- Дать
понятие воли. Представить стр-ру волевого действия.
Воля - сознат. регулирование чел-ком
своего поведения и деят-ти, выраж. в умении
преодолевать внутр. и внеш. трудности
при совершении целенапр. действий и поступков.
Бывают простые и сложные действия. Простые возник. спонтанно, сложные требуют опред. механизма
.
Стр-ра
сложн. действия: 1. Осознание цели; 2. Осозн. ряда возможностей достиж.
цели; 3. Появление мотивов, утвержд. или
отверг. эти возможности; 4. Борьба и выбор мотивов; 5.Принятие одного из решений; 6.Преодоление внутр. и внешн. препятствий.
Сущ.
ещё одна стр-ра: 1. Цель. 2.Мотив. 3.Задачи. 4.Условия. 5. Результат.
|
- Дать
понятие эмоций и чувств. Их классификация.
Эмоции - более простое непосредств.
переживание в данный момент, связ. с удовлетв.
или неудовлетв. потребностей.
Чувства-более
сложное, постоянное устойч. отошение
личности к тому, что она познает и
делает, к объекту своих потребностей.
Эмоции
бывают простые и сложные. Простые возникают в завис. от ситуации,
первого впечатления (гнев,злость, радость). Сложные
эмоции – 1) удовлетвор. или неудовлетв. потребностей. 2)
Препятствие. 3) Состояние аффекта.
Различ. стенические и астенические эмоции. Стенич. повыш. активность, энергию,
вызывают возбуждение и бодрость. Астенич. уменьш. активность и энергию
чел-ка, также эмоции бывают полож. и отриц.
Сущ-ет
3 осн. вида чувств: 1) моральные - в них
проявл. отнош. чел-ка к поведению людей
или к самому себе (чувства симпатии, антипатии). 2) интеллектуальные
- возник. в процессе умств. деят-ти и связаны
с познав.процессами (память, мышление).
3) эстетические
- переживание чел-ком эстет.отношения
к действ-ти.
|
- Охарактеризовать
основные эмоциональные состояния личности.
Настроение - наиболее общее эмоц. сост.,
охват. чел-ка в теч. опр. периода времени
и оказ-щее существ. влияние на его психику,
поведение и деят-ть.
Аффект – быстро возник-е и бурно протек-е
кратковрем. эмоц. сост., отриц. влияющее
на психику и поведение чел-ка.
Стресс
– эмоц. сост., внезапно возник-е у чел-а
под влиянием экстремальной ситуации,
связ. с опасностью для жизни или деят-тью,
требующей большого напряжения.
Фрустрация
– глубоко переживаемое эмоц. сост., возникшее
под влиянием неудач, имевших место при
завыш. уровне притязаний личности.
Страсть – глубокое, интенсивное и очень
устойчивое эмоц. сост., захват. чел-а
целиком и полностью, опред. все его помыслы,
стремления и поступки.
Страх - в психологии отрицат. эмоция, возник. в рез-те реальной или воображаемой.
опасности, угрожающей жизни организма,
личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, пр-пам
и т. п.)
|
5.
Темперамент. Классификация типов.
Темперамент - индив. псих. особен. личности,
проявл. в динамике протекания псих. Пр-сов,общей
подвижности и эмоц. возбудимости.
Типы:
Холерик –энергич., стремит., возбудимый.
Его движения и речь быстры, порывисты.
Склонен к резким сменам настр-я, вспыльчив,
нетерпелив, подверж. эмоц. срывам,
агрессии. Иногда трудно контр-ть свои
чувства.
Меланхолик
- ранимый, замкнутый, сдерж., насторож.
Эмоции преимущ. отрицат. при слабом внеш.
выражении – глубоки и устойчивы. Боится
новых ситуаций, незнак. людей. Отлич. высокой
эмоц. чувств-тью к происход. с ним событиям.
Флегматик
– осмотрит., доброжелат., спокойный ,рассудит.
Трудно переключ. с 1 вида дея-ти на др.,
приспосабливаться к новой обстановке.
Преобладает ровное настр-е. Чувства обычно
постоянны.
