Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психологии".

Файлы: 1 файл

992 Общее представление об ощущении и восприятии.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

1. Общее представление об ощущении и восприятии. Виды рецепции и критерии их классификации. Проблема константности.

     Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения  действительности. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

     Ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном влиянии на рецепторы. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Ощущение — только первичный материал психического образа.

     Восприятие, или перцепция — это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.

     Выделяют  следующие основания классификации  ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

     По  наличию или отсутствию непосредственного  контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

     По  модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

     Константность — сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцептивная система корректирует неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием окружающего и создает адекватные образы восприятия. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и наконец перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе предметной деятельности контантность восприятия необходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире.

2. Предмет психофизики. Абсолютный и дифференциальный пороги.  Методы оценки сенсорных порогов.

     Предметом психофизики является ощущение как  первичный материал психического образа, соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения.

     Выделяют  два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный, или разностный. Между ними есть различия, но оба понятия отражают убеждение в существовании пределов сенсорной системы. Абсолютный порог чувствительности — это такая величина стимула(физического раздражителя), ниже которой ощущения от стимула не возникает, а выше — возникает. Нам трудно настроить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании. Но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, больше которой мы их различаем, а меньше которой — нет. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чувствительности.

     Оба порога имеют общий методологический принцип или одно и то же допущение. Предполагается, что сенсорный ряд — диапазон наших ощущений — прерывен (дискретен): ощущение может исчезнуть даже при наличии физического воздействия. До определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает, как свет, когда щелкнули выключателем.

3. Правило Вебера.

     Немецкий  физиолог Вебер предположил (и это  впоследствии экспериментально подтвердилось), что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности (для каждого типа ощущения) величине. В данном случае речь идет о соотношении физических величин. Что означает константность этого отношения? И почему Веберу пришла такая мысль? Представьте себе, что вы взяли большую кружку чая, положив туда предварительно одну ложку сахара. Если в эту кружку добавят еще одну ложку чая, вы почувствуете разницу? Наверное, да. А если в кружке уже будет 10 ложек сахара, то после добавления еще одной заметите разницу? Вряд ли. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, иными словами, тем больше величина едва заметного различия. В нашем условном примере этот принцип в общем соблюден:

где — величина едва заметного различия, /— величина (интенсивность) исходного стимула. 

 

4. Основные положения теории обнаружения сигнала. Понятие шума. Матрица результатов. Несенсорные факторы искажения ответов.

     Весьма  продуктивной оказалась концепция, получившая название теории обнаружения сигнала, которая была предложена Грином и Светсом в 1966 г. Суть теории сводится к следующему. Любой сигнал воспринимается на фоне шума. Даже если полностью отсутствуют внешние помехи, то сама сенсорная система (просто за счет своей работы) создает некоторый шум: в нас бьется сердце, по жилам течет кровь, мы дышим и т. д. Этот шум при жизни наблюдателя нельзя отключить (во всяком случае, он вряд ли на это согласится). Поэтому, хотя, по-видимому, сенсорная система работает по непрерывному принципу, все равно обнаружение сигнала — вероятностный процесс. Сигнал сливается с шумом, он становится плохо отличимым от него, особенно, когда физическая интенсивность самого сигнала очень мала. Наблюдатель, по сути дела, выполняет задачу отличения сигнала от шума. Шум, как ветер, колеблется вокруг некоторого среднего значения: он может быть совсем слабым (и тут можно с высокой степенью уверенности сказать, что сигнала не было), а может усиливаться, и в этом случае шум легко перепутать с сигналом. Представьте себе, что вы видите человека идущего по палубе теплохода во время сильной бортовой качки. Ваша задача, не подходя к нему на близкое расстояние, определить, трезв он или пьян. Человек качается. Это заметно. Но отчего? От качки или от того, что он не очень трезв? Чем лучше ваши зрение и наблюдательность, тем быстрее вы придете к правильному ответу, сравнив, например его амплитуду колебаний с вашей собственной, выделив его колебания из покачиваний судна и т.д. Но есть еще другие факторы, которые вы невольно используете при обнаружении пьяного на судне: вы знаете, например, насколько часто бывают такие случаи среди экипажей судов, насколько строг запрет на употребление спиртного в море и серьезна кара за его нарушение. При одной и той же сенсорной информации можно сделать противоположные выводы. Предположим, что запреты строги и судно на хорошем счету. Вывод: «Да нет, вряд ли пьяный. Здесь с этим строго». Противоположная ситуация: вы знаете, что в последнее время дисциплина хромает, начальство смотрит на нарушение правил сквозь пальцы. Вывод: «Пьяный,что ли. Наверно, пьяный. Распустились в последнее время!» Нечто подобное происходит и при обнаружении самых простых сигналов. С одной стороны, на правильность ответа о наличии сигнала влияют собственно сенсорные способности ваших анализаторов (слуха, зрения и т.д.), с другой — существует и несенсорный компонент, компонент принятия решения. Основными факторами принятия решения являются вероятности сигналов и то значение, которое имеют для вас правильные ответы и ошибки обнаружения. различие между физическими событиями настолько незначительно, что это создает проблемы для сенсорной системы: сигнал сливается с шумом, и для того, чтобы отличить одно от другого приходится привлекать некоторые дополнительные (помимо сенсорных) механизмы. Это механизмы принятия решения.

