Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 27 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Shpory_psikho.docx

— 56.90 Кб (Скачать)
  1. Дать понятие воли. Представить стр-ру волевого действия.

Воля - сознат. регулирование чел-ком своего поведения и деят-ти, выраж. в умении преодолевать внутр. и внеш. трудности при совершении целенапр. действий и поступков. 
Бывают простые и сложные действия. Простые возник. спонтанно, сложные требуют опред. механизма . 
Стр-ра сложн. действия: 1. Осознание цели; 2. Осозн. ряда возможностей достиж. цели; 3. Появление мотивов, утвержд. или отверг. эти возможности; 4. Борьба и выбор мотивов; 5.Принятие одного из решений; 6.Преодоление внутр. и внешн. препятствий. 
Сущ. ещё одна стр-ра: 1. Цель. 2.Мотив. 3.Задачи. 4.Условия. 5. Результат.

  1. Дать понятие эмоций и чувств. Их классификация.

Эмоции - более простое непосредств. переживание в данный момент, связ. с удовлетв. или неудовлетв. потребностей.  
Чувства-более сложное, постоянное устойч. отошение личности к тому,  что она познает и делает, к объекту своих потребностей. 
Эмоции бывают простые и сложные. Простые возникают в завис. от ситуации, первого впечатления (гнев,злость, радость). Сложные эмоции – 1) удовлетвор. или неудовлетв. потребностей. 2) Препятствие. 3) Состояние аффекта. 
Различ. стенические и астенические эмоции. Стенич. повыш. активность, энергию, вызывают возбуждение и бодрость. Астенич. уменьш. активность и энергию чел-ка, также эмоции бывают полож. и отриц. 
Сущ-ет 3 осн. вида чувств: 1) моральные - в них проявл. отнош. чел-ка к поведению людей или к самому себе (чувства симпатии, антипатии). 2) интеллектуальные - возник. в процессе умств. деят-ти и связаны с познав.процессами (память, мышление). 
3) эстетические - переживание чел-ком эстет.отношения к действ-ти.

  1. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности.

Настроение - наиболее общее эмоц. сост., охват.  чел-ка в теч. опр. периода времени и оказ-щее существ. влияние на его психику, поведение и деят-ть.  
Аффект – быстро возник-е и бурно протек-е кратковрем. эмоц. сост., отриц. влияющее на психику и поведение чел-ка. 
Стресс – эмоц. сост., внезапно возник-е у чел-а под влиянием экстремальной ситуации, связ. с опасностью для жизни или деят-тью, требующей большого напряжения. 
Фрустрация – глубоко переживаемое эмоц. сост., возникшее под влиянием неудач, имевших место при завыш. уровне притязаний личности.  
Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоц. сост., захват.  чел-а целиком и полностью, опред. все его помыслы, стремления и поступки.  
Страх - в психологии отрицат. эмоция, возник. в рез-те реальной или воображаемой. опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, пр-пам и т. п.)

5. Темперамент. Классификация типов.

Темперамент - индив. псих. особен. личности, проявл. в динамике протекания псих. Пр-сов,общей подвижности и эмоц. возбудимости. 
Типы: 
Холерик –энергич., стремит., возбудимый. Его движения и речь быстры, порывисты. Склонен к резким сменам настр-я, вспыльчив, нетерпелив, подверж. эмоц.  срывам, агрессии. Иногда трудно контр-ть свои чувства. 
Меланхолик - ранимый, замкнутый, сдерж., насторож. Эмоции преимущ. отрицат. при слабом внеш. выражении – глубоки и устойчивы. Боится новых ситуаций, незнак. людей. Отлич. высокой эмоц. чувств-тью к происход. с ним событиям. 
Флегматик – осмотрит., доброжелат., спокойный ,рассудит. Трудно переключ. с 1 вида дея-ти на др., приспосабливаться к новой обстановке. Преобладает ровное настр-е. Чувства обычно постоянны. 
Сангвиник - общительный, отзывчивый, жизнерадостный, стремит. К частой сменее впечатлений, легко отзывается на происход. события. Эмоции преимущ. положит., быстро появляются и исчезают. Иногда м.б. рассеянным, легкомысл., безответств.

4.Дать определение темперамента. Охарактеризовать его основные свойства.

