Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Проблема собственной активности личности в психологии практически не разработана. Так, процесс собственной активности чаще всего толкуется как воздействие социальной среды на ребенка или вхождение индивида в социальную среду, Личность в процессе формирования начинает создавать “собственную среду развития”.
ВОПРОС №14
Темперамент – сила процессов возбуждения и торможения, проявляющихся в работоспособности нервной системы.
Типы темпераментов по И.П. Павлову:
1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», сангвиник);
2) сильный, уравновешенный, инертный («спокойный», флегматик);
3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, холерик);
4) слабый тип («слабый», меланхолик).
В общении: холерик любит находится в центре внимания. Прямолинейны, вспыльчивы, довольно резки в выражениях, нетерпеливы. Сангвиники - оптимисты, полны надежд, веры в себя, обладают чувством юмора, являются хорошими собеседниками. Меланхолики - сложные люди в общении, так как очень чувствительны, ранимы и обидчивы. Флегматики неконфликтны малообщительны, не любят много говорить и привлекать внимание окружающих.
В руководстве: сангвиник – продуктивный работник при позитивном отношении к работе. Высокая сопротивляемость трудностям жизни. Холерик – трудно дается работа, требующая устойчивых плавных движений, а также разумных решений условиях стресса. Флегматик – настойчивый, терпеливый работник, сам рассчитывает свое время. Не может работать в дефиците времени. Меланхолик - плохо сопротивляется воздействию сильных стимулов, беспокойный и боязливый, робкий, ненастойчивый, неэнергичный, необщительный, застенчивый в трудовой деятельности и в жизни.
Особенности ярко выраженных типов
темперамента можно описать следующим
образом: холерики более пригодны для
активной рискованной деятельности
(«воины»), сангвиники — для организаторской
деятельности («политики»), меланхолики
— для творческой деятельности в науке
и искусстве («мыслители»), флегматики
— для планомерной и плодотворной деятельности
(«созидатели).
ВОПРОС №15
Характер - обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Симптомокомплексы – системы взаимосвязанных психических свойств.
1.Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение к другим людям и противоположение им черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
2.Черты, показывающие
3.Черты, показывающие, как
человек относится к самому
себе (чувство собственного
4.Черты, характеризующие
отношение человека к вещам
(аккуратность или
В зависимости от того или другого строение характера человека проявляет те или иные черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы, или виды, черт характера. К ним относятся:
ВОПРОС №16
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.
Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.
Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина — «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния, одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.
Эмоциональное состояние - понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.
Эмоции и деятельность. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения - положительного или отрицательного - результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею.
ВОПРОС №17
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
1. учебные и творческие
2. умственные и специальные
3. математические
4. конструктивно-технические
5. музыкальные
6. литературные
7. художественно-
8. физические способности
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:
1. Задатки
2. Способности
3. Талант
4. Гениальность
Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:
1. репродуктивный
2. реконструктивный
3. творческий
ВОПРОС №18
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Функции общения:
Виды общения:
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Манипулятивное общение — направлено
на получение выгоды от собеседника.
ВОПРОС №19
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. В любом общении, где используется речь, функционируют три основных элемента: субъект речевой коммуникации, речевое сообщение и объект (получатель) сообщения.
Порождение речи — это процесс перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Он связан не только с чисто мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также личностные и межличностные факторы.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Одним из главных аспектов правильного
управления людьми является правильно
поставленная речь.
1. Информативность — определяется
ценностью сообщаемых в речи.
2. Понятность — зависит от смыслового
содержания, языковых особенностей, кругом
знаний и интересов у слушателей.
3. Правильность — соответствие утвержденным
в данном языке нормам произношения, правописания,
каллиграфии, семантики.
4. Выразительность —правильность интонации,
умение пользоваться словами и выражениями
переносного и образного значения.
5. Четкость —чтобы были понятны слова,
звуки, окончания слов и др.
6. Краткость — отсутствие в речи лишних
слов, слов-паразитов и т.д.
7. Логичность — стремиться к тому, чтобы
вторая мысль вытекала из первой,
третья из второй. Говорить логично, значит
строить свою речь на основе формальной
логики, ее формах и законах.
ВОПРОС №20
Роль в работе менеджера.
Наука невербалистика изучает жесты человека, позы, интерпретирует улыбку, мимику, изучает законы взаимодействия человеческого общения и влияние невербальных способов на результаты контактов в различных сферах деятельности. В том числе, естественно, и в сфере бизнеса. Для делового человека чрезвычайно важно уметь грамотно выражать свои мысли при помощи не только слов, но и невербальных способов. Если вы владеете, скажем, своими жестами и знаете их значение, если понимаете роль и смысл различных поз в ходе общения, можно считать, что вы знакомы с важной частью этикета. Важной потому, что 55 процентов всей информации о другом человеке, его характере, настроении, даже о его целях в каждом конкретном случае дают невербальные средства общения.
Есть свои правила использования
различных жестов и поз, нормы
невербального поведения. Все невербальные
знаки можно разделить на три группы: одобрительные, оценочные
и защитные. В этот арсенал средств общения
входят различные позы и жесты, взгляды
и движения, выражения лица и положения
кистей рук, а также улыбки и т. д. Ассортимент
и в самом деле немалый, если им умело пользоваться.
Владение этим арсеналом делает человека
более уверенным в себе и в своей позиции.
Он может рассчитывать на более результативное
общение, взаимопонимание.
БИЛЕТ №23
Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.
Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.
Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов.
Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп.
Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций и др.
Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.
Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества.