Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психологии".

Файлы: 1 файл

992 Общее представление об ощущении и восприятии.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

    Эффект  фон Ресторф: независимо от характера стимульного материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы воспроизводятся лучше, чем однородные. 

16. Сенсорные регистры: понятие, методы исследования и основные результаты 

    Сенсорный регистр Сенсорный регистр элемент трехкомпонентной модели памяти . Блок, в который с самого начала попадает воспринимаемая информация. В нем эта информация может храниться около трети секунды, практически в полном объеме. При этом она еще не подвергается упорядочиванию и перекодированию и имеет тот вид, в котором она существовала на уровне органов чувств.

    Существование иконического сенсорного регистра было открыто американским психологом Дж. Сперлингом (George Sperling, p. 1934). Он выдвинул гипотезу о том, что человек способен в течение короткого времени сохранять значительно больший объем информации, чем может произвольно воспроизвести в дальнейшем. Другими словами, существует особая подсистема памяти, характеризующаяся большой емкостью и малым временем хранения. Теоретические построения Дж. Сперлинга были связаны с двумя предшествующими источниками. Во-первых, с опытами Д.Хебба, который предполагал, что физиологический механизм формирования следа памяти включает в себя фазу активации на протяжении примерно 0,5 с, необходимую для запуска структурных изменений в нервных клетках (формирования так называемых «синапсов Хебба»). Отсюда следует предположение о времени хранения информации в ультракратковременном хранилище. Во-вторых, это модель переработки информации Д. Бродбента (1926—1993), в которой предполагалось, что поступающая на наши органы чувств (сенсорные поверхности) информация последовательно проходит через два блока — блок S и блок Р (Broadbent D., 1958). Блок S представляет собой буферное запоминающее устройство, в котором информация перерабатывается параллельно по сенсорным признакам. Объем этого блока крайне велик, однако после его прохождения значительная часть информации утрачивается. Это происходит из-за ограниченной емкости блока Р, способного лишь на последовательную обработку небольшого числа объектов по перцептивным признакам.

    Исследования  сенсорного регистра в зрительной модальности  были продолжены отечественными авторами Н. Ю. Вергилисом и В. П.Зинченко. Авторы применяли комбинацию метода частичного отчета и метода стабилизации изображения относительно сетчатки глаза. В методике стабилизации изображения на глаз испытуемого фиксируется специальная присоска с закрепленной на ней матрицей, поэтому, перемещаясь вместе с глазным яблоком, изображение всегда проецируется на один и тот же участок сетчатки. Матрица состояла из трех строк по 12 символов в каждой (всего 36 символов). Яркость изображения на матрице постепенно увеличивалась. В связи с действием механизма адаптации сетчатки возникал эффект «слепого» глаза, т.е. испытуемый переставал видеть предъявленную матрицу. Затем напряжение резко сбрасывалось и подавалось нейтральное поле: в результате испытуемый видел четкий послеобраз стимульной таблицы. Далее, как и в экспериментах Дж. Сперлинга, по звуковому сигналу инструкции различного тона осуществлялось воспроизведение требуемой строки. При такой усовершенствованной методике количество верных ответов при частичном отчете резко повысилось. Испытуемые могли воспроизвести 10—12 символов из каждой строки, т.е. границы емкости зрительного сенсорного регистра расширились с 9 до 36 элементов. 

17. Кратковременная память: методы исследования и основные результаты 

    Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

    ФСБКМСМЧСЕГЭ

    человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

    ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

    человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о  смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

    Существуют  гипотезы о том, что кратковременная  память опирается преимущественно  на акустический (вербальный) код для  хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

    Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв. 
 

18. Долговременная память: методы исследования и основные результаты. Организация долговременной памяти: соотношение процедурной, семантической и эпизодической памяти 

    Хранение  в сенсорной и кратковременной  памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

    Долговременная  память поддерживается более стабильными  и неизменными изменениями в  нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

    Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать[как?], что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

    В долговременной памяти (ДП) информация хранится, как правило, уже не в форме  описания признаков  сенсорного  воздействия,  а  в модально  не  зависимой форме их  семантической  репрезентации.  Знания  о  свойствах  объективного мира фиксируются в абстрактной символической форме, при которой понятийные единицы связаны или могут быть оперативно связаны между собой посредством семантических отношений. 

    Использование  семантической  репрезентации  для  принятия  решений  предполагает возможность соотнесения с нею данных, поступающих в связи с возникновением  новой  ситуации.  Адекватное  поведение  в  новой  ситуации  возможно только  в  том  случае,  если  информация  об  этой  ситуации  будет  сравниваться  с хранящимися в памяти знаниями о сходных ситуациях. 