Темперамент - индив. псих. особен. личности, проявл. в динамике протекания псих. процессов, общей подвижности и эмоц. возбудимости. 
Сензитивность -опр. тем, какова наименьшая сила внешних возд-ий, необх. для возник-я этой реакции. 
Активность - свидет., насколько энергично и интенсивно чел-к воздействует на внеш. мир и преодолевает препятствия для достиж. цели. 
Соотношение активности и реактивности – опред., от чего в большей степени зависит деят-ть чела от случ. внеш. или внутр. обстоятельств, настроения. 
Пластичность и регидность - свидет., насколько легко и гибко чел приспосабл. к внеш. возд. (пластичность) и насколько инертно его поведение (регидность). 
Темп реакции - характ. скорость протекания различ. псих. реакций, пр-сов(темп речи, быстрота ума). 
Экстраверсия/интроверсия - опр., от чего зависит реакция и деят-ть чела от внеш. воздействий, возн. в данный момент (экстраверт- напр.вовне) или  представлений, образов, связ. с внутр. переживаниями (интроверт-во внутро себя). 
Эмоц. возбудимость – спос-ть реагировать на очень слабые внешние и внутр. воздействия.

10.Кризис 6-7 лет по Выготскому. Виды готовности к школе.

В этом возрасте на раз-е ребенка сказывается ближ. перспектива поступления в школу. Дошкольники уже не столь импульсивны и несдержаны, как в раннем детстве, могут тормозить свои непосредств. побуждения. Внимание становится более устойчивым и длит.. У детей развив. спос-ть  в известных пределах планировать свою дея-ть и организов.  ее. Заметно совершен.  мышление.  Реб-к эмоц. переживает оценку своей дея-ти и своих поступков со стороны взрослых, под этим влиянием у него развив. спо-ть к самооценке, критич. Отнош. к собств. действиям и их рез-ту.  
Кризис проявляется: •смена вида дея-ти, • смена режима дня, • опр-ние внутрен. самопорядка, • развитие самооценки. 
Основ. виды готовности: 1) психолог. готовность: - уровень псих.- познав.  сферы, - мышление, - уровень внимания, - эмоц.-волевая сфера,- св-ва личности ( воля, хар-р, темп-т). 2) умств. готовность: - умение делать вычисл. действия, - знание букв, - умение высказывать точку зрения, рассуждать. 3) физич. готовность: - уровень физич. готовности к школе, - здоровье;  мед. карта;  вес, рост ( соотв-но нормам).

6.Характер. Связь хар-ра, воли, темперамента.

Воля – сознат. регулир. чел-ком своего поведения, выраж. в умении преодолевать внутр. и внеш. трудности, при совершении целенапр. действий и поступков.

Характер – индивид. сочет. существ. св-в личности выраж. отнош. чел-ка к действит-ти и проявляется в его поведении и поступках.

Темперамент – индивид. психич. особенности личности, проявляющ. в динамике протекания психич. пр-сов, общей подвижности и эмоц. возбудимости.

Между собой все 3 св-ва взаимосвязаны. Черты хар-ра форм-ся, основываясь на типе темп-та уч-ся, соотв-но этапу в пр-се деят-ти ученика формир. и развиваются волевые черты хар-ра. Такие как: решительность, терпеливость, целеустремленность, дисциплинированность, усидчивость. Уч. воспит. пр-с помогает сформировать волевые к-ва личности уч-ся(напр., на уроках физры, на уроках англ языка).

7,Способности. Основные виды способностей.

Способности - это индивид.-психологич. спос-ти, отлич. одного чел-а от др., от кот. завис. успешность деяте-ти. 
Виды спос-тей: 1) общие (опр-ют успехи чел-а в различ. деят-ти. К ним относ. речь, движения и др.). 2) специальные (опр-ют успехи в опр., спец. видах деят-ти. К ним относ. музык., спортив., лингвистич., математич.) 3) теоритические (отражают склонность чел-а к абстрактно-теор. размышлениям). 4) практические (отражают склонность чел-а к конкр. практич. действиям). 5) учебные (опр-ют успешность освоения какой-либо инф-ции). 6) творческие (связаны с созданием новых идей, проектов, открытий, изобретений и др.). 
В основе форм-ния и развития всех спос-тей явл. задатки. Задатки - это врожден. анатомо-физиолог. особенности мозга, нерв. сист., конституции чел-ка, состав-е природную основу развития его спос-тей (предпосылки развития способностей). 
Лестница спос-тей: 1. Задатки. 2. Способности. 3.Одарённость- это единство общих спос-тей чел-а, обуславл. диапазон его интеллек. возможностей, уровень и своеобразие деят-ти. 4. Талант- это высшая ступень развития спос-тей в опр. деят-ти, проявл-ся в своеобразии, оригинальности и эффективности подхода к расширению задач и вып-ю требований этой деят-ти. 5. Гениальность.

16.Предмет психологии. Изложить ее принципы.

Психология – наука, изуч., факты и закономер. псих. развития жизни чел-ка и животного.  
Предметом изуч. психологии явл. конкр. факты психич. жизни чел-ка, кот. характ. качественно и количественно.  
Объектом психолог. явл. человек и его психика.  
Изучение предмета психологии опирается на ряд принципов, представл. собой исходные положения, кот. позволяют содержат. описывать исслед. объект, планировать процедуры получ. эмпирич. мат-ла, обобщать его, выдвигать и проверять гипотезы. В кач-ве основных методологических принципов психологии называют: • Пр-п детерминизма. Согласно кот., все сущ-щее возникает, изменяется и прекращает суще-ние закономерно, т. е. психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования; • Пр-п единства сознания и деят-ти. Сознание и деят-ть находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание форм-ся в деят-ти, чтобы в свою очередь влиять на эту деят-ть, образуя ее внутр. план. • Пр-п развития. Психика м. б. правильно понята только в том случае, если она рассматр. в непрерыв. развитии как пр-с и рез-т деят-ти. Исследование любого психич. явления должно включать в себя хар-ку его особенностей в данный момент, историю возник-я и форм-ния и перспективы развития. •Пр-п личностного подхода - суть его заключ. в том, что личность ч-ка должна рассматриваться комплексно.

8.Предмет возрастной психологии. Задачи возрастной психологии.

Возр. психология -одна из отраслей общей психологии, она изуч. факты и закономер. псих. раз-я чел-а, а также развитие личности на разных этапах его развития (онтогенез-индивид. раз-е чел-а от рождения до смерти). 
Предмет исслед-я возр. психологии – возр. динамика психики чел-а, онтогенез псих. процессов и психолог. качеств личности растущего и развив. орг-ма. 
Задачи: 1) изуч. возр. особенностей ребёнка на каждом возр. этапе. 2) изуч. анатомо-физиолог. хар-к организма чел-а на псих.развитие в разл. возр. периоды. 3) формир. гитпотез в отнош. предполаг. причин изуч. явл. 4) составление рекомендаций по индив. возр. особ-тям детей.

11.Дать общую характеристику развитию ребенка в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация и ВВД.

Мл. шк. возраст = 6,7 лет-10,11лет. 
ВВД – учебная. Направленности личности – познание начала наук. Сфера развития личности – познавательная. Осн. новообразования – произвольность, внутр. план действий, рефлексия, самоконтроль. 
Для первого этапа шк. жизни хар-но то, что р-нок подчин. новым требованиям учителя. 
Т. о., при первонач. вхождении в шк. жизнь у ребенка происходит сущест. Психолог. перестройка. Он приобретает нек. важные привычки нового режима, устан-ет доверит. Отнош. с учителем и с товарищами. На основе появив. интересов к содержанию уч. мат-ла у него закрепляется положит. отнош. к учению. 
Соц. сит развития: для данного возраста хар-ны три системы отношений: «ребенок-учитель», «ребенок-родитель», «ребенок-сверстник». В учителе воплощены требования общ-ва к ребенку. Ребенок становится объектом оценки, при этом оцен-ся не продукт деят-ти, а он сам. Поэтому система «ребенок-учитель»  опр-ет две остальные системы.

17.Классифицировать методы психологического наблюдения.

Сущ-ют осн. и доп. методы психологического наблюд. 
Осн.: наблюдение и эксперимент. Доп .: беседа ,тест ,анкета, моделирование. 
Тест - метод, при кот. получают точную, колич. и кач. хар-ку изуч-го явл-я. (Тест-опросник ,тест-задание, проективный тест). 
Опрос – метод, при кот. чел. отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. (Письм., устный опрос). 
Моделирование - создание искусств. модели изуч. явл-я, когда прямое изуч. недоступно или затруднено. 
Наблюдение – осн. метод психолог. исследований, кот. сост. в преднамеренном, системат., целенапр.восприятии психич. явл. , с целью изуч. их специфич. изменений в опр. условиях. (Включенное, невключ., преднамер.,непреднамер.).

