Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет социальной психологии. Структура современной социальной психологии.
2. Социальное взаимодействие. Общая характеристика взаимодействия. Разновидности взаимодействия.
3. Психология общения. Понятие и сущность общения. Виды и типы общения.

Файлы: 1 файл

psi_zachet.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Социализация личности- это двухсторонний  процесс усвоения индивидом соц. опыта того общества к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, — с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества  составляющих, среди которых выделяются две основные:

а)  нормы, правила, ценности, отношения  и т.п. социальной среды;

б)   культура труда производственной и других видов деятельности.

В таком случае становление и  развитие личности как процесс овладения  индивидом социальным опытом и его  приумножения в своем развитии может  быть представлен двумя условными  этапами.

Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.

Кроме того, осуществляется и процесс  овладения человеком той или  иной профессией, специальностью. Это этап профессиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую.

Биофизиологическая адаптация  личности — приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе

Психологическая адаптация  представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций.

Факторы социализации личности. В  самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Социально-психологический подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего, имеются в  виду те социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с  другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или  иной позицией (статусом) — местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

Имеется много определений понятия  «социальная роль». Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальной позицией (положением).

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

 

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие  четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся  на предписанные и завоеванные (еще  их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд  ролей, а также ее участие в  максимально возможном ролевом  репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

10. Я-концепция и идентичность  личности.

Концепция идентичности – это понимание  своего единого, неразрывного, целостного, протяженного, одновременно меняющегося и неизменного в течение всей жизни «Я».

В процессе формирования идентичности, по мнению Эриксона, важную роль играет социокультурное окружение, так  как наш взгляд на себя формируется  под воздействием окружающего мира и под воздействием тех культурных норм, которые присущи сообществу. Человек узнает много нового о себе и тогда, когда наблюдает за тем, как люди ведут себя по отношению к нему (215, с. 212).

Идентификация – это процесс  самопознания для определения своего места в сообществе и группе.

Знание о себе человек получает из четырех источников: размышления  о себе (интроспекция), то есть самопознание путем наблюдения за своим поведением и его последствиями; наблюдение за другими людьми; мысленное сравнение себя с ними; и, наконец, взаимодействие с окружающими. Последний источник информации о себе является для подростков и юношества, пожалуй, главным. Это одна из причин, почему молодые так стремятся к большому количеству контактов, установлению дружеских отношений, придают огромное значение общению со сверстниками. Успешность построения сетей взаимодействия требует хороших коммуникативных умений, открытости новому опыту, доверия к окружающим, доброжелательности, то есть того, что называют социальностью и умением налаживать человеческие отношения. Этому учатся подростки друг у друга, собираясь в большие компании и устраивая разнообразные групповые мероприятия. В молодости у каждого человека – максимальное количество самых разных человеческих контактов и максимальное количество друзей.

В процессе идентификации происходит оформление Я-концепции. Прежде чем  читать дальше, проведите небольшой  эксперимент, он займет не более трех минут. Напишите на листке 5-7 раз «Я»  с прилагательными или существительными, которые обозначают, по вашему мнению, ваши качества или статус, позиции, положение и т. д. Посмотрите, что получилось. Вы описали вашу Я-концепцию такой, какая она есть на сегодняшний день.

 

Я-концепция – это познанный  аспект «Я», знание человека о себе как осознанное и артикулированное содержание «Я» на определенном этапе развития.

Поскольку Я-концепция включает в  себя как модальное, реальное, так  и идеальное «Я», к которому добавляются  социальные «Я», проявляющиеся в  различных актах взаимодействия и отношениях с другими, то следует говорить о структуре Я-концепции. В общих чертах процесс идентификации и первоначальная Я-концепция складываются в юношеском возрасте, когда сосредоточенность на себе наиболее сильна. Однако, будучи динамичным образованием, Я-концепция способна меняться, усложняться и развиваться в течение всей жизни.

Описывая самосознание личности как  изменяющийся во времени феномен, американский психолог Маршалл Розенберг (М. Rosenberg) выделил пять параметров, характеризующих  уровень развития самосознания.

