Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психологии".

Файлы: 1 файл

992 Общее представление об ощущении и восприятии.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

     Индуцированное  движение- восприятие величины, скорости, и расстояния неотделимо друг от друга.. Движется экран - точка неподвижна, а мы видим то, что движется точка. Возможно, нарушается система команд, управляющая движениями глаз. Или это ошибки в НС - которые обычно отвергаются как несущественные.

     Фи-Феномен - стробоскопическое движение - при  соблюдении расстояния и интервала  между импульсами - движение есть. Вероятно, что система реагирует на сходные стимулы обычному восприятию движения, эта система допускает прерывистость изображений.

     Эффект  водопада - нарушение системы изображения на сетчатке

     Послеобраз  возникает вследствие адаптации  к монотонному движению.

     Есть  детекторы движения - они утомляются, а при отсутствии стимула - эффект обратного движения.

     Эффект  последствия - спираль сворачивается  в круг.  
 
 
 
 

13. Развитие восприятия. Зрительный обрыв. Луминг. Влияние визуальной депривации. Восстановление зрения. Перцептивно-моторная координация 

    Развитие  восприятия — процесс качественного  видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

    Зрительный  Обрыв. Экспериментальный прибор, разработанный для того, чтобы оценивать восприятие глубины Он состоит из большого ящика с тяжелой стеклянной верхушкой и узкой доской, проложенной через центр по стеклу По одну сторону доски, кажется, что находится резкий обрыв ("зрительная отвесная скала"); другая сторона кажется неглубокой и безопасной субъект (чаще всего новорожденный, принадлежащий к определенному виду) перемещается по доске; устойчивое продвижение к безопасной стороне считается указывающим на способность воспринимать глубину Большинство видов, которые могут передвигаться с рождения, обнаруживает немедленное избегание "обрыва" Человеческие младенцы не могут быть подвержены проверке с помощью такой задачи на передвижение в течение нескольких месяцев, но новорожденные, помещаемые лицом прямо к обрыву, ооычно обнаруживают значительный дистресс.

    Луминг. Комплексная пространственная информация, сигнализирующая о надвигающемся столкновении с движущимся объектом.

    Обычные действия, направляемые зрительной системой, даже такие простые, как протягивание руки вперед и переворачивание этой страницы, представляют собой точное и преднамеренное мускульное, или моторное, движение, выполняемое в ответ на оптическую стимуляцию. Огромное число действий, совершаемых ежедневно и практически без всяких усилий, требует перцептивно-моторной координации.

    Активный/пассивный  опыт. Карусель Хельда—Хайна. Судя по всему, приобретение точной перцептивно-моторной координации зависит от практического опыта, приобретаемого в результате совершения активных движений в ответ на оптическую стимуляцию. Иными словами, чтобы перцептивно-моторная координация достигла Надлежащего уровня развития, организм должен активно взаимодействовать с окружающим его и воспринимаемым им пространством. Этот вывод подтверждается рядом так называемых карусельных экспериментов, проведенных Ричардом Хельдом и его коллегами для изучения развития пространственного поведения, направляемого зрительной системой.

    До  тех пор пока котята не начинали активно двигаться (т. е. приблизительно до 8-12-недельного возраста), их держали в темноте Затем котят объединяли в пары, и каждая пара ежедневно проводила три часа в освещаемом аппарате, называемом каруселью (рис. 11.10).

    Условия, в которые помещался один котенок  из подопытной пары, требовали от него активных движений (Л), второй же был пассивным (Р). На котенка Л надевали упряжь, с помощью которой он, двигаясь по кругу, приводил в движение карусель, помещенную в цилиндр с полосатой внутренней поверхностью. Котенок Р перемещался в своей корзинке пассивно: движения корзинки зависели исключительно от движений котенка Л. Эксперимент был продуман так, чтобы оба члена такой пары получали одинаковые зрительные впечатления и моторную стимуляцию, но между котятами была и существенная разница: карусель была устроена таким образом, что активность котенка Р определялась (контролировалась) произвольной локомоторной активностью котенка Л. Следовательно, условия проведения эксперимента обеспечивали обоим членам пары одинаковую визуальную и моторную стимуляцию, но котенок Л совершал активные, произвольные движения, а котенок Р перемещался пассивно.  

14. Общее представление о памяти. Процессы  памяти. Особые случаи памяти. Виды памяти 

    Память  человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

    Память  есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек  обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

    В целом, память человека можно представить  как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

    Процессы памяти

    Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

    Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

    Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

    Если  в процессе воспроизведения возникают  затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

    Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

    Классификация видов памяти

Критерий Вид
Содержание образная память

словесно-логическая память

сенсорная память

эмоциональная память

Время кратковременная память

долговременная  память

оперативная

промежуточная

Организация запоминания 

эпизодическая память

семантическая память

процедурная память

 
 
 
 
 
 
 

15. Память как ассоциация представлений (Г. Эббингауз). Классические методы изучения и закономерности памяти (кривая забывания, эффекты ряда, закон Йоста и эффект фон Ресторф) 

    Эббингауз руководствовался идеей о том, что  люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вмешался ум. Эббингауз задался целью установить законы памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал.

    Единицей  такого материала стали не слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных  и гласной между ними (например: бов, гис, лоч). По оценке американца Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка исходила из открывшейся возможности изучать процессы памяти независимо от смысловых содержаний, с которыми неотвратимо связаны нормальные речевые реакции человека.

    Составив  список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал  с ними на протяжении пяти лет.

    Основные  итоги этого исследования Эббингауз  изложил в ставшей классической книге "О памяти". Прежде всего он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом "кривая забывания".

   

    Быстро  падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. Что же касается "кривой забывания", то она в обоих случаях имела общую форму, хотя при осмысленном материале падение кривой шло медленнее.

    Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).

    Закон Йоста Закон Йоста эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А.Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"