Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

расп.docx

— 26.54 Кб (Скачать)
    1. Изменение представлений о предмете психологии в ходе ее исторического развития.

1. Термин «психология» - производное от древнегреческих слов psyche – душа и logia – понимание, знание. Следовательно, этимологически психологию можно определить как науку о душе. Такое определение психологии было дано древнегреческим мыслителем Аристотелем. В то время психология входила в систему философского знания и выступала в качестве ее отдельной отрасли.

В Новое  время психология продолжала  развиваться  в рамках философии, но ее предмет  отныне рассматривался как сознание. Психология – наука о сознании. Так считали Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк  и другие мыслители Нового времени.

Начиная с V в. до н.э. и заканчивая 60-ми годами XIX в., длится период донаучной стадии развития психологии, после чего психология как наука переходит на качественно иной этап развития. Она обретает статус самостоятельной эмпирической науки. Связано это с созданием психологических лабораторий, институтов и кафедр в ВУЗах, а также внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Основателем научной психологии признается немецкий ученый Вильгельм Вундт, создатель первой в мире психологической лаборатории. В.Вундт и его последователи считали, что предметом психологии является сознание, понимаемое как субъективный мир личности человека. Иначе говоря, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

В начале XX в. предмет психологии переосмысливается в соответствии с новыми общественными принципами, и в связи с открытием большого влияния на жизнедеятельность человека бессознательных структур.

В психоаналитическом направлении предметом психологии выступает психика человека, включающая структуры сознательного, бессознательного и сверхсознание.

В бихевиоризме предметом психологии объявляется  поведение, а ее задача - ставить  эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть.

В гуманистической  психологии в качестве предмета рассматриваются  мотивация поведения человека и  условия его совершенствования  и самоактуализации.

В советской  психологии установилось разъяснение  предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши  ощущения, чувства, представления, мысли». По мнению П. Я. Гальперина, предметом  психологии является ориентировочная  деятельность, в которую включаются не только познавательные формы психической  деятельности, но и потребности, чувства, воля.

Таким образом, говорить о едином предмете психологии на современном этапе  достаточно трудно. Представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных  зерен», содержащихся в разных теоретических  направлениях, и их обобщение. В итоге  можно считать, что предметом  психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью. 

  1. Метод интроспекции и его значение в  развитии психологии.

2. Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

На протяжении долгого времени метод интроспекции не просто главный, а единственный метод  психологии. Он основан на двух утверждениях: 1) процессы сознания «закрыты» для  внешнего наблюдения, 2) процессы сознания способны открываться субъекту. Следовательно, процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим  и никем более.

К концу XIX в. проводились грандиозные эксперименты по проверке метода интроспекции. Этому  способствовало убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ. Считалось, что в сознании непосредственно  отражается причинно-следственная связь  психических явлений. И что интроспекция, в отличие от наших органов  чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних  объектов, поставляет психологические  факты, так сказать, в чистом виде.

Но со временем широкое распространение  интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному  кризису. С позиции интроспективной  психологии психическое отождествляется  с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в  самом себе, следовательно, наблюдался отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Более  того, поскольку утверждалось, что  психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практического применения. Поэтому  на практике интерес общественности к психологии упал.

Вместе  с тем следует отметить, что  период господства интроспективной  психологии не прошел бесследно для  развития психологической науки  в целом. В это время возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Среди них:  теория элементов сознания (В.Вундт, Э.Титченер); психология актов сознания (Ф.Брентано); теория потока сознания, (У.Джемс);  теория феноменальных полей;  описательная психология В. Дильтея. Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяется действительное человеческое существо.

  1. Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания.
 

Эмпирическая  психология (от греч. empeiria — опыт) —  термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения  особой дисциплины, которая описывает  и изучает конкретные явления  психической жизни в отличие  от рациональной психологии, выводящей  явления из природы и сущности души.

Начала  эмпирический психологии связано с  идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену  понятия о душе. Локк сформулировал  представления о внутреннем опыте  как о новом предмете психологического исследования. Вся психология как  самостоятельная наука развивалась  на базе этого представления (особенное  развитие эта линия получила во французском  материализме).

