Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

билеты психология.docx

— 55.78 Кб (Скачать)

Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций). 

БИЛЕТ №24

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

- стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает.

- стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным

- стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников.  

- тактика психологического насилия. Эта тактика оскорбляет оппонента, задевает самолюбие, достоинство и честь.

- тактика давления. Спектр приемов включает выдвижение требований, угроз, вплоть до ультиматума, шантаж.

- тактика демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья и т. п.

- санкционирования. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, открытый отказ от исполнения;

- тактика коалиций. Цель - усиление своего положения в конфликте. Выражается в создании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, обращении к СМИ, органов власти.

- тактика дружелюбия. Предполагает корректное обращение, предоставление необходимой информации, предложение помощи, поощрение. Предусматривает обмен благами, обещаниями, извинениями. 

25 ВОПРОС

Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

4 этапа 

Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации.  Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии. 

Результативность.  Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как можно работать лучше.

Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач.

Мастерство. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. 

Виды взаимоотношений

Везде, где живет и  трудится человек, где он общается с  другими людьми, у него возникают  с ними самые разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от сугубо формальных до дружеских, интимных. Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные (служебные, деловые) и личные(приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель— ученик, начальник—подчиненный, врач — пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.

 

26 ВОПРОС

Классические  стили управления Курта Левина

• авторитарный;

• демократический;

• нейтральный (или анархический).

Критерий

Авторитарный

Демократический

Нейтральный (попустительский)

Постановка целей

Цепи ставит руководитель

Цели — результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

Распре- деление заданий

Все задания дает руководитель, Причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы

Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

Трудовая атмосфера

Высокая напряженность, враждебность

Свободная, дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных сотрудников

Групповая сплочен- ность

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

Интерес к выполняемым заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

Интенсивность 
работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв в работе

При отсутствии Руководителя продолжение работы

Перерывы в работе по желанию

Мотивация труда

Минимальная

Высокая мотивация каждого работника и группы в целом

Минимальная


 

ВОПРОС № 27

Демократический стиль управления опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;

Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

Положительные моменты:

  • стимулирует творческую деятельность;
  • снижает недовольство сотрудников от принятых решений;
  • повышает мотивацию труда;
  • улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.

Отрицательные моменты:

  • не осуществляется жесткого централизованного контроля;
  • ответственность за выполнение может долго перекладываться;
  • затягивается процесс принятия решений и их выполнения.

На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях.

«Партисипативная». Руководители полностью доверяют подчиненным все вопросах, всегда используют все их предложения, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество. 

ВОПРОС №28

Авторитарный стиль управления характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

Положительные моменты:

  • не требует особых материальных затрат:
  • позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты:

  • подавляет инициативу;
  • требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
  • повышает степень бюрократизма.

В результате снижается удовлетворенность сотрудников  своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование приводит к существенному  снижению эффективности работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма. Такой стиль применим тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (на военной службе), или безгранично ему доверяют.

Специалисты выделяют две разновидности авторитарного стиля. «Эксплуататорская» предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не интересуется их мнением, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы давление.

При более мягкой, «благожелательной» руководитель относится к подчиненным уже снисходительно, представляет ограниченную самостоятельность. Наказания здесь также используются, но не так широко.

 

ВОПРОС  №29

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность  процессом и результатами труда. Для обозначения психологического состояния группы используются такие  понятия как «социально-психологический  климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат  организации», «микроклимат» и др.

Когда ведут  речь о социально-психологическом  климате (СПК) коллектива, подразумевают  следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;
  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
  • характер взаимоотношений в коллективе;
  • интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость  общения, доверие, чувство защищенности, взаимная поддержка, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, интеллектуально  и профессионально расти, совершать  ошибки без страха наказания и  т.д.

На формирование СПК влияют определенные факторы.

1) Социально-психологическая  совместимость членов коллектива, она проявляется во взаимопонимании,  сочувствии, сопереживании друг  другу. 

2) Стиль  управления коллективом администрации  в целом.

3) Система  оплаты труда, своевременное получение  заработной платы.

4) Успешный, либо неуспешный ход преподавательской  деятельности.

5) Применяемая  шкала поощрений и наказаний,  адекватная оценка труда, признание  результатов деятельности администрацией  и коллективом.

6) Условия  труда и оборудование рабочих  мест.

7) Обстановка  в семье, вне работы, условия  проведения свободного времени.

Совокупность этих факторов составляет социально – психологический  климат в коллективе. 

ВОПРОС  №30

Стресс  — неспецифическая (общая) реакция  организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его  гомеостаз, а также соответствующее  состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или  тем и другим одновременно), воздействие  его на организм имеет общие неспецифические  черты.

Способы снятия стресса

1. Возьмите  паузу. Основной источник стресса  - это перенапряжение, поэтому бороться  с ним помогает отдых. Отдыхайте  активно, отправляйтесь на природу,  на свежий воздух.

2. Витаминотерапия. 

3. Как  известно, незаменимым помощником  в борьбе со стрессом является  гормон счастья - серотонин, а  такие продукты, как бананы, миндаль,  шоколад и многие другие способствуют  его выработке. 

4. Ароматерапия. Успокаивающе действуют эфирные  масла розы, лаванды, жасмина и  кипариса.

5. Задушевная  беседа, как способ снятия стресса  очень эффективна.

6. Экстрим  в борьбе с плохим настроением.  Примите холодный душ, пройдите  процедуру иглоукалывания, запишитесь  на занятия экстремальными видами  спорта (дампингом или прыжками  с парашютом).

7. Займитесь  спортом. 

8. Древнейшая  система - йога. При помощи йоги  можно расслабиться, разобраться  в себе, а также укрепить мышцы.  Попробуйте медитировать.

9. Будьте  осторожны. Избегайте ситуаций, которые  могут привести к эмоциональному  расстройству.


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"