Сангвиник
- общительный, отзывчивый, жизнерадостный,
стремит. К частой сменее впечатлений,
легко отзывается на происход. события.
Эмоции преимущ. положит., быстро появляются
и исчезают. Иногда м.б. рассеянным, легкомысл.,
безответств.
|
4.Дать определение темперамента. Охарактеризовать
его основные свойства.
Темперамент - индив. псих. особен. личности,
проявл. в динамике протекания псих. процессов,
общей подвижности и эмоц. возбудимости.
Сензитивность
-опр. тем, какова наименьшая сила внешних
возд-ий, необх. для возник-я этой реакции.
Активность
- свидет., насколько энергично и интенсивно
чел-к воздействует на внеш. мир и преодолевает
препятствия для достиж. цели.
Соотношение
активности и реактивности – опред.,
от чего в большей степени зависит деят-ть
чела от случ. внеш. или внутр. обстоятельств,
настроения.
Пластичность
и регидность - свидет., насколько легко
и гибко чел приспосабл. к внеш. возд. (пластичность)
и насколько инертно его поведение (регидность).
Темп
реакции - характ. скорость протекания
различ. псих. реакций, пр-сов(темп речи,
быстрота ума).
Экстраверсия/интроверсия
- опр., от чего зависит реакция и деят-ть
чела от внеш. воздействий, возн. в данный
момент (экстраверт- напр.вовне) или представлений,
образов, связ. с внутр. переживаниями
(интроверт-во
внутро себя).
Эмоц.
возбудимость – спос-ть реагировать на очень
слабые внешние и внутр. воздействия.
|
10.Кризис
6-7 лет по Выготскому. Виды готовности
к школе.
В этом возрасте на раз-е ребенка
сказывается ближ. перспектива поступления
в школу. Дошкольники уже не столь импульсивны
и несдержаны, как в раннем детстве, могут
тормозить свои непосредств. побуждения.
Внимание становится более устойчивым
и длит.. У детей развив. спос-ть в известных
пределах планировать свою дея-ть и организов.
ее. Заметно совершен. мышление.
Реб-к эмоц. переживает оценку своей дея-ти
и своих поступков со стороны взрослых,
под этим влиянием у него развив. спо-ть
к самооценке, критич. Отнош. к собств.
действиям и их рез-ту.
Кризис проявляется: •смена вида дея-ти,
• смена режима дня, • опр-ние внутрен.
самопорядка, • развитие самооценки.
Основ.
виды готовности: 1) психолог. готовность:
- уровень псих.- познав. сферы, - мышление,
- уровень внимания, - эмоц.-волевая сфера,-
св-ва личности ( воля, хар-р, темп-т). 2) умств.
готовность: - умение делать вычисл.
действия, - знание букв, - умение высказывать
точку зрения, рассуждать. 3) физич. готовность: - уровень физич.
готовности к школе, - здоровье; мед.
карта; вес, рост ( соотв-но нормам).
|
6.Характер.
Связь хар-ра, воли, темперамента.
Воля – сознат. регулир. чел-ком своего
поведения, выраж. в умении преодолевать
внутр. и внеш. трудности, при совершении
целенапр. действий и поступков.
Характер – индивид. сочет. существ. св-в
личности выраж. отнош. чел-ка к действит-ти
и проявляется в его поведении и поступках.
Темперамент – индивид. психич. особенности
личности, проявляющ. в динамике протекания
психич. пр-сов, общей подвижности и эмоц.
возбудимости.
Между собой все 3 св-ва взаимосвязаны.
Черты хар-ра форм-ся, основываясь на типе
темп-та уч-ся, соотв-но этапу в пр-се деят-ти
ученика формир. и развиваются волевые
черты хар-ра. Такие как: решительность,
терпеливость, целеустремленность, дисциплинированность,
усидчивость. Уч. воспит. пр-с помогает
сформировать волевые к-ва личности уч-ся(напр.,
на уроках физры, на уроках англ языка).
|
7,Способности.
Основные виды способностей.
Способности - это индивид.-психологич. спос-ти,
отлич. одного чел-а от др., от кот. завис.
