Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психологии".
В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут интерпретироваться по-разному. Сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике.
Одним
из стимулов создания в 1950-х годах искусственного
языка логлан была попытка проверить
данную гипотезу на практике. В сообществе
наиболее динамично развивающегося идиома
этого языка — ложбана — идея его использования
для проверки этой гипотезы регулярно
обсуждается.
33.
Генетические корни
мышления и речи.
Основной факт, с которым мы сталкиваемся при генетическом рассмотрении мышления и речи, состоит в том, что отношение между этими процессами является не постоянной, неизменной на всем протяжении развития величиной, а величиной переменной. Отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Иначе говоря, развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно. Кривые их развития многократно сходятся и расходятся, пересекаются, выравниваются в отдельные периоды и идут параллельно, даже сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются.
Это
верно как в отношении
Возвращаясь к развитию, следует сказать прежде всего, что мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни. Этот факт можно считать прочно установленным целым рядом исследований в области психологии животных. Развитие той и другой функции не только имеет различные корни, но и идет на протяжении всего животного царства по различным линиям.
Решающее значение для установления этого первостепенной важности факта имеют новейшие исследования интеллекта и речи человекоподобных обезьян, в особенности исследования Келера (10)и Р.Иеркса(11).
В опытах Келера мы имеем совершенно ясное доказательство того, что зачатки интеллекта, т.е. мышления в собственном смысле слова, появляются у животных независимо от развития речи и вовсе не в связи с ее успехами. "Изобретения" обезьян, выражающиеся в изготовлении и употреблении орудий и в применении "обходных путей" при разрешении задач, составляют, совершенно несомненно, первичную фазу в развитии мышления, но фазу доречевую.
Основным
выводом из всех своих исследований
сам Келер считает установление
того факта, что шимпанзе обнаруживает
зачатки интеллектуального
Наличие человекоподобного интеллекта при отсутствии сколько-нибудь человекоподобной в этом отношении речи и независимость интеллектуальных операций от его "речи" - так можно было бы сжато сформулировать основной вывод, который может быть сделан в отношении интересующей нас проблемы из исследований Келера.
Как
известно, исследования Келера вызвали
много критических возражений; литература
этого вопроса уже сейчас чрезвычайно
разрослась как по количеству критических
работ, так и по разнообразию тех
теоретических воззрений и принципиальных
точек зрения, которые представлены в
них. Между психологами различных направлений
и школ нет единодушия по вопросу о том,
какое теоретическое объяснение следует
дать сообщенным Келером фактам.
34.
Развитие речи. Эгоцентрическая
речь. Внутренняя
речь
От чего зависит развитие речи? От многих факторов:
1.
Эмоциональная связь с
2.
Постоянная потребность
3. Главный фактор в развитии речи - развитие мелкой моторики. Педиатры и логопеды ставят этот фактор на первое место. Развивать мелкую моторику следует практически с рождения малыша – массировать ему пальчики, играть в пальчиковые игры. Для этого следует использовать предметы и материалы, которые интересны вашему малышу на данном этапе развития. Очень полезно играть с разными крупами. К примеру, положить в кастрюлю фасоль, и дать ребенку пошевелить там ручками, перекладывать фасоль из стаканчика в стаканчик пальчиками.
Эгоцентрическая речь — говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. Так, по мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после 7 лет.
Внутренняя
речь — скрытая вербализация, сопровождающая
процесс мышления. Ее проявления наиболее
явны при умственном решении различных
задач, мысленном планировании, внимательном
слушании речи других людей, чтении текстов
про себя, при заучивании и припоминании.
В плане внутренней речи осуществляется
логическое упорядочивание воспринимаемых
данных, включение их в определенную систему понятий,
проводится самоинструктирование, осуществляется анализ
своих действий и переживаний. По своей
логико–грамматической структуре, существенно
определяющейся содержанием мысли, внутренняя
речь представляет собой обобщенные семантические
комплексов, состоящие из фрагментов слов
и фраз, с которыми группируются различные
наглядные образы и условные знаки. При
столкновении с затруднениями или противоречиями
внутренняя речь приобретает более развернутый
характер и может переходить во внутренний
монолог, в шепотную или громкую речь,
в отношении которых проще осуществлять
логический и социальный контроль.
35.
Экспериментальные
исследования формирования
понятий. Методика Выготского-Сахарова.
Уровни развития обобщений
Формирование понятий (образование понятий) — усвоение или выработка человеком новых для него понятий на основе опыта.
Формирование понятий — это переход от единичных вещей и явлений, данных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях, фиксирующих существенные признаки этих вещей и явлений. Вещи даны в ощущениях и восприятиях, понятиями же оперирует мышление; вещи чувственны, а понятия представляют собой нечувственные сущности, доступные лишь разуму. Как заполняется этот по видимости непреодолимый разрыв между единичным и всеобщим, каким образом возникновение понятий, столь отличных по своей природе от вещей, вообще возможно и как именно протекает этот процесс, каковы его механизмы, — всё это составляет одну из сложнейших проблем теории познания.
Формирование понятий изучается философией и психологией. Если философия занимается общетеоретическими вопросами — объяснением связи между единичным и всеобщим, то психология сосредоточивает внимание на вопросе о том, как именно происходит выявление признаков, составляющих некоторое понятие (класс), и правил, связывающих эти признаки.
В психологии существуют различные методы исследования понятий, среди которых особенно полезен для изучения формирования понятий метод формирования искусственных понятий.
Этот
метод состоит в том, что испытуемому
предъявляется ряд объектов, сходных
по одним признакам и
Л.
С. Выготский и его сотрудник
Л. С. Сахаров изменили методику Аха
с целью более глубокого
Перед
испытуемым в случайном порядке
ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных
размеров, высоты; на нижней (невидимой)
стороне каждой фигуры написано искусственное
слово. Одна из фигур переворачивается
и испытуемый видит её название. Эта фигура
откладывается в сторону, а из остальных
фигур испытуемого просят отобрать все,
на которых по его мнению написано то же
слово, а потом предлагают объяснить, почему
он выбрал именно эти фигуры и что искусственное
слово означает. Затем отобранные фигуры
возвращаются к оставшимся (кроме отложенной),
открывается и откладывается ещё одна
фигура, давая испытуемому дополнительную
информацию, и его снова просят отобрать
из оставшихся фигур все, на которых написано
слово. Эксперимент продолжается до тех
пор, пока испытуемый правильно не отберёт
все фигуры и не даст правильного определения
слова.
36.
Понятие как прототип.
Теория Э.Рош.
Прототип в когнитивной психологии — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства.
Благодаря тому, что структуры человеческого знания и памяти включают в себя прототипы как абстрактные образные репрезентации, возможно распознавание образа, даже если он не тождествен прототипу, а лишь подобен ему. Существование прототипа было надежно подтверждено результатами многочисленных экспериментов, которые выявили у испытуемых типичные рейтинги, отражающие степени соответствия примеров многих понятий своему «идеальному» прототипу. Так, например, согласно данным тестов, понятия «яблоко», «персик», «изюм», «винная ягода», «тыква» и «оливка» располагаются в данном списке в порядке убывающего соответствия понятию «фрукт». Аналогичная картина была зафиксирована и относительно примеров понятия «птица». Для понятия «четное число» прототипом служат числа 8 и 22, а для понятия «нечетное число» — 7 и 13.