Эксперимент - это метод, позвол. целенапр. создавать ситуации, в кот. те или иные явл-я более выделены. (Лаборатор., естеств.).  Обязат. 3 этапа наблюдения эксперимента: 1. Констатирующий. 2.Формирующий. 3.Контрольный. В эксперименте обязат.должно быть две группы: эксперимент. и контрольная.

9.Возраст. Возрастная периодизация Эльконина.

Возраст - это опр. этап в развитии чел-ка, кот. характер-ся специф. особенностями фор-я организма и личности. В основе лежит соц. ситуация, индив особенности, вед. вид деят-ти (ВВД), направленность и сфера развития личности. 
Напр., у ребенка мл. шк. возраста ( от 6,7 до 10 лет) по Эльконину: Соц. ситуация развития - круг общения в школе, ВВД – учеб. деят-ть, сфера развития личности – познавательная, направленность – произвольный внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

12.Подростковый возраст, социальная ситуация и развития и ВВД.

Подрост. возраст – 11 -15 лет. 
Соц.сит.развития- у подростка появл. устойчивое стремление к независ-ти, к самостоят. жизни. ближайшее окружение (родители и др. взрослые) относ. к подр. как к ребенку.   
ВВД – общение со сверстниками.  
Новообразования – чувство взрослости(!);  воображение ( уходит в сферу фантазий); самооценка и Я-концепция (способств. контролю и управл. повед, личностный рост); рефлексия ( не только познание себя, но и др.); абстрактное мышление ( переход интеллекта на стадию формальный операций).

 

 
 
 
 
13.Юношеский возраст, социальная ситуация и ВВД.

Юношеский возраст – 15-25 лет. 
Юн. возраст является стабильным. Ранняя юность (15-17) – возр. период, выделяемый как отдельная возр. стадия. В этот период учится в школе в старш. классах. Юность (18-21) в этот период ребенок ищет себя. Задаёт вопросы (кто я?кем я буду?). Старшая юность ( 21-25). 
Соц. ситуация развития – 1) взрослые обращ. к нему как к взрослому, но он еще зависим от взрослых. 2) выбор буд. профессии(осознание своих спос-тей). 
По Эльконину: ВВД - познание профессии; направленность - познание профессии; сфера развития личности - познавательная; новообразования: мирровоззрение, проф. и целостное самоопределение, система целост. ориентаций и соц. установок.

 
 
 
15.Раскрыть понятие адаптации. Описать особенности адаптаций детей в школе.

Адаптация – приспособление чел-ка к опр. условиям, действиям окруж. действит-ти.  
Период адаптации длится до 2-х месяцев.  
1. Переход из дет. сада в школу (первые 2 мес. 1 класса). 
2. Переход в старшую школу (первые 2 мес. 5 класс). 
3. Переход в 10 класс. (2 – 1,5 мес.) 
4. Переход в колледж, униврситеты.  
Т.е. при переходе ребенка в новый коллектив, в новую соц. среду он испытывает адаптацию (чувства дискомфорта, депрессии и т.д.)

19.Деятельность. Структура и виды.

3 основных вида: ИГРА,УЧЕНИЕ,ТРУД. Через всю нашу жизнь прямой линией через виды дея-ти можно выделить отдельный: ОБЩЕНИЕ. Выделяют и спортивный вид дея-ти. 
Труд -  осн. вид деят-ти, имеет рез-том создание обществ. полезного продукта. Любой вид труда имеет творч. хар-р.

Стр-ра трудовой дея-ти: -предмет труда, -цель (что должно получаться), -ср-ва труда(то.что будет исп-ть работник в пр-се труда), -сама дея-ть.

Виды труда: А) физич труд (сила), Б) интеллект труд (разум), В) душевный труд (эмоции, переживания)

Учение лишь подготовит. этап к буд. труд. деят-ти. Учение — это деят-сть, направ. на приобретение ЗУН, необход. для широкого образ-я и послед. труд. деят-ти. Уч. деят-ть шк-ка осущ-ся под рук-вом учителя. Шк-к активно усваивает знания, приобретает умения и навыки.

Усвоение мат-ла требует: • умения анализировать его, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, • применение знаний на практике 
Содерж. уч. деят-ти опр-ся уч. планами и прогр-ми. 
Учение школьника: А) развивающее ( знания и умения + творч. мышление, расшир. кругозор),

 Б) воспит. хар-р: (целеустремленность, настойчивость, чувства коллективизма и т.д).

Процесс образования У и Н формируют упр. Упражнение – многократ. повторение дей-й для их сознат. совершенств-я.

Стр-ра упр: • наличие ясной цели и стремление её достигнуть, • обуч-й должен знать, каких рез-ов он добивается  в процессе упр, осознавая успехи и провалы.

Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошк. и мл. шк.возраста. Игра — ср-во познания детьми окр. мира и подготовки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общ. отнош. людей, труд. процессы.  
Игра — ср-во воспитания. В игре воспит-ся чувство товарищества, взаимная поддержка.

От 6 мес-1,5 лет –манипулятивные игры (погремушки, свистки).1,5 – 3 года – предметные игры. 3-5 лет – сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, сюжет берётся из жизни). После 5 лет – конструкт (лего). 7 лет –командные игры (соревнования)

Чел-ку почти в любом возрасте св-ны все три вида дея-ти, но в разные периоды жизни они имеют разное знач. У ребенка до поступления в школу  — игра (но и труд имеется) Осн. вид дея-ти школьника — учение( иногда труд и игра). Для взрослого - труд  (но также учение – курсы и интеллект игры)

14.Перечислить психо-социальные кризисы. Пубертатный период.

Кризисы: • кризис 0 (новорождённости), •кризис 1 года, • кризис 3 лет, • кризис 6 лет, •кризис 13 лет, • кризис 15 лет. 
Пубертатный период-переходный период, в кот. осущ-ся переход с одной возрастной ступени на др. 
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости. Возраст – 11-14 лет. ВВД – интимно-личностное общение. Направленность – познание сист. общения в разных ситуациях. Сфера развития личности – мотив потребностей. Новообразования – чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам. 
Подростковый кризис по продолжительности самый длинный.

18.Понятия индивид, личность, индивидуальность. Их сущность.

Личность – совокуп. св-в и кач-в чел., приобр. в проц. жизнидеят. (самостоят., культура, темперамент, сила воли, чел., харка)  
Личность – это чел., взят. в сист. биолог. и соц. кач. для удовл. своих потреб.  
Индивид – биолог. сущ., опред. рода и степени со своими биолог. задатками.  
Чел-к – биолог. сущ. облад. членораздел. речью, мышлением, способ. созд. оруд. труда и польз. ими. 
Индивидуальность – это индивид. особ. и качества, отлич. нас друг от друга.  
Структура лич: 1.Хар-ка (отнош. к себе, отнош. к другим, отнош. к труду, к вещам) 2. Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) 3. Воля. 4. Способности.  
Холерик – сильный, подвиж., неуравновеш. 
Сангвиник – сильн., подвиж. уравновеш. 
Флегматик – сильный, энертный, уравновеш. 
Меланхолик – слабый.

20.Внимание. Его свойства и виды.

Внимание – направ-ть и сосредаточ-ть нашего сознания на опр. предмете или объекте при отвлечении от всего остального. 
Внимание осущ-ет контроль за содерж. мысли, образа. Также в системе межличн. отнош.  внимание  способ. лучшему взаимопоним., адаптации людей друг к другу, предупрежден. и разрешен. конфлик. ситуаций. 
Внимание опр-ет: 1) Точность восприятия. 2) Прочность и избират-ть памяти. 3) Направ-ть и продуктивность мышления. 
Осн. виды внимания: 1) Произвольное – направ. и поддерж-ся со специальнопост. целью. Согласно моторной теории интенсивность и продолжит-ть произв. вним. Непосредств. Обусл-ны интенсивностью и продолжит-тью связ. с объектом вним. эмоц. состояний. 2) Непроизвольное – отлич. стихийностью возник-я, отсутствием усилий для его возникновения и сохр-я. Непроиз. внимание возник. и поддержив-ся независ. от сознат. намерений чел., в силу особенностей объекта ( новизна, шок. сост.). 3) Послепроизвольное – возник. на основе произв. и заключ. в сосредоточе-ти на объекте в силу его ценности для личности. Платонов К.К. назвал послепроизв. вним.  высшей формой проф. деят-ти. 
Св-ва внимания: 1) Объем определ. Кол-вом  одноврем. восприн-мых объектов. 2) Распределение вним. хар-ся возмож-ю успешного одноврем. вып-я неск. разл. видов деят-ти. 3) Переключение вним. опред-ся скоростью произв. переноса вним. с одного объекта на др. 4) Концентрация вним. выр-ся в степени сосредоточен-ти на объекте. 5) Устойчивость вним. опр-ся длит-тью концентрации вним. на объекте.