успешность деяте-ти.
Виды
спос-тей: 1) общие (опр-ют успехи чел-а
в различ. деят-ти. К ним относ. речь, движения
и др.). 2) специальные (опр-ют успехи в опр.,
спец. видах деят-ти. К ним относ. музык.,
спортив., лингвистич., математич.) 3) теоритические (отражают склонность
чел-а к абстрактно-теор. размышлениям). 4) практические
(отражают склонность чел-а к конкр. практич.
действиям). 5) учебные (опр-ют успешность освоения
какой-либо инф-ции). 6) творческие (связаны с созданием
новых идей, проектов, открытий, изобретений
и др.).
В основе форм-ния и развития всех спос-тей
явл. задатки. Задатки - это врожден. анатомо-физиолог.
особенности мозга, нерв. сист., конституции
чел-ка, состав-е природную основу развития
его спос-тей (предпосылки развития способностей).
Лестница
спос-тей: 1. Задатки. 2. Способности. 3.Одарённость- это единство общих
спос-тей чел-а, обуславл. диапазон его
интеллек. возможностей, уровень и своеобразие
деят-ти. 4. Талант- это высшая ступень развития
спос-тей в опр. деят-ти, проявл-ся в своеобразии,
оригинальности и эффективности подхода
к расширению задач и вып-ю требований
этой деят-ти. 5. Гениальность.
|
16.Предмет
психологии. Изложить ее принципы.
Психология – наука, изуч., факты и закономер.
псих. развития жизни чел-ка и животного.
Предметом изуч. психологии явл. конкр.
факты психич. жизни чел-ка, кот. характ.
качественно и количественно.
Объектом
психолог. явл. человек и его психика.
Изучение предмета психологии опирается
на ряд принципов, представл. собой исходные
положения, кот. позволяют содержат. описывать
исслед. объект, планировать процедуры
получ. эмпирич. мат-ла, обобщать его, выдвигать
и проверять гипотезы. В кач-ве основных
методологических принципов психологии
называют: • Пр-п детерминизма. Согласно кот.,
все сущ-щее возникает, изменяется и прекращает
суще-ние закономерно, т. е. психика обусловлена
образом жизни и изменяется с изменением
внешних условий существования; • Пр-п единства сознания и деят-ти.
Сознание и деят-ть находятся в непрерывном
единстве, однако они не тождественны
друг другу. Сознание форм-ся в деят-ти,
чтобы в свою очередь влиять на эту деят-ть,
образуя ее внутр. план. • Пр-п развития. Психика м. б. правильно
понята только в том случае, если она рассматр.
в непрерыв. развитии как пр-с и рез-т деят-ти.
Исследование любого психич. явления должно
включать в себя хар-ку его особенностей
в данный момент, историю возник-я и форм-ния
и перспективы развития. •Пр-п личностного подхода - суть его
заключ. в том, что личность ч-ка должна
рассматриваться комплексно.
|
8.Предмет
возрастной психологии. Задачи возрастной
психологии.
Возр. психология -одна из отраслей общей психологии,
она изуч. факты и закономер. псих. раз-я
чел-а, а также развитие личности на разных
этапах его развития (онтогенез-индивид.
раз-е чел-а от рождения до смерти).
Предмет
исслед-я возр. психологии – возр. динамика
психики чел-а, онтогенез псих. процессов
и психолог. качеств личности растущего
и развив. орг-ма.
Задачи:
1) изуч. возр. особенностей ребёнка
на каждом возр. этапе. 2) изуч. анатомо-физиолог. хар-к организма
чел-а на псих.развитие в разл. возр. периоды. 3)
формир. гитпотез в отнош. предполаг. причин
изуч. явл. 4) составление рекомендаций по индив.
возр. особ-тям детей.
|
11.Дать
общую характеристику развитию ребенка в младшем школьном
возрасте. Социальная ситуация и ВВД.
Мл. шк. возраст = 6,7 лет-10,11лет.
ВВД
– учебная. Направленности личности – познание
начала наук. Сфера развития личности – познавательная. Осн. новообразования
– произвольность, внутр. план действий,
рефлексия, самоконтроль.