    В общем случае ситуация будет представлена в ДП как некоторый конечный набор признаков (параметров),  которые были  выделены  в качестве  семантической репрезентации данной  ситуации. Некоторые из  признаков могут иметь решающее значение  для идентификации  ситуации.  Так,  среди  сенсорных  признаков  можно выделить глобальные и локальные признаки. В более общем случае признаки делятся на основные и вспомогательные. Если сравнение основных признаков обеспечивает отнесение  ситуации  к  одному из известных  классов,  то  вспомогательные признаки позволяют уточнить определенные детали (например, указать подкласс). 

19. Репродуктивное и конструктивное припоминание. Память и реминисценция. Закономерности забывания по Ф.Бартлетту. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания: гипотезы, результаты, выводы. Эффект Зейгарник 

    Под "реминисценцией" Пьер Жане понимает автоматическое повторение действий, которые часто не зависят от внешних  обстоятельств. Реминисценция - это  жесткая программа, которая не изменяется внешними стимулами.

    В своей книге "Эволюция памяти и  понятия времени" П.Жане описывает  реминисценцию на примере клинического случая, когда у больной пропала  нормальная (осознанная память) и вместо нее возникли приступы реминисценции. Другими словами, больная была сомнамбулой, вставала по ночам, подходила к кровати (на которой не так давно умерла ее мать) и осуществляла серию повторяющихся действий: плакала, причитала, поправляла бельё, что-то говорила. В момент приступа лунатизма "реминисценция ни к кому не была обращена по той простой причине, что больная никого не слышала, никому не отвечала и вела себя во время этих приступов точно так же, как и когда бывала одна…"

    Главное в реминисценции то, что она  не нуждается в понимании. Ученик может воспроизводить стихотворение, формулировку, понятие, определение, отрывок художественного произведения, последовательность движений, музыкальное произведение, совершенно не понимая их смысла. И после сдачи очередного зачета школьник навсегда забывает зазубренную формулировку, так и не поняв, о чем в ней говорилось.

    У человека, находящегося в глубоком гипнозе, спрашивают: "Как твоё имя?" После небольшой паузы сомнамбула говорит своё имя приглушенным, загробным  голосом. Это ещё один пример автоматического  воспроизведения фраз. Вопрос служит стимулом, и в качестве реакции воспроизводится фраза, прочно связанная в мозге с этим вопросом. Сам человек, разумеется, не осознает своих действий и ничего не помнит после пробуждения.

    Само  по себе умение воспроизводить длинные фразы не является особенно ценным. Ведь и попугай способен точно воспроизводить слова и фразы. Но вряд ли он понимает смысл того, о чем говорит. Он даже может случайным образом поменять местами слова во фразе так, что получится смешно. Но это совсем не говорит о том, что у попугая есть чувство юмора. Как видите, речь не является чем-то особенным, присущим только человеку, и умение повторять фразы еще не говорит об интеллекте.

    Непроизвольное  запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детермированный особенностями деятельности субъекта. Необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Как показали исследования П.И. Зинченко, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.

    Если  он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия или способы достижения цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий у него интерес и эмоции.  
При высокой интеллектуальной активности в процессе деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.  
Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Среди них — методика исследования непроизвольного запоминания, разработанная П.И. Зинченко
 
 
 

20. Теория уровней переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации 

    Теория  уровней переработки информации была предложена Крэйком и Локхардом  в качестве альтернативы структурным  теориям. Авторы считают, что правомерно говорить не об отдельных блоках или системах, а об уровнях переработки информации; не существует КП и ДП в виде отдельных структур со своими законами, память подчинена единой закономерности. Входные стимулы, согласно этой теории, подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с сенсорного анализа и заканчивая глубоким и сложным семантическим анализом, в зависимости от характера стимула и времени, отпущенного на его обработку. Эффективность сохранения информации зависит от того, на каком уровне она была обработана, а уровень, в свою очередь, определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта. Если обработка ограничивается стадией сенсорного анализа, товероятность того, что она будет забыта, весьма велика. По мере того как подключаются более глубокие уровни обработки и увеличивается доля семантического и когнитивного анализа, образуются более прочные следы памяти, которые являются побочным продуктом процесса перцептивной обработки. Поясним процесс поуровневой обработки на примере процесса распознавания слова. На низшем уровне анализируются физические характеристики, например, если слово написано на бумаге, то анализируются линии и углы. На более поздних стадиях стимулы сопоставляются с хранимой информацией – буквы данного слова опознаются по хранящимся в памяти эталонам, на высшем уровне слово может вызвать ассоциации, образы или сюжеты, связанные с прошлым опытом употребления данного слова.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"