Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:11, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет социальной психологии. Структура современной социальной психологии.
2. Социальное взаимодействие. Общая характеристика взаимодействия. Разновидности взаимодействия.
3. Психология общения. Понятие и сущность общения. Виды и типы общения.

Файлы: 1 файл

psi_zachet.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

12. Психология групп. Групповые характеристики, законы и эффекты

Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятием общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности (социальной, экономической, производственной, возрастной, эмоциональной). Например, очередь в магазине – это социальная группа, т.к. имеет общую цель – покупку, что делает их действия согласованными в определённом аспекте поведения.

Группа изучается как особая социальная система, состоящая из взаимосвязанных  элементов.

Индивиды не относятся к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с  социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Система – это нечто большее, чем сумма составляющих её компонентов, поэтому более эффективным будет являться изучение особенностей социальной группы для лучшего понятия поведения человека в группе.

Социальная группа -  относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Особые компоненты социальной группы – это цели, нормы, ритуалы, отношения, совместная деятельность.

Наиболее важным для педагога признаком группы является установление определённых отношений между её членами.

Социальные отношения могут  быть двух типов:

- конвенциональные (формальные);

- межличностные (неформальные).

Эти два типа отношений сочетаются в любой группе.

Таким образом, группа имеет 2 структуры: формальную и неформальную.

2. Виды групп.

Основным критерием классификации  группы является количество человек  в группе, общественный статус, уровень  развития. Группы могут быть:

* по общественному статусу –  формальные и неформальные;

* по непосредственности взаимосвязей – реальные и номинальные;

* по количеству человек –  большие, малые и микро; 

* по уровню развития – неорганизованные  и высокой организации. Большие  группы – толпа, масса, аудитория,  публика. 

Микрогруппы – диады, триады.

 Малая группа – основная единица жизни человека, поэтому тщательно изучается психологами. Члены группы лично знакомы друг с другом. Ведущие факторы объединения: совместная деятельности и общая цель. Малая группа является первичной, т.к. в ней формируется личность, ее потребности и социальная активность.

Кюли выделил первичные и  вторичные группы.

Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется лицом к лицу, члены объединены эмоциональной близостью. В таких  группах нет целей, так как сама близость является ценностью.

Вторичные – характеризуются безличным  взаимодействием членов, которое  обусловлено официальными, организационными отношениями. Прочность вторичной  группы определяется умением выполнять  определённые функции. Цель – стремление к получению экономических, политических и других выгод (профсоюз).

Первичная группа является референтной, т.е. индивид ориентирован на нормы, ценности, мнения членов группы. Имеет  две функции: нормативную (группа является источником установок и норм), сравнительную (индивид оценивает себя через нормы группы).

По уровню развития выделяют:

Неорганизованные группы:  (имеют  низкую сплоченность) – это ассоциации и диффузные группы.

Высокий уровень организации– коллективы.

В ассоциации нет совместной деятельности, но есть определенный уровень сплоченности, определяемой совместным общением индивидов. В диффузной группе нет сплоченности, организации, совместной деятельности. Обычно это начальный  период существования группы, когда нет согласованности, групповых норм. Признак – ЦОЕ(ценностно-ориентационное единство) – степень совпадения позиций и оценок в деятельности и ценностей группы. Существуют просоциальные и асоциальные группы.

Коллектив - просоциальная группа.

Коллектив – это группа, объединенная общими целями деятельности, подчинёнными целям общества.

Хорошо организованная асоциальная  группа называется корпорацией и  характеризуется замкнутостью, жесткой  централизацией, авторитарным управлением  и противопоставлением узких  интересов общественным.

Группа  является динамичным образованием, функционирует во времени и пространстве, которое  обусловлено взаимодействием 2 тенденций: интеграции (для снятия угрозы существованию группы как целого) и дифференциации, направленной на специализацию взаимосвязей членов группы, (основана на различии их ролей).

В результате этих тенденций образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Динамика  изменения группы возможна как от низкого к более высокому уровню, так и наоборот. Относительный  баланс тенденций является закономерностью, обеспечивающей эффективность функционирования и развития группы.

Групповые эффекты — это механизмы  функционирования группы, посредством  которых осуществляются групповые  процессы и достигаются групповые  состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15 основных групповых эффектов:

 Эффект социальной фасилитации.  Эффект связан с усилением  доминантных реакций в присутствии других.

Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная  психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей. Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = 100 - 7 * (К-1),

 где С — средний индивидуальный  вклад участников; К — количество  членов группы.

Эффект «синергии». Это прибавочная  интеллектуальная энергия, которая  возникает при объединении людей  в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей

Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в  ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» ( groupthink), или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека

Эффект конформизма.

Д. Майерс называет три причины  конформного поведения. Во-первых, настойчивое  и упрямое поведение других людей  может убедить человека в ошибочности  его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмов групповой  интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.

Эффект «ореола». Это влияние  на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся  у одного человека по отношению к  другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект группового фаворитизма. Это  тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества.

Эффект «маятника». Это циклическое  чередование групповых эмоциональных  состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности.

Эффект «волны». Это распространение  в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение.

Эффект «пульсара». Это изменение  групповой активности в зависимости  от различных стимулов. Групповая  активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъем активности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например стремления членов группы решать возникшую проблему).

Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга»  впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными  и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Эффект «мы и они». Это чувство  принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

 

13. Психология малых групп. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе. Развитие малых групп. Динамика малых групп.

Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5–12 человек. Таким образом, малая группа — ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

1) относительно регулярно и продолжительно  контактируют лицом к лицу, на  минимальной дистанции, без посредников; 

2) обладают общей целью или  целями, реализация которых позволяет  удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3) участвуют в общей системе  распределения функции и ролей  в совместной жизнедеятельности,  что предполагает в различной  степени выраженную кооперативную  взаимозависимость участников, проявляющуюся  как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4) разделяют общие нормы и  правила внутри- и межгруппового  поведения, что способствует консолидации  внутригрупповой активности и  координации действий по отношению  к среде; 

5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге; 

Типология малых групп. Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Так по уровню группового сознания различают следующие виды групп:

• Группа–конгломерат — еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы).

• Группа–ассоциация — имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют.

• Группа–кооперация — характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности.

• Группа–корпорация — которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (• Коллектив — группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"