Для первого этапа шк. жизни хар-но то,
что р-нок подчин. новым требованиям учителя.
Т. о., при первонач. вхождении в шк. жизнь
у ребенка происходит сущест. Психолог.
перестройка. Он приобретает нек. важные
привычки нового режима, устан-ет доверит.
Отнош. с учителем и с товарищами. На основе
появив. интересов к содержанию уч. мат-ла
у него закрепляется положит. отнош. к
учению.
Соц.
сит развития: для данного возраста
хар-ны три системы отношений: «ребенок-учитель», «ребенок-родитель», «ребенок-сверстник».
В учителе воплощены требования общ-ва
к ребенку. Ребенок становится объектом
оценки, при этом оцен-ся не продукт деят-ти,
а он сам. Поэтому система «ребенок-учитель»
опр-ет две остальные системы.
|
17.Классифицировать
методы психологического наблюдения.
Сущ-ют осн. и доп. методы психологического
наблюд.
Осн.:
наблюдение и эксперимент. Доп .: беседа ,тест ,анкета, моделирование.
Тест
- метод, при кот. получают точную, колич.
и кач. хар-ку изуч-го явл-я. (Тест-опросник
,тест-задание, проективный тест).
Опрос
– метод, при кот. чел. отвечает на ряд
задаваемых ему вопросов. (Письм., устный
опрос).
Моделирование
- создание искусств. модели изуч. явл-я,
когда прямое изуч. недоступно или затруднено.
Наблюдение
– осн. метод психолог. исследований,
кот. сост. в преднамеренном, системат.,
целенапр.восприятии психич. явл. , с целью
изуч. их специфич. изменений в опр. условиях.
(Включенное, невключ., преднамер.,непреднамер.).
Эксперимент - это метод, позвол. целенапр.
создавать ситуации, в кот. те или иные
явл-я более выделены. (Лаборатор., естеств.).
Обязат. 3 этапа наблюдения эксперимента: 1.
Констатирующий. 2.Формирующий. 3.Контрольный. В эксперименте обязат.должно
быть две группы: эксперимент. и контрольная.
|
9.Возраст.
Возрастная периодизация Эльконина.
Возраст - это опр. этап в развитии чел-ка,
кот. характер-ся специф. особенностями
фор-я организма и личности. В основе лежит
соц. ситуация, индив особенности, вед.
вид деят-ти (ВВД), направленность и сфера
развития личности.
Напр.,
у ребенка мл. шк. возраста ( от 6,7 до 10 лет)
по Эльконину: Соц. ситуация развития - круг общения
в школе, ВВД – учеб. деят-ть, сфера развития личности – познавательная, направленность
– произвольный внутренний план действий,
рефлексия и самоконтроль.
|
12.Подростковый
возраст, социальная ситуация и развития
и ВВД.
Подрост. возраст
– 11 -15 лет.
Соц.сит.развития- у подростка появл.
устойчивое стремление к независ-ти, к
самостоят. жизни. ближайшее окружение
(родители и др. взрослые) относ. к подр.
как к ребенку.
ВВД
– общение со сверстниками.
Новообразования
– чувство взрослости(!); воображение
( уходит в сферу фантазий); самооценка
и Я-концепция (способств. контролю и управл.
повед, личностный рост); рефлексия ( не
только познание себя, но и др.); абстрактное
мышление ( переход интеллекта на стадию
формальный операций).
|
|
13.Юношеский возраст, социальная ситуация
и ВВД.
Юношеский возраст
– 15-25 лет.
Юн. возраст является стабильным. Ранняя юность (15-17) – возр. период,
выделяемый как отдельная возр. стадия.
В этот период учится в школе в старш. классах. Юность
(18-21) в этот период ребенок ищет себя.
Задаёт вопросы (кто я?кем я буду?). Старшая юность ( 21-25).
Соц. ситуация развития – 1) взрослые
обращ. к нему как к взрослому, но он еще
зависим от взрослых. 2) выбор буд. профессии(осознание
своих спос-тей).
