Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка
1.Предмет социальной психологии. Структура современной социальной психологии.
2. Социальное взаимодействие. Общая характеристика взаимодействия. Разновидности взаимодействия.
3. Психология общения. Понятие и сущность общения. Виды и типы общения.
Коллективистские отношения
Формальные группы — группы, членство и взаимоотношение в которых носят преимущественно формальный характер, относятся прежде всего первичные коллективы социальных организаций — например, небольшие трудовые коллективы Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основные функции референтной группы — сравнительная и нормативная, благодаря которым человеку предоставляются возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям.
Динамические процессы в малой группе. В своем развитии группа проходит следующие четыре этапа:
Стадия проверки и зависимости. Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками,
ориентация в групповых
2. Стадия внутреннего конфликта. в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером.
Стадия продуктивности. развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели.
Стадия сплоченности и привязанности. устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться друг с другом.
14. Психология больших групп. Этническая психология. Кросс-культурная психология.
• большая группа — это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
• социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность);
• большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;
• большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия, партия).
В социальной психологии принято классифицировать большие социальные группы по следующим признакам.
По длительности существования выделяют более долговременные (социальные слои; этнические образования) и менее долговременные (праздничные шествия; люди, присутствующие на митингах и демонстрациях; толпа) группы.
По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно, целенаправленно организованные (ассоциации, общественные движения).
Выделяют условные и реальные группы, детерминантой которых является признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся демонстрации, митинги и собрания.
Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренне установленными правилами групп.
Большие социальные группы
можно разделить по наличию определенного
количества общих признаков и механизму связей с общностью. Первый тип — объединение
людей, имеющих общий объективно существующий
и социально значимый признак
(например, демографический). Второй тип групп характеризуется
тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению
(например, религиозные группы, партии,
союзы, общественные движения). Этническая психология — племена,
народности, нации, а также специфические
в этническом отношении группы населения
(например, группы иммигрантов и т. д.). Содержание
этнопсихологических исследований —
установление взаимосвязи между типом
хозяйственной деятельности в определенных
природных условиях и характером духовной
культуры (традиции, верования и пр.), с
одной стороны, и особенностями психики
членов исследуемых общностей — с другой.
Эти исследования в большинстве своём
носят эмпирический, сравнительно-описательный
характер. Кросс-культурная психология (англ. cross-
15. Психология межгрупповых отношений.
Существует несколько подходов к оценке
характера межгруппового взаимодействия.
Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах 3. Фрейда.
Он, правда, многое заимствовал из работ Г. Лебона и У. Мак-Даугалла:
♦ под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения (Г. Лебон);
♦ врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей,
общины и страны воевать друг с другом (У. Мак-Даугалл).
Реалистическая теория межгруппового конфликта (Кэмпбелл) гласит: реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание действительной угрозы со стороны другой группы, что вызывает враждебность между ними и усиливает внутригрупповую солидарность, т. е. межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов; изменяя их, можно увеличивать или снижать степень межгрупповой напряженности.
Когнитивный подход к оценке межгруппового взаимодействия исходит из того, что люди по-разному оценивают, воспринимают свою и чужие группы: они склонны переоценивать результаты собственной и недооценивать действия чужой, даже если и не было ситуации межгруппового соревнования.
В рамках когнитивного подхода возникла теория социальной идентичности. А. Тэшфел утверждает, что условием для возникновения межгрупповой враждебности вовсе не обязательно являются несовместимые интересы и цели, порой достаточно просто осознания своей принадлежности к группе, т. е. наличия социальной и этнической идентичности.
Деятельностный подход к оценке межгруппового взаимодействия объясняет, что объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы, обусловливают развитие когнитивных процессов, которые, в свою очередь, влияют на межгрупповое поведение и взаимодействие. Объективно существующие отношения, взаимозависимость между группами определяют и актуальное межгрупповое взаимодействие.