21. Ощущение. Классификация видов.

Ощущение - отражение в коре гол. мозга отдельных  св-в и предметов, воздейств. в данный момент на органы чувств.  
Выделяют два  вида ощущений. 1) По ведущей модальности (по прямому назнач. анализатора). Слуховое. Зрительное. Вкусовое. Обонятельное. Осязательное (тактильное). Двигательное. И 2) По нахождению рецепторов. Интероцептивные (ощущение внутр. сост-я организма), Экстроцептивные ( рецепторы, наход. на внеш. стороне нашего организма) и Проприоцептивные (двигат. ощущения нашего организма, рецепторы нах-ся в мышцах, суставах и сухожилиях).

22.Восприятие и его виды.

Восприятие – психич. познават. пр-с отражения в коре гол. мозга отдельных св-в и пр-тов, воздейств. на мозг чел-а в данный момент. 
Сущ. осн.2 группы восприятия: 1) простые: зрит., слух., обонят., осязат., тактильное, двигат., вкусовое (целостное восприятие). 2) сложные: восприятие времени, пространства движения. 
Осн. св-ва: 1) целостность (внутр. органич. взаимосвязь частей и целого в образ).  2) предметность ( объект восприним. как обособл.  в пространстве и времени физич. тело). 3) обобщенность  (отнесение каждого образа к некому классу объектов). 4) константность (относит. постоянство восприятия образа). 5) осмысленность (связь с пониманием сущности предметов и явл-й через пр-с мышления), 6) избирательность (преимущ. выделение одних предметов перед другими в пр-се воспр.)

23.Память и виды.

Память – это психич. познават. пр-с воспр-ния инф-ции. 
Виды памяти: 1) ЧТО: • простае (направ. на запоминание окруж. действ-ти при использ. органов чувств): • наглядная – запомин. опр. действий, событий с использ. нагядности, • образная  - запомин. образов, наход. в деят-ти, • когнитивная – пр-с запоминания и сохр. знаний, • эмоц. – сохр. в сознании переживаний и чувств. (явл. непременным условием разв-я творч. способностей), • личностная -  обесп. единство самосозн.  личности на всех этапах ее разв- я чел-к не может  стать личностью, не имея должного вида памяти, т.к. нет целей, идей, убеждений, •словесно-логич. – вид памяти, помог. запоминать логичность событий, мысли, слова, умения рассуждать, делать выводы. 2) КАК.  • произвольная – запоминание имеющее спец. установку (запомнить) и треб. волевых усилий. • непроизвольная – автомат. запоминание без установки (не требуется усилий).                • механическая – повторение мат-ла без его осмысления. 3) КАК ДОЛГО.  • кратковрем. – хранит инфу в ср. ок. 20 сек до 1 мин,  сохр. неполный образ, а лишь обобщ. – восприняты наиболее существ. эл-ты.  • долговременная – способна хранить инфу на более долгий срок. Инфа хранится необходимая для самого чел-ка. • оперативная  - запоминание необход. нам на выполнение опред. операций или действий.

26. Воображение, механизмы создания образов.

 Воображение - психич. познават. процесс создания нов. образов на основе ранее воспринятых. Вообр.присуще только человеку, оно позволяет выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до получ. рез-та деят-ти увидеть его рез-т. Воображ. может функционировать на разных уровнях, это определяется активностью чел-ка.  
Механизмы создания образов: 1. Агглюцинация - создание образов посредством соединения любыз свойств, качеств,частей, напр.: куробегемот, котопес. 2. Акцентирование - выделение какой-либо части, детали из целого образа. 3. Типизация-наиболее сложн. прием., художник изображает конкр. эпизод, кот. впитывает в себя массу аналогичных эпизодов и т.о. явл-ся как бы их представителем, напр.: лит. образ, в кот. концентрируются типичные черты многих людей, опр. круг этого чел-ка и опр. эпохи.

