Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

ГОСЫ.docx

— 81.33 Кб (Скачать)

4. В младшем школьном возрасте (четвёртая стадия)   ребёнок уже исчерпал возможности  развития в рамках семьи и теперь школа приобщает ребёнка к знаниям о будущей деятельности. Если ребёнок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению и порой к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе.

5. В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость  найти своё профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком и это, уже есть требования общества к подростку в самоопределении.

6. На шестой стадии молодости для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, проявляет чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7. Седьмая - центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие, идентичность идёт всю жизнь, идёт воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что мы им нужны. Положительные симптомы этой стадии:  личность вкладывает в себя хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворены собой и жизнью.

8. После 50 лет (восьмая стадия) происходит создание завершённой формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаёт своё “я” в духовных раздумьях  о прожитых годах, проявляет мудрость, отстранённый интерес   к жизни перед лицом смерти.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни испытывает 8 психосексуальных кризисов, благоприятный или неблагоприятный  исход которых определяет возможности последующего расцвета личности.

1-Кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребёнка, ухаживающими за ним. В первом случае у ребенка развивается доверие к окружающему его лицу, а во втором – недоверие.

2-Кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители понимают ребёнка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит  к развитию у ребёнка стыда или сомнений, связанные гл. образом со страхом потерять контроль  над собственным организмом.

3-Кризис соответствует второму детству, в котором происходит самоутверждение ребёнка  Планы, которые он строит и которые позволяют ему осуществлять, развивают у него инициативу, и наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести к его к покорности и чувству вины.

4-Кризис - в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от школьной атмосферы и принятых методов воспитания у ребёнка развивается либо вкус к работе, либо чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

5-Ккризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка др. людей).

6-Кризис свойственен молодым  взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл “работа – рождение детей – отдых”. Отсутствие этого опыта приводит к изоляции человека и замыканию на самом себе.

7-Кризис -  в 40 лет, который характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в “интересе” к следующему поколению и его воспитанию.

8-Ккризис – во время старения. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознания её как единого целого, в котором ничего нельзя изменить.

Процесс становления  личности можно проследить, обратившись к характеристике основных возрастных периодов психического развития. «Схема развития» Э. Коуэн.

Младенчество (0- 2 года). Ключевая система - расширенное ядро семьи. Задачи развития: социальные связи, чувство непрерывности существования, сенсорная разведка и примитивные причинные связи, созревание моторных связей. Ресурсы развития: безопасность выполнения основных нужд, стабильность. Кризисы развития: доверие, либо утрата доверия.

Раннее детство (2 - 4 года). Ключевая система - расширенное ядро семьи. Задачи развития: самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение. Ресурсы развития: человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения. Кризисы развития: независимое ощущение Я, либо сомнение и стыд.

Середина  детства (5-7 лет). Ключевая система - семья, соседи, школа. Задачи развития: половая идентификация, начальное моральное развитие, конкретные мыслительные операции, групповые игры. Ресурсы развития: подходящая модель, объяснение набора правил, согласованность правил поведения, внутригрупповые отношения сверстников. Кризисы развития: самодостаточность, либо чувство вины.

Конец детства (8 - 12 лет). Ключевая система - семья, соседи, школа, сверстники. Задачи развития: социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде. Ресурсы развития: объединенные усилия обучающихся; объединенная игровая деятельность; обучение навыкам, которые помогают понять основные межличностные отношения; обратная связь. Кризисы развития: трудолюбие, либо инфантильность.

Подростковый  возраст (13 -17 лет). Ключевая система - семья, сверстники, школа. Задачи развития: физическое созревание, абстрактные мыслительные операции, принадлежность группе сверстников, начальная половая близость. Ресурсы развития: физиологическая информация, когнитивное решение проблем и навыки построения отношений, понимание роли полов и ее культурных истоков, возможность независимых моральных суждений. Кризисы развития: социальная принадлежность или социальная защита.

Юность (18 - 22 года). Ключевая система - сверстники, школа или работа, семья, окружающие. Задачи развития: независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, прочные интимные отношения, принятие природы отношений. Ресурсы развития: умения и знания для финансовой независимости, самоизучение, принятие решения, углубление отношений, понимание плюрализма ответственности за выбор. Кризисы развития: четкая или неуверенная идентификация личности.

Взросление(23 - 30 лет). Ключевая система - новая семья, работа, дружеские связи, окружающее общество. Задачи развития: жизнь в новой семье, родительская роль (начало), развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств. Ресурсы развития: знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностные переговоры и разрешение конфликтов, родительская роль, ролевые ограничения. Кризисы развития: способность к социальному бытию, либо отчужденность.