По
Эльконину: ВВД - познание профессии; направленность
- познание профессии; сфера развития личности - познавательная; новообразования:
мирровоззрение, проф. и целостное самоопределение,
система целост. ориентаций и соц. установок.
|
15.Раскрыть понятие адаптации. Описать
особенности адаптаций детей в школе.
Адаптация
– приспособление чел-ка к опр.
условиям, действиям окруж. действит-ти.
Период
адаптации длится до 2-х месяцев.
1.
Переход из дет. сада в школу (первые 2 мес.
1 класса).
2.
Переход в старшую школу (первые 2 мес.
5 класс).
3.
Переход в 10 класс. (2 – 1,5 мес.)
4.
Переход в колледж, униврситеты.
Т.е. при переходе ребенка в новый коллектив,
в новую соц. среду он испытывает адаптацию
(чувства дискомфорта, депрессии и т.д.)
|
19.Деятельность.
Структура и виды.
3 основных вида: ИГРА,УЧЕНИЕ,ТРУД. Через
всю нашу жизнь прямой линией через виды
дея-ти можно выделить отдельный: ОБЩЕНИЕ. Выделяют и спортивный вид дея-ти.
Труд - осн. вид деят-ти, имеет рез-том создание
обществ. полезного продукта. Любой вид
труда имеет творч. хар-р.
Стр-ра трудовой дея-ти: -предмет труда, -цель (что должно получаться),
-ср-ва труда(то.что будет исп-ть работник
в пр-се труда), -сама дея-ть.
Виды труда: А) физич труд (сила), Б) интеллект труд (разум), В) душевный труд (эмоции,
переживания)
Учение лишь подготовит. этап к буд. труд. деят-ти. Учение — это деят-сть,
направ. на приобретение ЗУН, необход.
для широкого образ-я и послед. труд. деят-ти.
Уч. деят-ть шк-ка осущ-ся под рук-вом учителя.
Шк-к активно усваивает знания, приобретает
умения и навыки.
Усвоение мат-ла требует: • умения анализировать его, сравнивать,
обобщать, выделять главное, существенное,
• применение знаний на практике
Содерж. уч. деят-ти опр-ся уч.
планами и прогр-ми.
Учение школьника: А) развивающее ( знания и умения + творч.
мышление, расшир. кругозор),
Б) воспит. хар-р: (целеустремленность,
настойчивость, чувства коллективизма
и т.д).
Процесс образования У и Н
формируют упр. Упражнение – многократ. повторение дей-й для их
сознат. совершенств-я.
Стр-ра упр: • наличие ясной цели и стремление её достигнуть,
• обуч-й должен знать, каких рез-ов он
добивается в процессе упр, осознавая
успехи и провалы.
Игра имеет особо важное значение в жизни
детей дошк. и мл. шк.возраста. Игра — ср-во познания
детьми окр. мира и подготовки их к учению
и труду. В активной игровой форме ребенок
глубже познает явления жизни, общ. отнош.
людей, труд. процессы.
Игра — ср-во воспитания. В игре воспит-ся
чувство товарищества, взаимная поддержка.
От 6 мес-1,5 лет –манипулятивные игры (погремушки, свистки).1,5 – 3 года – предметные
игры. 3-5 лет – сюжетно-ролевые
игры (дочки-матери, сюжет берётся из жизни). После 5 лет – конструкт
(лего). 7 лет –командные игры
(соревнования)
Чел-ку почти в любом возрасте
св-ны все три вида дея-ти, но в разные периоды
жизни они имеют разное знач. У ребенка
до поступления в школу — игра (но и
труд имеется) Осн. вид дея-ти школьника
— учение( иногда труд и игра). Для взрослого
- труд (но также учение – курсы и интеллект
игры)
|
14.Перечислить
психо-социальные кризисы. Пубертатный
период.
Кризисы: • кризис
0 (новорождённости), •кризис 1 года, •
кризис 3 лет, • кризис 6 лет, •кризис 13
лет, • кризис 15 лет.
Пубертатный
период-переходный период, в кот. осущ-ся
переход с одной возрастной ступени на
др.
Подростковый
возраст - остро протекающий переход от
детства к взрослости. Возраст – 11-14 лет. ВВД – интимно-личностное общение. Направленность
– познание сист. общения в разных ситуациях. Сфера
развития личности – мотив потребностей. Новообразования
– чувство взрослости, самооценка, подчинение
групповым нормам.
Подростковый
кризис по продолжительности самый длинный.
|
18.Понятия
индивид, личность, индивидуальность.
Их сущность.
Личность – совокуп. св-в и кач-в чел.,
приобр. в проц. жизнидеят. (самостоят.,
культура, темперамент, сила воли, чел.,
харка)
Личность
– это чел., взят. в сист. биолог. и соц.
кач. для удовл. своих потреб.
Индивид
– биолог. сущ., опред. рода и степени со
своими биолог. задатками.
Чел-к
– биолог. сущ. облад. членораздел. речью,
мышлением, способ. созд. оруд. труда и
польз. ими.
Индивидуальность
– это индивид. особ. и качества, отлич.
нас друг от друга.
Структура
лич: 1.Хар-ка (отнош. к себе, отнош. к другим,
отнош. к труду, к вещам) 2. Темперамент (холерик, сангвиник,
флегматик, меланхолик) 3. Воля. 4. Способности.
Холерик
– сильный, подвиж., неуравновеш.
Сангвиник
– сильн., подвиж. уравновеш.
Флегматик
– сильный, энертный, уравновеш.
Меланхолик
– слабый.
|
20.Внимание.
Его свойства и виды.
Внимание – направ-ть и сосредаточ-ть
нашего сознания на опр. предмете или объекте
при отвлечении от всего остального.
Внимание осущ-ет контроль за содерж. мысли,
образа. Также в системе межличн. отнош.
внимание способ. лучшему взаимопоним.,
адаптации людей друг к другу, предупрежден.
и разрешен. конфлик. ситуаций.
Внимание
опр-ет: 1) Точность восприятия. 2) Прочность и избират-ть памяти.
3) Направ-ть и продуктивность мышления.
Осн.
виды внимания: 1) Произвольное – направ.
и поддерж-ся со специальнопост. целью.
Согласно моторной теории интенсивность
и продолжит-ть произв. вним. Непосредств.
Обусл-ны интенсивностью и продолжит-тью
связ. с объектом вним. эмоц. состояний. 2) Непроизвольное
– отлич. стихийностью возник-я, отсутствием
усилий для его возникновения и сохр-я.
Непроиз. внимание возник. и поддержив-ся
независ. от сознат. намерений чел., в силу
особенностей объекта ( новизна, шок. сост.). 3) Послепроизвольное
– возник. на основе произв. и заключ.
в сосредоточе-ти на объекте в силу его
ценности для личности. Платонов К.К. назвал
послепроизв. вним. высшей формой проф.
деят-ти.
Св-ва внимания: 1) Объем определ. Кол-вом
одноврем. восприн-мых объектов. 2) Распределение вним. хар-ся возмож-ю
успешного одноврем. вып-я неск. разл. видов
деят-ти. 3) Переключение вним. опред-ся скоростью
произв. переноса вним. с одного объекта
на др. 4) Концентрация вним. выр-ся в степени
сосредоточен-ти на объекте. 5) Устойчивость вним. опр-ся длит-тью
концентрации вним. на объекте.
|
21.
Ощущение. Классификация видов.
Ощущение - отражение в коре гол. мозга
отдельных св-в и предметов, воздейств.
в данный момент на органы чувств.
Выделяют
два вида ощущений. 1) По ведущей модальности
(по прямому назнач. анализатора). Слуховое.
Зрительное. Вкусовое. Обонятельное. Осязательное
(тактильное). Двигательное. И 2) По нахождению рецепторов. Интероцептивные (ощущение внутр.
сост-я организма), Экстроцептивные ( рецепторы, наход.
на внеш. стороне нашего организма) и Проприоцептивные
(двигат. ощущения нашего организма, рецепторы
нах-ся в мышцах, суставах и сухожилиях).
|
22.Восприятие
и его виды.