Задачей эмпирической психологии считалось  наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой  на опыте закономерной связи между  ними. Идея о том, что психологическое  познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Локка, однако, само понятие об опыте  приобрело в этом учении двусмысленный  характер. Опыт разделялся на внешний  и внутренний. Это стало предпосылкой последующего расщепления эмпирической психологии на два направления —  материалистическое (французский материализм) и идеалистическое (Дж. Беркли, Юм). Как  следствие этого расщепления  сложившаяся в середине XIX в. эмпирическая психология («опытная школа» в психологии) соединила установку на эмпирическое наблюдение, конкретный анализ и индуктивное  познание психических явлений с  учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством  самонаблюдения. Программа «опытной школы» подготовила переход от умозрительной  трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного  подхода к психике, понимавшими  его как контролируемое наблюдением  и экспериментом познание реальных процессов сознания и поведения, и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам.

4 Бихевиоризм  и его значение в изучении  поведения.

«Бихевиоризм» (от англ. — «поведение») — течение, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основатель — американский психолог Джон Уотсон. С его точки зрения  предметом психологии как науки  может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода  признается принцип детерминизма —  причинно-следственное объяснение событий. Поведение определяется как совокупность реакций организма, обусловленных  воздействием внешней среды. Д. Уотсон разрабатывает схему поведения S — R, где S — «стимул», характеризующий  все воздействия внешней среды; R— «реакция» (или «следствие»), т. е. те изменения в организме, которые  могли быть зафиксированы объективными методами. Схема S — R означает, что стимул порождает некоторое поведение  организма. Опираясь на данный вывод, Д. Уотсон представил научную программу, цель которой — научиться управлять  поведением. Он отрицал существование инстинктов и наследственных дарований.

Эмоции  бихевиоризм рассматривает как  реакции организма на специфические  раздражители (внутренние – сердцебиение, повышение давления и т.п., - и внешние). Страх, гнев и любовь – единственное, что возникает не в процессе научения. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: страх – от громкого звука и при потере опоры; гнев – от сковывания; любовь – при  прикосновении, укачивании.

Бихевиоризм приобрел в Америке необычайную  популярность. На его материале состоялось знакомство с психологией «широких масс».

В недрах самого бихевиоризма Толмен (1948) подверг  сомнению схему S – R как слишком  упрощенную и ввел между этими  членами переменную I – психические  процессы данного индивида, зависящие  от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы  стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм  представил свои концепции в новом  освещении – в теории социального  научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас  такими, какие мы есть, связана с  нашей склонностью подражать  поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут  быть результаты такого подражания для  нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также  постоянно должен предвидеть последствия  своего поведения путем самостоятельной  оценки.

  1. Учение З. Фрейда и его значение для развития психологии.
 

«Фрейдизм» - психологическое и философское  учение  о личности человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра 3. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное  и агрессивное. Т. к. удовлетворение  этих влечений наталкивается на препятствие  со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними м. б. как простейшие действия, оговорки,  так и произведения человеческой культуры, искусства.

Согласно  раннему Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: подсознательного, бессознательного и сознательного. Позже Фрейд  модернизировал «топографическую модель»  психики и создал структурную  модель, согласно которой психика  человека состоит из трех элементов: господствующее "оно" (id) с его  двумя основными врожденными  инстинктами – эрос (либидо) и  танатос (влечение к смерти и разрушению); подчиненное "я" (ego) – окно в  реальность и "сверх-я" (superego), которое  сдерживает необузданное примитивное "оно" (бессознательное), согласно принципу реальности.

Существование бессознательного признавалось рядом  авторов и до Фрейда, однако динамика влияния бессознательного на сознание, его механизмы впервые были исследованы  именно Фрейдом.  Открытие им сложной  структуры психики человека, переосмысление места сознания в жизнедеятельности  человека изменили предмет психологии, в психоанализе им стала динамика отношений между бессознательным  и сознанием. Сознание же перестало  рассматриваться как замкнутое  в себе когнитивное пространство, а как часть живой эмоциональной  жизни, находящейся в зависимости  от объективных мотивационных факторов, расположенных за его «кулисами».

Фрейдизм  ввел в психологию ряд важных проблем: 1) проблему мотивации бессознательного; 2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики; 3) проблему механизмов защитных психики; 4) проблему роли сексуального фактора; 5) проблему влияния детских травм  на поведение взрослого; 6) проблему сложного строения личности; 7) проблему противоречий и конфликтов в психической  организации субъекта. Недостатком  фрейдизма является преувеличение  роли сексуальной сферы в жизни  и психике человека, Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"