Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
1
Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. Предметом явл. процесс развития в стесненных обстоят-вах.Задачи: 1. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической коррекции недостатков развития;4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; 6. псих-кое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; 7. психологическая коррекция дезадаптации.Предмет спец.псих.: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).
2
Умств.отсталось(олигофрения)-
3
Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. специальная психология как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них — связи с коррекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не мыслимо без знаний закон-ей их развития.так связи с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» явл. для спец. психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Сущ. тесные связи с генетикой, прежде всего мед-ой, а также с детской невропатологией и психиатрией.так же можно указать на связи спец. Псих. с общей психологией и педагогикой, с философией, социологией, целым рядом клинических и инжен-ых дисциплин.
12
Дисгармоническое психическое развитие - этого тип дизонтогенеза, основой кот-го явл. врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущ-но в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически опред-ся как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена наруш-ми в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особ-ти детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.Дизонтогез-это нарушение индивидуального развития организма.
17
Сурдопсихология-это раздел спец.псих., изуч-й психол. развитие глухих и слабослыш-х людей, возможности его коррекции в условиях обуч. и воспитания, в частности - в усл-х спец-го обучения. Предмет: изучение своеобразия псих-го развития людей с недост-ми слуховой фун-и и установление возм-ти и путей компенсации нарушений слуха разл. сложности.Задачи: 1) выявить закон-ти псих-го развития людей с наруш-м слухом; 2) изуч. Особ-ти развития отд-х видов познават-ой деят-сти людей с нарушенным слухом; 3) изуч. Закон-ти развития личности людей с наруш-м слухом; 4) разраб-ть методы диагностики и псих-кой коррекции нарушений псих-го развития людей с недостатками слуха; 5) дать псих-е обоснование путей и способов педаг-ого воздействия на детей и взрослых с наруш-м слухом.Основами классификации явл-я след. критерии:степень потери слуха, время потери, уровень развития речи.Сущ-т: Глухие (неслыш-е)- дети со степенью потери слуха, кот. лишает их воз-и естественного восприятия речи и самост-го овладения ею: а) рано оглохшие- род-ся с нарушенным слухом либо потерявшие его до начала речевого развития или еще раньше. б) поздно оглохшие – дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух тогда, когда она была уже сформирована. 2. Слабосл-е (тугоухие). дети с частичной слуховой недост-ю, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной спос-ю к самост-му накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
20
Тифлопсихология - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с полностью или частично нарушенным зрением. предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие. Основная задача- изучение психики слепых и слабовидящих.Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов:раскрытие основных законом-ей развития и проявлений психики,присущих как нормально видящим,так и лицам с дефектами зрения;раскрытие специфических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим;установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта;выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности.Глубокие нарушения зрения оказывают влияние на разные компоненты структуры личности. В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих отражаются неблагоприятные внешние условия развития. Значительные изменения происходят в физическом развитии: заметно нарушение точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система психических функций, качественно и структурно несхожая с системой нормально развивающегося ребенка.