Восприятие – психич. познават. пр-с отражения
в коре гол. мозга отдельных св-в и пр-тов,
воздейств. на мозг чел-а в данный момент.
Сущ.
осн.2 группы восприятия: 1) простые: зрит., слух., обонят., осязат.,
тактильное, двигат., вкусовое (целостное
восприятие). 2) сложные: восприятие времени, пространства
движения.
Осн.
св-ва: 1) целостность (внутр. органич. взаимосвязь
частей и целого в образ). 2) предметность ( объект восприним.
как обособл. в пространстве и времени
физич. тело). 3) обобщенность (отнесение каждого
образа к некому классу объектов). 4) константность (относит. постоянство
восприятия образа). 5) осмысленность (связь с пониманием
сущности предметов и явл-й через пр-с
мышления), 6) избирательность (преимущ. выделение
одних предметов перед другими в пр-се
воспр.)
|
23.Память
и виды.
Память – это психич. познават. пр-с
воспр-ния инф-ции.
Виды
памяти: 1) ЧТО: • простае (направ. на
запоминание окруж. действ-ти при использ.
органов чувств): • наглядная – запомин. опр. действий,
событий с использ. нагядности, • образная - запомин. образов, наход.
в деят-ти, • когнитивная – пр-с запоминания и
сохр. знаний, • эмоц. – сохр. в сознании переживаний
и чувств. (явл. непременным условием разв-я
творч. способностей), • личностная - обесп. единство самосозн.
личности на всех этапах ее разв- я чел-к
не может стать личностью, не имея должного
вида памяти, т.к. нет целей, идей, убеждений,
•словесно-логич.
– вид памяти, помог. запоминать логичность
событий, мысли, слова, умения рассуждать,
делать выводы. 2) КАК. • произвольная – запоминание имеющее
спец. установку (запомнить) и треб. волевых
усилий. • непроизвольная – автомат. запоминание
без установки (не требуется усилий).
• механическая
– повторение мат-ла без его осмысления. 3) КАК
ДОЛГО. • кратковрем. – хранит инфу в ср. ок.
20 сек до 1 мин, сохр. неполный образ,
а лишь обобщ. – восприняты наиболее существ.
эл-ты. • долговременная – способна хранить
инфу на более долгий срок. Инфа хранится
необходимая для самого чел-ка. • оперативная - запоминание необход.
нам на выполнение опред. операций или
действий.
|
26.
Воображение, механизмы создания образов.
Воображение - психич. познават. процесс
создания нов. образов на основе ранее
воспринятых. Вообр.присуще только человеку,
оно позволяет выйти за пределы реального
мира во времени и пространстве, дает возможность
еще до получ. рез-та деят-ти увидеть его
рез-т. Воображ. может функционировать
на разных уровнях, это определяется активностью
чел-ка.
Механизмы создания
образов: 1. Агглюцинация
- создание образов посредством соединения
любыз свойств, качеств,частей, напр.: куробегемот,
котопес. 2. Акцентирование
- выделение какой-либо части, детали из
целого образа. 3. Типизация-наиболее
сложн. прием., художник изображает конкр.
эпизод, кот. впитывает в себя массу аналогичных
эпизодов и т.о. явл-ся как бы их представителем,
напр.: лит. образ, в кот. концентрируются
типичные черты многих людей, опр. круг
этого чел-ка и опр. эпохи.
|
24.Мышление,
операции и виды.
Мышление - высшая форма отражения мозгом
окр. мира, наиболее сложный познав.-псих.
процесс, свойств. только чел-у.
Виды
мышления: 1) нагляд.-действенное (дошкольники)-исп-ся
при овлад. ребенком действий с предметами 2) нагл.-образное
(мл.шк-ки)- основан на работе с образом
и наглядностью 3) абстрактное (с 15-ти лет) - использ.
без опоры на наглядность.
Осн.
операции мышления: 1) сравнение-установл. Сходства и различия
м/у предметами и явл-ми действ-ти. 2) анализ - мыслен. расчленение пр-та,
явл-я или выделения отд. частей признаков
и св-в. 3) синтез- мысл. соед-е отдельн. эл-тов,
частей, признаков. 4) абстракия-мысл. отвлечение от несущ.
