Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

билеты психология.docx

— 55.78 Кб (Скачать)

Проблема собственной активности личности в психологии практически не разработана. Так, процесс собственной активности чаще всего толкуется как воздействие социальной среды на ребенка или вхождение индивида в социальную среду, Личность в процессе формирования начинает создавать “собственную среду развития”.

 

ВОПРОС №14

Темперамент – сила процессов  возбуждения и торможения, проявляющихся  в работоспособности нервной  системы.

Типы темпераментов по И.П. Павлову:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», сангвиник);

2) сильный, уравновешенный, инертный («спокойный», флегматик);

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, холерик);

4) слабый тип («слабый», меланхолик).

В общении: холерик любит находится в центре внимания. Прямолинейны, вспыльчивы, довольно резки в выражениях, нетерпеливы. Сангвиники - оптимисты, полны надежд, веры в себя, обладают чувством юмора, являются хорошими собеседниками. Меланхолики - сложные люди в общении, так как очень чувствительны, ранимы и обидчивы. Флегматики неконфликтны малообщительны, не любят много говорить и привлекать внимание окружающих.

 В руководстве: сангвиник – продуктивный работник при позитивном отношении к работе. Высокая сопротивляемость трудностям жизни. Холерик – трудно дается работа, требующая устойчивых плавных движений, а также разумных решений условиях стресса. Флегматик – настойчивый, терпеливый работник, сам рассчитывает свое время. Не может работать в дефиците времени. Меланхолик - плохо сопротивляется воздействию сильных стимулов, беспокойный и боязливый, робкий, ненастойчивый, неэнергичный, необщительный, застенчивый в трудовой деятельности и в жизни.

Особенности ярко выраженных типов  темперамента можно описать следующим  образом: холерики более пригодны для  активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели). 

ВОПРОС №15

Характер - обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Симптомокомплексы – системы взаимосвязанных психических свойств.

1.Черты, характеризующие  отношение человека к другим  людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение к другим людям и  противоположение им черты –  замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2.Черты, показывающие отношение  человека к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовенность, ответственность, настойчивость и противоположенные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовенность, безответственность, пассивность).

3.Черты, показывающие, как  человек относится к самому  себе (чувство собственного достоинства,  гордость, самокритичность скромность  и противоположенные им – сомнения, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4.Черты, характеризующие  отношение человека к вещам  (аккуратность или неряшливость, бережное или не бережное отношение  к вещам).

В зависимости от того или  другого строение характера человека проявляет те или иные черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно  определить основные группы, или виды, черт характера. К ним относятся:

  1. Моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
  2. Волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
  3. Эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).

 

ВОПРОС №16

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.

Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина — «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния, одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

Эмоциональное состояние - понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.

Эмоции и деятельность. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения - положительного или отрицательного - результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею.

 

ВОПРОС №17

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно-изобразительные

8. физические способности

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

1. Задатки

2. Способности

3. Талант

4. Гениальность

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

1. репродуктивный

2. реконструктивный

3. творческий  

ВОПРОС №18

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Функции общения:

  1. контактная
  2. информационная
  3. побудительная
  4. координационная
  5. функция понимания
  6. обмен эмоциями
  7. функция установления отношений

Виды общения:

  • Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями.
  • Эмоциональное — обмен эмоциональными состояниями.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями.
  • Деятельностное — обмен навыками в результате совместной деятельности.

В зависимости от используемой техники общения и его целей  можно выделить следующие виды:

  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника. 

ВОПРОС №19

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. В любом общении, где используется речь, функционируют три основных элемента: субъект речевой коммуникации, речевое сообщение и объект (получатель) сообщения.

Порождение речи — это процесс перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Он связан не только с чисто мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также личностные и межличностные факторы.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Одним из главных аспектов правильного управления людьми является правильно поставленная речь. 
1. Информативность — определяется ценностью сообщаемых в речи. 
2. Понятность — зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, кругом знаний и интересов у слушателей. 
3. Правильность — соответствие утвержденным в данном языке нормам произношения, правописания, каллиграфии, семантики. 
4. Выразительность —правильность интонации, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. 
5. Четкость —чтобы были понятны слова, звуки, окончания слов и др. 
6. Краткость — отсутствие в речи лишних слов, слов-паразитов и т.д. 
7. Логичность — стремиться к тому, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй. Говорить логично, значит строить свою речь на основе формальной логики, ее формах и законах. 

ВОПРОС №20

  1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).
  2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).
  3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
  4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Роль  в работе менеджера.

Наука невербалистика изучает жесты человека, позы, интерпретирует улыбку, мимику, изучает законы взаимодействия человеческого общения и влияние невербальных способов на результаты контактов в различных сферах деятельности. В том числе, естественно, и в сфере бизнеса. Для делового человека чрезвычайно важно уметь грамотно выражать свои мысли при помощи не только слов, но и невербальных способов. Если вы владеете, скажем, своими жестами и знаете их значение, если понимаете роль и смысл различных поз в ходе общения, можно считать, что вы знакомы с важной частью этикета. Важной потому, что 55 процентов всей информации о другом человеке, его характере, настроении, даже о его целях в каждом конкретном случае дают невербальные средства общения.

Есть свои правила использования  различных жестов и поз, нормы  невербального поведения. Все невербальные знаки можно разделить на три группы: одобрительные, оценочные и защитные. В этот арсенал средств общения входят различные позы и жесты, взгляды и движения, выражения лица и положения кистей рук, а также улыбки и т. д. Ассортимент и в самом деле немалый, если им умело пользоваться. Владение этим арсеналом делает человека более уверенным в себе и в своей позиции. Он может рассчитывать на более результативное общение, взаимопонимание. 

БИЛЕТ №23

Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов.

Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп.

Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций и др.

Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"