Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
ВОПРОС №1
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним.
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
На уровне человека психика приобретает
качественно новый характер в
силу того, что его биологическая
природа преобразуется
Роль психологических знаний в профессиональной деятельности
Выделяют шесть стадий этого процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. При рассмотрении проблемы профессионального самоопределения выделены еще две стадии: предоптация и этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию).
Есть все основания считать профессиональное
становление процессом, пронизывающим
всю жизнь человека. Конечно, сценарии
профессионального становления индивидуальны.
Для одного человека профессия определяет
смысл его существования, является делом
всей его жизни, для другого служит фоном,
средством удовлетворения личностно важных
потребностей, третий не придает ей особого
значения,— т.е. профессия имеет разный
личностный смысл. Следует также иметь
в виду значительное социальное расслоение,
низкий уровень социальной защищенности,
возможность безработицы и утраты профессиональной
дееспособности, которые неизбежно порождают
множество проблем профессионального
становления.
ВОПРОС №2
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Предмет управленческой психологии - совокупность психических явлений и отношений в организации (лидерство, психологический климат, психология общения, психологические особенности трудовой деятельности, теория личности и т.д.)
ВОПРОС №3
Методы психологии - это средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.
Наблюдением
называется целенаправленное, организованное
и определенным образом фиксируемое
восприятие исследуемого объекта. При
наблюдении явления изучаются
Эксперимент — опыт для получения новых научных знаний . Это исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.
Беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению.
Тестирование — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.
Изучение продуктов деятельности - психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.
Изучение документации имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.
Назначение
документов - передавать и хранить
информацию. Информация может фиксироваться
с помощью букв, цифр, рисунков, фотографий,
звукозаписей и пр.
ВОПРОС №4
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Проведение наблюдений в работе менеджера - требует тщательной проработки и организации. Сначала необходимо решить, какие наблюдения необходимо провести. Например, при организации рабочего места необходимо провести замеры объема рабочего кабинета, уровня шума, освещения и другие. Для улучшения документооборота необходимо проанализировать документы по различным признакам - степень важности, возможность решения некоторых вопросов другими служащими и пр.
Затем необходимо
решить, кто будет проводить
После проведения наблюдений необходимо решить вопрос о необходимости проведения мероприятий по улучшению организации работы. Если затраты по проведению этих мероприятий окупятся, то необходимость их проведения очевидна.
Затем проводятся непосредственно мероприятия по улучшению работы менеджера. И в заключении необходимо сравнить полученные результаты с предшествующими. Если труд менеджера улучшился и затраты были незначительны, то мероприятия были проведены правильно.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время окружающий мир настолько быстро меняется, что необходимо постоянно анализировать труд менеджера и пытаться его улучшать.
ВОПРОС №5
Восприятие - отражение создания человека непосредственно действующих на органы чувств параметров и явлений в целом.
Ощущение-это психический процесс отражения сознания человека отдельных свойств и качеств параметров и явления непосредственно действующих на органы чувств.
Виды восприятия:
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Зрительный анализатор, слуховое восприятие, восприятие времени, восприятия пространства.
Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке.
Роль восприятия в работе менеджера.
Восприятие оказывает влияние на отношение каждого менеджера к определенным людям и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь эти люди также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных ситуациях. Признание разницы восприятия мира между работником, менеджером и реальной ситуацией в организации очень важно в понимании ОП. Поэтому менеджеру необходимо понять, каким образом реальные события могут быть искажены восприятием и каким образом это может повлиять на работу.
ВОПРОС №6
Особенности восприятия информации.
Визуальная система
Аудиальная система связана с восприятием через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.
Кинестетическая система базируется на восприятии через ощущения тела: тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.
ВОПРОС №9.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-то реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Непроизвольное внимание — это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. К причинам вызывающим непроизвольное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость.
Произвольное внимание подчинено воле человека. Процесс удержания внимания на чем-либо (или ком-либо) и переключение его с одного объекта на другой осуществляется не стихийно, а преднамеренно. При этом человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы, прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание.
Так, для менеджера достаточно сложно отвлекаться на текущие оперативные вопросы, если он ведет активные переговоры с заказчиком, убеждая его в том, что данное предприятие способно выполнить конкретный заказ в максимально короткие сроки, обеспечив при этом необходимое качество продукции и оптимальную цену, приемлемую для заказчика.
Важнейшее значение в деятельности менеджера имеет концентрация внимания, т.е. степень или интенсивность сосредоточенности. При этом необходимо правильно распределять внимание.
Умение эффективно перераспределять
свое внимание, выделять наиболее значимые
моменты в своей
ВОПРОС №10
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Процесс мышления включает в себя несколько операций:
Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.
Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.
Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.
Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.
Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления.
Менеджер, обладающий эффективным
управленческим мышлением, высоким
индексом управленческой мысли ,умеет
всеми своими действиями доказывать, что
менеджер является представителем интересов
собственника, приумножающий стоимость
доверенного ему бизнеса.
ВОПРОС №13
Личность — это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» — его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. На процесс формирования личности действует ряд факторов:
- биологическая наследственность индивида. Наследственные качества индивида, как физические или способности, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей.
- физического окружения. Окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга.
- влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Современное общество с помощью культуры стремится сформировать личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству.
- социального окружения. Влияние осуществляется через процесс социализации, т.е. индивид усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида или личности
- индивидуальный опыт человека. Каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе который он испытывает влияние других людей и физического окружения.