признаков и выделение сущ. особ-тей группы
предм. или явл-й. 5) конкретизация-пр-с противопол.
абстрации, мыслен. переход от более общ.
понятия к более частным. 6) обобощение-выделение общих признаков
на основе объед. сущностн. св-в или сходства
предметов и явлений.
|
25.Определение
речи, виды речи.
Речь - это пр-с общения людей с пом.
языка.
Язык - это система усл. символов,
с пом. кот. передаются сочетания звуков,
имеющие для людей опр. знач.и смысл.
Речь – совокуп. произносимых или
восприним. звуков, имеющих тот же смысл,
и то же значение, что и соотв. им система
письм знаков.
Речь – один из видов
коммуник. дея-ти чел-ка, исп-ние ср-в языка
для общения с др. членами языкового коллектива.
Под речью понимают как пр-с говорения, так
и его рез-т (реч. произведения, фиксируемые
памятью или письмом).
Виды речи: внешн (устная-монолог.\диалог., письм.), внутр.
Устн. речь выр в звуках и служит для
общения с др людьми.
Письм. речь обращена не к слушателю,
а к читателю, наиболее точно и полно выражает
свое смысл. содерж.с пом. лексич и грамм
ср-в.
Внутр речь – это речь про себя,с
ней мы не обращаемся к др людям,она тесно
связана с мышлением. Это центр. Механизм
умств. деят-ти.
Внешняя – средство общения; Внутренняя – ср-во мышления; Письменная – один из спос запом-ия
инфр; Диалог – двусторонний обмен инфр; Монолог – процесс рассуждения;
|
|
|
27. Охарактеризовать рефлексию,
эмпатию, идентификацию.
Идентификация —один из механизмов познания
и понимания др. чел-а, заключ. чаще всего
в неосознанном уподоблении себя значимому
другому ( чел-к, явл. авторитетом для данного
субъекта общ-я и дея-и), происходит тогда,
когда в реальн. ситуациях взаим-ия индивид
делает попытки поставить себя на место
партнера по общ-ю. При идентиф-ии устан-ся
определен. эмоциональная связь с объектом.
Понятие «идентификация» по своему содержанию
близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — это постижение эмоц. состояний
др. чел-а в форме сопереживания. Механизм
эмпатии в опред. мере схож с механизмом
идент-ции. При эмпатии принимается во
вним. линия поведения партнера, субъект
относится к нему с сочувствием, но межличн.
отнош-я с ним строятся, исходя из стратегии
своей линии поведения.
Рефлексия
- осознание индивидом того, как он воспр-ся
партнером по общению, т. е. как будет партнер
по общению понимать меня. При взаимодействии
взаимно оцениваются и изменяются опр.
хар-ки друг друга.
Стереотипизация
— это воспр. и оценка соц. объектов на
основе опр. представлений (стереотипов).
Стер-ция проявляется в припис. сходных
хар-к всем членам какой-либо соц. группы
без достат. осознания возможных различий
между ними.
Стереотип — это упрощ., зачастую искаж.,
хар-ое для сферы обыденного созн. представление
о какой-либо соц. группе или отдельн. чел-ке,
принадл. к той или иной соц. общности.
Стер-ция явл. одной из важнейших хар-к
межгруппового и межличн. восприятия и
сопровождается проявлениями соц. установок,
эффектов ореола, первичности и новизны.
В межличностной перцепции стер-ция выполняет
две основные функции: 1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок
по отношению к другим группам.
Стер-ция в процессе познания людьми друг
друга может привести к двум разл. следствиям.
1) к опр. упрощению пр-са позна-я др.
чел-ка, и тогда это упрощ-е ведет к замене
образа чел-ка штампом. 2) это ведет
к преду-ям, если суждение о соц. объекте
строится на основе прошл. огранич. опыта,
котор. чаще всего может оказ. негат-м.
Т. о., рассматривая механизмы восприятия
и его особенности, можно отметить, что
им принадлежит важная роль в понимании
партнерами друг друга, и, как следствие,
- успешная коммуникация.
|
|
|
|