Переходный  возраст (30 - 35 лет). Ключевая система - семья, работа, дружеские связи. Задачи развития: смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; родительская роль (продолжение); переоценка значимости людей. Ресурсы развития: переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни; знания и навыки организации широкой помощи. Кризисы развития: обновление, либо отстраненность.

Зрелость (36 -50 лет). Ключевая система - работа, семья, друзья, общество. Задачи развития: оценка взятых обязательств, дети оставляют дом, изменение отношений между супругами, связи вне семьи. Ресурсы развития: знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, большая степень дифференциации и интеграции ролей. Кризисы развития: достижения и значимость в обществе, либо незначительность.

Пожилой возраст (51 - 65 лет). Ключевая система - семья, друзья, работа, окружающие. Задачи развития: связи вне семьи, уменьшение роли карьеры, отношение к бренности существования. Ресурсы развития: знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; большая опора на умственные, а не на физические способности. Кризисы развития: живительные связи с окружением, либо эгоистическая стагнация.

Старость(старше 65 лет). Ключевая система - семья, друзья, окружающие. Задачи развития: увеличение зависимости от других, оценка собственной жизни, умение перенести смерть близких, ожидание собственной смерти. Ресурсы развития: умение выживать при уменьшении физических ресурсов, умение сказать "прощай". Кризисы развития: чувство значимости, либо отчаяние.

Эта схема развития позволяет  соотносить содержание задач той  или иной жизненной стадии и особенности  их решения с физическим, психологическим  и паспортным (хронологическим) возрастом  человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как  содержание кризиса, кроме того, эта  схема содержит социально и индивидуально  значимые возрастные особенности человека, связанные с изменением его места  в системе культурных отношений, - появление своей семьи внутри родительской, взросление детей; пенсионный возраст, приближение смерти и т.п.

Хронологический (паспортный) возраст – показатель времени проживания субъекта от момента рождения.

Психологический возраст – это показатель психологической зрелости, опыта и самосознания субъекта как личности.

Психологический и хронологический  возраст человека по известным причинам может не совпадать.

 

 

 

 

 

Методы статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований.

Современная психология - разветвленная  наука, включающая в себя десятки  направлений, каждое из которых имеет  свой предмет и большое количество специфических методов исследования. Тем не менее, все они базируются на нескольких основных общенаучных подходах и принципах исследования: принципе системности, операционализации и формализации исследований, повышении надежности исследований, а также на использовании современных математических методов.

Таким образом, математическая статистическая обработка результатов исследования является как базовым принципом так и обязательной составляющей (этапом) психолого-педагогического исследования.

После того как результаты обследования получены, перед исследователем встаёт самая главная задача:рассортировать результаты и представить в форме одной или нескольких таблиц, с тем чтобы облегчить интерпретацию. Затем следует представить полученные данные в графической форме, где вариации независимой переменной всегда откладываются на оси абсцисс (т.е. по горизонтальной оси), а зависимой - по оси ординат (по вертикальной оси). И наконец, остаётся подвергнуть различные результаты статистическому анализу с целью проверить, в какой степени можно утверждать, учитывая число испытуемых и различия в результатах по каждой группе, что существует какой-то реальный эффект, который можно без большого риска ошибки приписать изучаемому фактору.

Математическая статистическая обработка исследовательских данных предполагает:

1)   Первичная статистическая обработка результатов обследований (применение количественных и качественных методов обработки полученной информации):

n вычисление среднеарифметических значений “сырых баллов” по результатам проведённого обследования;

n вычисление дисперсий и среднеквадратичных отклонений;

n перевод сырых баллов в стандартные (Т-оценки, стены);

2)   Графическое изображение результатов исследования.

3)   Статистическая проверка научной гипотезы:

n вычисление статистики Фишера для проверки гипотезы о равенстве дисперсии двух экспериментальных выборок;

n вычисление t-статистики Стьюдента для выборок равного и неравного объёма;

n определение статистической значимости полученных отклонений (сравнение вычисленного фактического значения t-статистики с табличным);

n вычисление коэффициента для выявления зависимости между исследуемыми переменными.

При этом активно используются методы математической статистики, приёмы шкалирования, обработка данных на ЭВМ.

Основная цель применения методов математической статистики — повысить обоснованность выводов психологического исследования за счёт использования вероятностной логики и вероятностных моделей, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Я-концепции».

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Процесс самосознавания и его результат (Я-концепция) удобно представить схематично.

Когнитивная подструктура —  некая описательная составляющая, фиксирующая  знания, представления человека о  самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает как самопознание — процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание — начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Данные образы богаты непосредственным чувственным содержанием. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"