатомо-физиологических  особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомо-физиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей.

 

Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе  активность и эмоциональность

 

Влияние анатомо-физиологических  характеристик на социально-психологические качества личности. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать ее соматофизиологические особенности. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо-физиологическая специфика строения тела человека предопределяет и развитие некоторых его социально-психологических качеств. Так, можно говорить о существовании трех категорий людей — пикников, атлетиков и астеников1, для которых свойственны определенные особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

Пикники обычно отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в серьезные конфликты с окружающими. Они, как правило, не преследуют цели завоевать повышенный авторитет, но в то же время достаточно легко защищают собственные позиции, «не теряя своего лица» и не испытывая больших переживаний.

Атлетики очень общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, часто отличаются кипучей экспрессивностью. У них может проявляться стремление как к положительным, так и отрицательным социальным достижениям, которые нередко воспринимаются в штыки другими людьми, поскольку не всем и не всегда нравится их импульсивная и превалирующая над чужими интересами неконтролируемая активность.

Астеники же обычно малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Они, как правило, незаметно для окружающих стремятся завоевать общественное признание и никогда никому не позволяют его понижать, болезненно реагируют на любые попытки такого рода.

 

Составляя социально-психологическую  характеристику человека, следует принимать  во внимание и своеобразие индивидуальной динамики протекания его психических процессов, его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники обычно находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам, как правило, совершенно чужда тревога. Их обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями.

Меланхоликов, в свою очередь, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. В нормальных условиях жизни они — люди глубокие и содержательные. При неблагоприятных условиях меланхолики могут превращаться в замкнутых, боязливых, тревожных людей.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

9. Социализация личности. Личность в группе.

Понятие социализации. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"