Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

ГОСЫ.docx

— 81.33 Кб (Скачать)

Биологические и  социокультурные предпосылки гендерных различий.

В результате недавних научных  дискуссий было проведено четкое разграничение понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий — ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграничение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.

Наблюдения показывают, что  уже на первом году жизни ребенка  его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому признаку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на поведенческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ребенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрасте, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследования, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответных реакций, в том числе и телесных наказаний, но также больше позитивных ответных реакций.

К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере  добавляются различия в дополнительных возможностях, которые предоставляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Мальчики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды игрушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулировать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С другой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосредственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможностей для разнообразной и новаторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтение мальчики и девочки, зафиксированы в многочисленных исследованиях. Однако ученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек, которым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступны, влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различные характеристики, предрасполагает к тому, что мальчики и девочки получают различный опыт в области игр и решения проблем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем.

По данным наблюдений, кроме  того, что родители с большей готовностью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физически стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей мужского пола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследовании взаимодействий между матерями и грудными детьми показано, что матери мальчиков чаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были более интенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формы поведения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудном возрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половыми различиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которые обнаруживаются при социализации позднее в детстве.

Исследования поведения  родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно  дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем  девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся  ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки  и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует  за матерью; и активность девочек  находится под более внимательным контролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе передвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязанности, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие как уборка, помощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчеркивающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow, 1974) утверждает, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологических половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивидуалистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин.

Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга по ряду важных характеристик — психологических и физиологических. Психологи довольно хорошо изучили гендерные различия в развитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их происхождение. В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах. Существует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с помощью которых мальчикам предоставляется больше возможностей для самостоятельного решения проблем и познания действительности, в то время как над девочками осуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж. Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих социальных контекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окружающий мир и пользуются разными стратегиями при взаимодействии с этим миром.

Мужчины и женщины, как  представители различных полов, имеют некоторые психологические  особенности. Прежде всего, в аспекте  понимания взаимоотношений партнёров  в браке, это проявляется в  различии базовых потребностей мужчин и женщин.

Для мужчин основополагающей базовой потребностью является потребность в самоутверждении ( в семье, в профессиональной деятельности и т.д.). Представители сильного пола всегда стремятся реализовать эту потребность либо в деятельности, либо в отношениях. Если активной деятельности не получается, то им может оказаться достаточной кажущаяся (представленная) реализация потребности в самоутверждении, для этого они собираются в клубы, группы, где хвалят друг друга, строят планы, но к действиям чаще так и не приходят.

Если мужчина не реализует  потребность в самоутверждении  в семье, у него возникает внутренний конфликт неприятия. Сильная личность будет "воевать" с конфликтом, точнее с носителем его - женой, либо искать реализацию данной потребности "на стороне". Слабая личность, как  правило, будет выдавать защитные реакции  типа алкоголизма. Если женщина хочет, чтобы мужчина был только с  ней, она должна поддерживать его  потребность в самоутверждении.

Для женщин основополагающими  являются три базовые потребности:

- потребность в продлении рода (потребность иметь детей);

- потребность в безопасности (стабильности, уверенности в завтрашнем дне);

- потребность в контролируемом пространстве.

Женщина подсознательно ищет партнёра, с которым наиболее полно  может эти потребности реализовать. Она склонна ощущать партнёров  по общению, задействуя чувства, эмоции и все ресурсы своего организма. При фрустрации любой из трёх базовых потребностей у женщин возникают достаточно серьёзные невротические нарушения.

Закономерным следствием перечисленных потребностей является то, что мужчины, в большинстве  своём, более ориентированы на будущее, склонны к прогнозированию, планированию и, при определённой способности, к  реализации своих планов. Женщины  же, как правило, более ориентированы  на настоящее, их больше интересуют проблемы "сегодняшнего" дня.

 

Бихевиоризм в 20 столетии.

Бихевиоризм возник в США  и явился реакцией на структурализм  В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служения практике.

Философскую основу бихевиоризма составили позитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок  Дж.Уотсон называл исследования по психологии животных, школу объективной психологии, влияние работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

Повеление человека как предмет  бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так  и врожденные, то, что люда делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чисто физиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к. ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, как ненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, сводится лишь к его внешним проявлениям. Две проблемы бихевиоризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и по реакции судить, какой ситуацией она вызвана.

Уотсон производит классификацию  реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).

Поведение рассматривается как результат обучения. Навык и научение становятся главными проблемами бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке - это связывание воедино или объединение отдельных движений так, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения.

Удерживание навыков составляет память. Уотсон выдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные - условными, Дж.Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, первоначально не вызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызывать.

В бихевиоризме процесс образования  навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Несмотря на некоторую ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

К середине 20-х г.г. бихевиоризм  получил широкое распространение  в Америке. В то же время, исследователям становится все более ясно, что  исключение из рассмотрения психики  приводит к неадекватной трактовке  поведения. Если исключить из поведения  его мотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность. В механистической трактовке поведения игнорируется активная сознательная деятельность субъекта, не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека по сравнению с животным.

Исторической заслугой Уотсона  является заострение проблемы объективного подхода в психологии и исследование поведения, способов управления им.

В 1913 г. У.Хантер в экспериментах  с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул, поведение предполагает переработку стимула в организме. -Этим была поставлена новая проблема. Попытки преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме «стимул - реакция» за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал фактора сознания, но вместо схемы «стимул - реакция» Халл вводит формулу, предложенную в 1929 г. Вудвортсом, «стимул - организм - реакция», где организм - некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Применяя логический и математический анализ. Халл старался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами и поведением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции. Потребность определяет характер поведения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образовании поведенческих связей. Он разработал математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени его предъявления.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе, Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.

Респондентное поведение — это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с

какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"