Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

расп.docx

— 26.54 Кб (Скачать)

 

    12 Проблема бессознательного в психологии: (З. Фрейд, Д.Н.Узнадзе)

Бессознательное -  совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне  сферы его разума, безотчетных  и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю.

Общая идея о Б., восходящая к учению Платона  о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Такие психологи, как Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Вундт считал, что восприятие и  сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного  “Мы”. Существенным толчком в исследовании Б. явились опыты в области  психиатрии, прежде всего французских  психиатров Шарко и Жане, которые  в лечебных целях стали применять  гипнотические методы воздействия  на сферу сознательного.

Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное. Павлов связывал явление Б. с исследованием  тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

В советской  психологии проблема Б. разрабатывалась  главным образом школой Д. Н. Узнадзе  в Грузии, приверженцы которой  проводят исследования бессознательного в виде установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного рода действий или к реагированию в определенном направлении. Речь идет о готовности к предстоящему действию. Узнадзе доказал, что установка неосознаваема (опыты, произведенные под гипнозом).

Ключевой  фигурой исследования Б. является Фрейд, который начал экспериментальную  разработку понятия Б.. В своей  теории он выделял три основные формы  проявления Б.: сновидения, ошибочные  действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений Б. в  рамках теории психоанализа были разработаны  методы их изучения – метод свободных  ассоциаций, где проявляются скрытые  переживания и метод анализа  сновидений.

В дальнейшем понятие Б. было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов  проявлений Б.: 1) неосознаваемые мотивы — истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и  стереотипы — действующие в привычной  ситуации, осознание коих излишне  в силу их обработанности; 3) восприятие подпороговое — в силу большого объема информации не осознаваемое. Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда  как в описательном — два вида: 1) латентное — способное стать  сознательным (-> предсознательное); 2) вытесненное — само по себе не могущее  стать сознательным. 

  1. Сознание  как предмет психологического анализа.

. Вплоть до Нового времени, сознание отождествлялось с психикой в целом. Декарт трактовал сознание как созерцание субъектом собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Джемс, Титчинер), а также метод его изучения – интроспекцию, направленную на выделение элементов сознания – ощущений, образов, аффектов.  Такой подход к сознанию сохранен и в некоторых направления современной западной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как понимаемая и переживаемая внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия. Фартинг различает первичное сознание – простое перцептивное сознание внешних и внутренних раздражителей и рефлексивное сознание – осмысление собственных сознательных переживаний. А.Тульвинг выделяет три элемента структуры сознания:1) простое осознание внешних раздражителей, 2) осознание символических репрезентаций окружающего, 3) осознание себя и личностного опыта, протекающего во времени.

В отличие  от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феномена субъективных переживаний, современная  когнитивная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания. В ее рамках уровни строения психики  представлены как уровни переработки  информации на основе субъективных образований  – личностных конструктив.

В отечественной  психологии сознание рассматривается  как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому  существу. Важнейшей функцией сознания являются мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности. Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем мире. В структуру  сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек  обогащает свое знание. К числу  таких процессов можно отнести  ощущения и восприятия, память, воображение  и мышление.

Сознание  характеризуется: 1) активностью (оно  не просто пребывает в движении, но содержит в себе источники своего собственного движения), 2) интенциональностью (направленность на предмет), 3) способностью к рефлексии, 4) периодическими состояниями (бодрствование, сон).

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"