тнические конфликты могут возникать по разным причинам. Они обнажают следующие цели:
♦ социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);
♦ культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
♦ политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
♦ территориальные: на основе требований изменить границы, присоединиться к другому — «родственному» с культурно-исторической точки зрения — государству или создать новое независимое государственное образование.
Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:
♦ применение правовых механизмов;
♦ переговоры;
♦ информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;
♦ стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера.
16. Психология больших групп и массовидных явлений. Б г – неоднородны, т е можно говорить о разных типах Б г. Каждый тип обладает своими психол-ми особ-ми: а) стихийные – возникают случайно, кратковременны: толпа ( чел-кая совокуп-ть обладающая психической общностью (Лебон). образуется всегда по к-л поводу инцинденту (ДТП), как правило не имеет лидера или вождя, хотя может возникнуть в процессе, она разнородна, предполагает скопление людей в физич-кой близости,снимается ответ-ть, обезличенность); публика (театральная, читающая, для совместного время препровождения), масса (наиболее стабильное образование, нечеткие границы, объединяет людей не обязательно находящихся на одной терр-рии или в физич-й близости, но более организованна. Признак массы: объединение людей вызванное общим интересом, общей темой,большую роль играют организаторы, вожди, лидеры, кот есть всегда в отличие от толпы) аудитория. При изучении стихийных Б г рассматриваются психол-кие мех-мы: подражание затрагивает только внешнюю часть, а не внутреннюю сторону поведения, внушение - односторонний процесс, носит вербальный хар-р, всегда осознано и заражение – переживание людьми общего психич-го состояния, носит невербальный хар-р, неосознано (Лебон, Тард, Бехтерев); б) устойчивые (соц-ные) – складываются в ходе историч-го развития, занимают опред-е место в системе обществ-ных отнош-ний, поэтому долговременны: этнические гр (первоначально занимался Вундт «псих-я народов», народ - как некая этнич-кая общность), профессии-ные гр, соц. слои, возрастные гр. Иссл-ся с т з таких параметров как: психический склад (Поршнев)- то что принято наз-ть соц-ным или национальным хар-ром( нравы, обычаи, принятые в данной гр-пе. Как правило, эти устойч-вые хар-ки выражаются в культуре); психический сдвиг: Эмоц-ная сфера, в 1-ю очередь – настроение, потребности, т е то что явл-ся динамичным, подвижным. 3. социальные движения – организ-ное единство людей, кот ставит перед собой цель, связанную с изменением соц действительности (возникают там где есть к-л проблемная ситуация , студент-кая забастовка, с целью повыш-я стипендии). общее для всех соц движений: 1.базируется на общ-ном мнении; 2. изменение сущ-щей ситуации – их цель; 3. предполагает наличие программы; 4. предполагается, что обозначены средства, с помощью кот достигается цель; 5. всегда реализ-ся в проявлениях массового движения: митинги, съезды. Массовидные явления: слухи, мода ( возникает спонтанно, проходит характ-ный цикл развития, мало несет в себе стадного повед-я, не зависит от дискуссии и обществ-го мнения. Люди участвуют по собств-й воле, мода обеспечивает сред-во для самовыражения), паника – подразумевает распад массы.
17. Конфликтология. Общая характеристика конфликта и его виды. Структура и содержание конфликта. Управление конфликтом.
Конфликты в МГ – это групповое состояние, отражающее
противоречие во взаимоотношениях между
людьми (процесс взаимодействия между
людьми в форме противодействия)
Виды конфликта: 1)по направленности(горизонтальные: между
двумя сотрудниками; вертикальные:
объект (предмет спора);
субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
условия протекания конфликта;
масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
стратегии и тактики поведения сторон;
исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:
предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
разрешение конфликта (полное или частичное).
Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
18 Способы психологического влияния. Закономерности психологического воздействия.
Психологическое воздействие это не только манипуляция или внушение. К нему также относятся: убеждение, самопродвижение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевывание симпатии, управление, слухи и НЛП.