24.Мышление, операции и виды.

Мышление - высшая форма отражения мозгом окр. мира, наиболее сложный познав.-псих. процесс, свойств. только чел-у.  
Виды мышления: 1) нагляд.-действенное (дошкольники)-исп-ся при овлад. ребенком действий с предметами 2) нагл.-образное (мл.шк-ки)- основан на работе с образом и наглядностью 3) абстрактное (с 15-ти лет) - использ. без опоры на наглядность. 
Осн. операции мышления: 1) сравнение-установл. Сходства и различия м/у предметами и явл-ми действ-ти. 2) анализ - мыслен. расчленение пр-та, явл-я  или выделения отд. частей признаков и св-в. 3) синтез- мысл. соед-е отдельн. эл-тов, частей, признаков. 4) абстракия-мысл. отвлечение от несущ. признаков и выделение сущ. особ-тей группы предм. или явл-й.  5) конкретизация-пр-с противопол. абстрации, мыслен. переход от более общ. понятия к более частным. 6) обобощение-выделение общих признаков на основе объед. сущностн. св-в или сходства предметов и явлений.

25.Определение речи, виды речи.

Речь - это пр-с общения людей с пом. языка. 
Язык - это система усл. символов, с пом. кот. передаются сочетания звуков, имеющие для людей опр. знач.и смысл.  
Речь – совокуп. произносимых или восприним. звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соотв. им система письм знаков.  
Речь – один из видов коммуник. дея-ти чел-ка, исп-ние ср-в языка для общения с др. членами языкового коллектива. Под речью понимают как пр-с говорения, так и его рез-т (реч. произведения, фиксируемые памятью или письмом). 
Виды речи: внешн (устная-монолог.\диалог., письм.), внутр. 
Устн. речь выр в звуках и служит для общения с др людьми. 
Письм. речь обращена не к слушателю, а к читателю, наиболее точно и полно выражает свое смысл. содерж.с пом. лексич и грамм ср-в. 
Внутр речь – это речь про себя,с ней мы не обращаемся к др людям,она тесно связана с мышлением. Это центр. Механизм умств. деят-ти. 

Внешняя – средство общения;    Внутренняя – ср-во мышления;    Письменная – один из спос запом-ия инфр;   Диалог – двусторонний обмен инфр;    Монолог – процесс рассуждения;

   

 
 
 
 
 
 
 
27. Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию.

 
Идентификация —один из механизмов познания и понимания др. чел-а, заключ. чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому ( чел-к, явл. авторитетом для данного субъекта общ-я и дея-и), происходит тогда, когда в реальн. ситуациях взаим-ия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общ-ю. При идентиф-ии устан-ся определен. эмоциональная связь с объектом. 
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия». 
Эмпатия — это постижение эмоц. состояний др. чел-а в форме сопереживания. Механизм эмпатии в опред. мере схож с механизмом идент-ции. При эмпатии принимается во вним. линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличн. отнош-я с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения. 
Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспр-ся партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются опр. хар-ки друг друга. 
Стереотипизация — это воспр. и оценка соц. объектов на основе опр. представлений (стереотипов). Стер-ция проявляется в припис. сходных хар-к всем членам какой-либо соц. группы без достат. осознания возможных различий между ними. 
Стереотип — это упрощ., зачастую искаж., хар-ое для сферы обыденного созн. представление о какой-либо соц. группе или отдельн. чел-ке, принадл. к той или иной соц. общности. Стер-ция явл. одной из важнейших хар-к межгруппового и межличн. восприятия и сопровождается проявлениями соц. установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стер-ция выполняет две основные функции: 1) поддержание идентификации; 2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. 
Стер-ция в процессе познания людьми друг друга может привести к двум разл. следствиям. 1)  к опр. упрощению пр-са позна-я др. чел-ка, и тогда это упрощ-е ведет к замене образа чел-ка штампом. 2)  это ведет к преду-ям, если суждение о соц. объекте строится на основе прошл. огранич. опыта, котор. чаще всего может оказ. негат-м. 
Т. о., рассматривая механизмы восприятия и его особенности, можно отметить, что им принадлежит важная роль в понимании партнерами друг друга, и, как следствие, - успешная коммуникация.

     

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"