Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:17, шпаргалка
Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"
12 Проблема бессознательного в психологии: (З. Фрейд, Д.Н.Узнадзе)
Бессознательное - совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю.
Общая
идея о Б., восходящая к учению Платона
о познании-воспоминании (анамнезе),
оставалась господствующей вплоть до
нового времени. Иной характер она получила
после постановки Р. Декартом проблемы
сознания. Такие психологи, как Фехнер,
Вундт и др. положили начало психологическому
исследованию проблемы бессознательного.
Вундт считал, что восприятие и
сознание базируются на осознаваемых
логических процессах. Он пытался установить
связь законов логического
Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление Б. с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.
В советской психологии проблема Б. разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного рода действий или к реагированию в определенном направлении. Речь идет о готовности к предстоящему действию. Узнадзе доказал, что установка неосознаваема (опыты, произведенные под гипнозом).
Ключевой
фигурой исследования Б. является Фрейд,
который начал
В дальнейшем
понятие Б. было существенно расширено.
Выделяется несколько основных классов
проявлений Б.: 1) неосознаваемые мотивы
— истинный смысл коих не осознается
в силу их социальной неприемлемости
или противоречия с другими мотивами;
2) поведенческие автоматизмы и
стереотипы — действующие в привычной
ситуации, осознание коих излишне
в силу их обработанности; 3) восприятие
подпороговое — в силу большого
объема информации не осознаваемое. Согласно
З. Фрейду, в динамическом смысле существует
лишь один вид бессознательного, тогда
как в описательном — два вида:
1) латентное — способное стать
сознательным (-> предсознательное); 2)
вытесненное — само по себе не могущее
стать сознательным.
. Вплоть до Нового времени, сознание отождествлялось с психикой в целом. Декарт трактовал сознание как созерцание субъектом собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Джемс, Титчинер), а также метод его изучения – интроспекцию, направленную на выделение элементов сознания – ощущений, образов, аффектов. Такой подход к сознанию сохранен и в некоторых направления современной западной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия. Фартинг различает первичное сознание – простое перцептивное сознание внешних и внутренних раздражителей и рефлексивное сознание – осмысление собственных сознательных переживаний. А.Тульвинг выделяет три элемента структуры сознания:1) простое осознание внешних раздражителей, 2) осознание символических репрезентаций окружающего, 3) осознание себя и личностного опыта, протекающего во времени.
В отличие от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феномена субъективных переживаний, современная когнитивная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации на основе субъективных образований – личностных конструктив.
В отечественной психологии сознание рассматривается как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Важнейшей функцией сознания являются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности. Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свое знание. К числу таких процессов можно отнести ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.
Сознание характеризуется: 1) активностью (оно не просто пребывает в движении, но содержит в себе источники своего собственного движения), 2) интенциональностью (направленность на предмет), 3) способностью к рефлексии, 4) периодическими состояниями (бодрствование, сон).