1. Степень когнитивной сложности  и дифференцированности образа  «Я». Чем больше своих качеств  человек осознает, чем сложнее  и обобщеннее эти качества, тем  выше уровень его самоосознания.  Так же как и Розенберг, отечественные  психологи считают, что степень когнитивной дифференцированности образа «Я» определяется эмоциональным отношением и характером связи с осознаваемыми качествами. Низкая дифференцированность характеризуется «сцепленностью», «слитностью» качества и его оценки, что делает образ «Я» чрезмерно «пристрастным», обусловливает легкость его дестабилизации и искажения под влиянием разного рода факторов.

2. Уровень развития самосознания. Розенберг выделил степень отчетливости, выпуклости образа «Я». Каждому  человеку свойственны самонаблюдение и анализ, которые определяют субъективную значимость и содержание образа «Я». Степень отчетливости и выпуклости зависит от уровня развития рефлексии и субъективной оценки тех или иных качеств.

3. Степень внутренней цельности,  последовательности образа «Я», что определяется степенью противоречивости или несовместимости отдельных его качеств, степенью несовпадения реального и идеального образа «Я».

4. Степень устойчивости, стабильности  образа «Я» во времени.

5. Степень самопринятия, положительное  или отрицательное отношение к себе, эмоциональная оценка себя.

По мнению Розенберга, выделенные параметры достаточно полно описывают  уровень развития самосознания, как  когнитивного процесса. Ученые исследовали  содержание Я-концепции у людей  на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста и заканчивая зрелостью, и отметили, что по мере взросления Я-концепция постепенно усложняется и обогащается новым и более точным содержанием.

11. Социальные установки.  Социальные представления. Социальное  мышление.

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение  и поведение человека;

2) осознанность этих отношений  и поведения;

3) эмоциональный компонент этих  отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной  установки.

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение  контроля сознания за деятельностью  в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление  субъекта к тем объектам, которые  служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению  внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает  выбрать способ поведения по  отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения  субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет  приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка  определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки :

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное  отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Теория социальных представлений  - анализ того, как науч. знание присваивается  обыденным сознанием и используется в каждодневной практике, - была сформулирована фр. социальным психологом С. Московичи. Создание Т. с. п. явилось ответом на процесс индивидуализации социальной психологии, усилившийся после Второй мировой войны и выражавшейся в широком распространении идей американской экспериментальной социальной психологии. В данной теории С. Московичи, опираясь на идеи Э. Дюркгейма, Л. С. Выготского, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, В. Вундта, предлагает социальную интерпретацию социальной психологии.

Социальное представление - система  ценностей, идей и практик, предназначенная для того, чтобы ориентировать индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами. Социальное представление имеет 2 аспекта - концептуальный и иконический.

Мышление социальное  - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей.

Социальность мышления личности раскрывается, прежде всего, через эту сферу, которая  является предметом – областью ее мышления, и через потребность личности как субъекта соотнестись с этой сферой. Поиск и определение личностью своей позиции в этой действительности, в сплетении зависящих и независящих от нее детерминант, своей идентичности и идентификации – все эти жизненно-практические самоосуществления, самореализации озадачивают личность, актуализируя ее сознание, требуя его «работы». Мышление же, которое С.Л. Рубинштейн определял еще в 30-е годы как «форму сознания» [10], является его механизмом.

 

Личность мыслит о социальной действительности в целом и одновременно очерчивает своим сознанием ту ее сферу, в которой она осуществляет себя, устанавливает связи с другими людьми, проходит этапы своего жизненного пути. Ее сознание обеспечивает определенность представления о действительности (в широком смысле слова), выявляет ее связи и противоречия, имеющие всеобщее значение и смысл для данной личности. Сам способ мышления социален в том отношении, что он детерминирован объективной позицией личности в этой действительности, а последняя является конкретно-исторической, социокультурной. Крестьянин, привязанный бесконечным трудом к земле, не в состоянии охватить своим сознанием ту теоретическую действительность, которую построил своим сознанием и воплотил в своей теории А. Эйнштейн

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"