Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психологии".
Индуцированное движение- восприятие величины, скорости, и расстояния неотделимо друг от друга.. Движется экран - точка неподвижна, а мы видим то, что движется точка. Возможно, нарушается система команд, управляющая движениями глаз. Или это ошибки в НС - которые обычно отвергаются как несущественные.
Фи-Феномен - стробоскопическое движение - при соблюдении расстояния и интервала между импульсами - движение есть. Вероятно, что система реагирует на сходные стимулы обычному восприятию движения, эта система допускает прерывистость изображений.
Эффект водопада - нарушение системы изображения на сетчатке
Послеобраз возникает вследствие адаптации к монотонному движению.
Есть детекторы движения - они утомляются, а при отсутствии стимула - эффект обратного движения.
Эффект
последствия - спираль сворачивается
в круг.
13.
Развитие восприятия.
Зрительный обрыв. Луминг.
Влияние визуальной
депривации. Восстановление
зрения. Перцептивно-моторная
координация
Развитие
восприятия — процесс качественного
видоизменения процессов воспри
Зрительный Обрыв. Экспериментальный прибор, разработанный для того, чтобы оценивать восприятие глубины Он состоит из большого ящика с тяжелой стеклянной верхушкой и узкой доской, проложенной через центр по стеклу По одну сторону доски, кажется, что находится резкий обрыв ("зрительная отвесная скала"); другая сторона кажется неглубокой и безопасной субъект (чаще всего новорожденный, принадлежащий к определенному виду) перемещается по доске; устойчивое продвижение к безопасной стороне считается указывающим на способность воспринимать глубину Большинство видов, которые могут передвигаться с рождения, обнаруживает немедленное избегание "обрыва" Человеческие младенцы не могут быть подвержены проверке с помощью такой задачи на передвижение в течение нескольких месяцев, но новорожденные, помещаемые лицом прямо к обрыву, ооычно обнаруживают значительный дистресс.
Луминг. Комплексная пространственная информация, сигнализирующая о надвигающемся столкновении с движущимся объектом.
Обычные действия, направляемые зрительной системой, даже такие простые, как протягивание руки вперед и переворачивание этой страницы, представляют собой точное и преднамеренное мускульное, или моторное, движение, выполняемое в ответ на оптическую стимуляцию. Огромное число действий, совершаемых ежедневно и практически без всяких усилий, требует перцептивно-моторной координации.
Активный/пассивный опыт. Карусель Хельда—Хайна. Судя по всему, приобретение точной перцептивно-моторной координации зависит от практического опыта, приобретаемого в результате совершения активных движений в ответ на оптическую стимуляцию. Иными словами, чтобы перцептивно-моторная координация достигла Надлежащего уровня развития, организм должен активно взаимодействовать с окружающим его и воспринимаемым им пространством. Этот вывод подтверждается рядом так называемых карусельных экспериментов, проведенных Ричардом Хельдом и его коллегами для изучения развития пространственного поведения, направляемого зрительной системой.
До тех пор пока котята не начинали активно двигаться (т. е. приблизительно до 8-12-недельного возраста), их держали в темноте Затем котят объединяли в пары, и каждая пара ежедневно проводила три часа в освещаемом аппарате, называемом каруселью (рис. 11.10).
Условия,
в которые помещался один котенок
из подопытной пары, требовали от него
активных движений (Л), второй же был пассивным
(Р). На котенка Л надевали упряжь, с помощью
которой он, двигаясь по кругу, приводил
в движение карусель, помещенную в цилиндр
с полосатой внутренней поверхностью.
Котенок Р перемещался в своей корзинке
пассивно: движения корзинки зависели
исключительно от движений котенка Л.
Эксперимент был продуман так, чтобы оба
члена такой пары получали одинаковые
зрительные впечатления и моторную стимуляцию,
но между котятами была и существенная
разница: карусель была устроена таким
образом, что активность котенка Р определялась
(контролировалась) произвольной локомоторной
активностью котенка Л. Следовательно,
условия проведения эксперимента обеспечивали
обоим членам пары одинаковую визуальную
и моторную стимуляцию, но котенок Л совершал
активные, произвольные движения, а котенок
Р перемещался пассивно.
14.
Общее представление
о памяти. Процессы
памяти. Особые случаи
памяти. Виды памяти
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.
В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Процессы памяти
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Классификация видов памяти
Критерий | Вид | |
Содержание | образная память
словесно-логическая память сенсорная память эмоциональная память | |
Время | кратковременная
память
долговременная память оперативная промежуточная |
Организация запоминания
эпизодическая память семантическая память процедурная память |
15.
Память как ассоциация
представлений (Г. Эббингауз).
Классические методы
изучения и закономерности
памяти (кривая забывания,
эффекты ряда, закон
Йоста и эффект фон Ресторф)
Эббингауз руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вмешался ум. Эббингауз задался целью установить законы памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал.
Единицей
такого материала стали не слова
(ведь они всегда связаны с понятиями),
а отдельные бессмысленные
Составив список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ними на протяжении пяти лет.
Основные итоги этого исследования Эббингауз изложил в ставшей классической книге "О памяти". Прежде всего он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.
Особую популярность
приобрела вычерченная
Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. Что же касается "кривой забывания", то она в обоих случаях имела общую форму, хотя при осмысленном материале падение кривой шло медленнее.
Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).
Закон Йоста Закон Йоста эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А.Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.