     Выясняется, что восприятие стимулов, даже самых  простых сигналов, зависит не только (а иногда и не столько) от собственно сенсорной системы (остроты слуха  или зрения, например), но и от процессов более высокого уровня: принятия решений, состояний, в которых находится человек, обнаруживающий или различающий стимулы; индивидуальных особенностей этого человека и прочее. Выявлено влияние мотивационно-волевых особенностей субъекта (ориентации на состояние или действие) на решение сенсорных задач. на эффективность решения сенсорных задач влияют процессы внимания.

5. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации: фигура-фон, факторы организации, закон прегнантности

 

     Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию — гештальт. Целостность согласно гештальтпсихологии — это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множество законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в целостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная структура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на отдельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. Например, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами, и т. д. 

6. Роль значений  в порождении чувственной  основы перцептивного  образа. Феномены  псевдоскопического  и инвертированного  зрения 

    Исследования  перцептивной адаптации к инвертированному зрению.

    Результаты эксперименты Дж. Стрэттона (8 дней):

    Адаптация к оптическим искажениям возможна, она происходит в течение 6-9 дней.

    Моторная  адаптация происходит успешно.

    Перцептивная  адаптация происходит частично.

    Необходимым условием достижения адаптации являются активные действия наблюдателя.

    Результаты  эксперимента И. Колера (124 дня):

    Адаптация к оптическим искажениям возможна, она происходит в течение 6-9 дней.

    Моторная  адаптация происходит быстро и успешно.

    Возможна  частичная перцептивная адаптация.

    Важность  предметности для процессе адаптации.

    Результаты  эксперимента А.Д. Логвиненко:

    Адаптация к оптическим искажениям есть процесс  построения нового видимого мира. Новый  образ видимого мира создается наряду с тем, который был сформирован  до ношения инвертоскопа.

    Возможно формирование константности размера и формы.

    Возможно  исследовать процесс адаптации  у условиях прерывистого ношения  инвертоскопа.

    Псевдоскопическое зрение. Компанейский (1951):

    Простые формы объектов воспринимаются вогнутыми.

    Знакомые  формы объектов не воспринимаются вогнутыми.

    Человеческое  лицо никогда не воспринимается вогнутым.

    Движение  маски лица вокруг вертикальной оси  воспринимались как качание маски  справа налево и обратно.

    Опыты с бумажными жгутами, наложенными  на руку.

    Опыты с пробирками, движущимися по кругу.

    Предметность  восприятия лица так велика, что  даже вогнутая маска выглядит настоящим  лицом.  
 

7. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность и перцептивные гипотезы.

    Джером  Брунер.

    Основные  положения:

    • Восприятие – есть процесс категоризации, т.е. приписывание объекта к какому-либо классу объектов.
    • Этапы процесса категоризации.
    • Перцептивная готовность.

    Процесс категоризации подобен процессу решения перцептивной задачи:

    • Первичная категоризация. Выделение объекта в поле восприятия.
    • Поиск признаков. Анализ объекта, поиск существенных признаков.
    • Подтверждающая проверка. Предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы. Ограничение не соответствующих гипотезе признаков.
    • Завершение проверки.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"