Теория
прототипов Э. Рош – одна из “базовых”
теорий современной психолингвистики.
С семидесятых годов ХХ столетия она служит
основой психолингвистических и когнитивных
исследований, представляющих новые многообещающие
направления современного языкознания,
зачастую противопоставляющие себя “традиционной”
лингвистике. Не будучи специалистом в
области психолингвистики, автор ставит
своей целью обозначить некоторые подходы
к интерпретации теории прототипов Э.
Рош, наметившиеся в современной французской
лингвистике: как психолингвистов, так
и специалистов в других областях языкознания.
Основная
проблема, связанная с теорией
прототипов и категоризацией, как
она видится во Франции, состоит
в отношении этой теории к лингвистике,
а точнее, к лингвистической семантике.
Сторонники теории Э. Рош полагают, что
понятия категории и прототипа непосредственно
связаны с семантическими аспектами языка,
а именно с его лексической составляющей,
которая оказалась “забытой” формальными,
по преимуществу, синтаксическими моделями.
Глобальная структура лексики, как считают
психолингвисты, не может быть адекватно
описана в единой таксономии. Исследования
в области формальной лингвистики предлагают
когнитивные модели (сети, деревья зависимостей),
которые включают отношения контраста
и подобия, операторов, термины “наследства”,
градуально ориентированные оппозиции.
При этом не сохраняются условия иерархических
классификаций.
В
серий замечательных экспериментов
Э. Рош убедительно показала, что
основные цветовые категории психологически
реальны для говорящих на дани,
это справедливо и для тех случаев, когда
они вообще не называются. Она привела
факты, подвергающие серьезному сомнению
одну из гипотез Б. Уорфа, согласно которой
язык формирует концептуальную систему
человека. Если бы Уорф был прав в своем
предположении, то слова дани, обозначающие
цвета, должны были бы детерминировать
только две концептуальные категории.
Рош предположила, что если цветовые категории
определяются исключительно языком, то
для носителей дани не должно существовать
различий в сложности усвоения новых слов,
обозначающих цвета,—им безразлично,
является ли оттенок цвета основным и
тем самым находится в центре категории
или нет. Затем она предприняла эксперимент
по исследованию того, как носители дани
обучаются новым, сконструированным, цветообозначениям.
Одной группе испытуемых были предложены
произвольные названия для восьми центральных
цветов, а другой — для восьми нецентральных
цветов. Оказалось, что имена центральных
цветов усваивались легче. Кроме того,
обнаружилось, что носители дани (как и
говорящие на английском языке) запоминали
центральные цвета лучше, чем периферийные.
Эксперимент по оценке сходства цветов
показал, что носители дани запоминают
цвета так же, как и носители английского
языка. Анализ Рош был распространен и
на детей. Когда трехлетним малышам предъявляли
последовательность цветных фишек и затем,
закрыв их, просили отождествить цвет,
они выбирали центральные цвета чаще,
чем нецентральные. А когда четырехлетним
детям давали цветную фишку и просили
выбрать из заданного набора фишек такую,
которая по цвету больше всего приближается
к первой, то они в большинстве случаев
выбирали центральный цвет.