Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.
В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, —- дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).
Предмет и методы когнитивной психологии.
Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.
В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.
Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования, однозначности человеческой психики.
Психологическая сущность брака и семьи. Особенности современной семьи, ее структура и развитие.
Семья - полноправный общественный институт. Она занимает в жизни каждого человека достаточно места, чтобы обратить пристальное внимание на её проблемы.
Брак (супружеский союз) - это основанные на взаимном желании и согласии супружеские отношения партнёров, их совместное проживание и ведение домашнего хозяйства, порождающие их права и обязанности по отношению друг к другу.
Ни для кого не секрет,
что так редки гармоничные
стабильные браки, которые не душат
партнёров, а несут им радость
и удовлетворение совместной жизнью,
что количество бракоразводных процессов
приближается, а в некоторых регионах
и превышает количество регистраций
брака. Семья как социальный институт
находится ныне в кризисном состоянии,
подвергается серьёзным испытаниям.
Вокруг нас то и дело заключаются
неоправданные браки, разрушаются
благополучные во всех отношениях семьи,
принимаются бессмысленные
На первый взгляд проблема кажется достаточно простой - и в то же время совершенно безнадёжной. Не так уж трудно распознать причины, лежащие на поверхности, но при взгляде внутрь проблемы, можно понять, что опустошённость и супружеская дисгармония вызываются не столько “объективными” причинами и однообразием длительной совместной жизни супругов, сколько являются результатом отсутствия психологической культуры семейных отношений.
Учитывая тот факт, что брак - особый процесс со своей мощной диалектикой; необычные отношения, потенциально длительные, интенсивные и несущие в себе возможность постоянных изменений, которые он неизбежно претерпевает в своём развитии, от вступающих в брак требуется как психологическая зрелость и ответственность, так и сложная совокупность навыков и знаний.
Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью.
За последнее десятилетие
в России произошли значительные
изменения, которые в данный момент
характеризуются как
Один из очевидных фактов
сегодня - утрата былых ценностей
в этой сфере и появление новых:
сексуальной свободы и
Когда испарилась идея о семье социалистического общества, основанная на коммунистической морали, антитезой брака становится независимая жизнь в одиночестве, помешательство на самостоятельности, с агрессивной настроенностью к любой системе ограничений и контроля. В сущности, можно сказать, что мы идём от одного диалектического полюса - святости “Мы”, к другому - святости “Я”, по сути всего лишь ещё одной крайности.
В этой ситуации недостаточны локальные психологические и психотерапевтические мероприятия по сохранению семьи. Необходим принципиально новый подход - воспитание нового отношения к браку, формирование нового мировоззрения.
В отличии от традиционной семьи прошлого, личность сама выбирает супруга, стиль жизни семьи, тип отношений в ней, стиль досуга, материального потребления. Так семья не является потребителем готовой ролевой схемы распределения прав и обязанностей. И хотя общие рамки поведения заданы объективно, семья формирует ролевую схему поведения приспосабливаясь к психологическим особенностям, потребностям и интересам каждого её члена.
Способность строить конструктивные отношения в семье, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех супружеских отношений. Если необходимые знания и умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищённым перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачи, оказывается некомпетентным и личностно зависимым.
Жизнь семьи характеризуется материал
Психологические
особенности обучающихся как
субъектов учебной деятельности
В российской психологии большое внимание уделялось разработке умственного развития. Л.С. Выготский , рассматривая проблему общего психического развития ребенка, основным показателем этого развития выделяет изменение функционального строения сознания. Это выражается, например, в том, что в дошкольном возрасте доминируют память, непроизвольное внимание, в школьном – развиваются мышление, интроспекция, школьник обнаруживает способность к осознанию своих психических процессов. Новообразованием в умственной деятельности школьников является развитие психических функций, произвольного внимание, логической памяти, отвлеченного мышления, воображения и т.д. Это развитие осуществляется как единый процесс. Общей основой высших функций является то, что учащийся сознает их (они «интеллектуализируются») и «овладевает» ими. Все высшие функции становятся высшими в силу их осознания и овладения ими. Это осознание и овладение, по Л.С.Выготскому, представляет собой важный эффект обучения, который выходит за пределы содержания и материала каждого предмета. Показателем умственного развития является перенос осознания и овладения с одного учебного предмета на другой.
С.Л.Рубинштейн отмечает, что важнейшим показателем общего УР, а также мышления, способностей, одаренности является широта переноса знаний.
Способный ученик переносит знаний на новые задания, неспособный не переносит. Существенным показателем развития, по мнению С.Л.Рубинштейна, может служить темп и легкость усвоения знаний, быстрота «продвижения» в усвоении. В развитии мышления высшие ступени не вытесняют низшие, а преобразуют их. Когда развивается теоретическое мышление, то наглядно-действенное и наглядно-образное не исчезает, а преобразуется, совершенствуется. При этом можно обнаружить одновременное существование различных ступеней или уровней.
Были экспериментально выделены качества ума, определяющие продуктивность учебной деятельности в проблемной ситуации. Это основные мыслительные свойства, входящие в структуру обучаемости:
-глубина ума или обобщенность
мыслительной деятельности
-гибкость ума выражается в целесообразной изменчивости мыслительной деятельности, в усовершенствовании деятельности, в поисках оптимальных путей решения проблемы;
-устойчивость ума проявляется в степени легкости решения задачи в уме, ориентация при этом на знакомые существенные признаки;
-осознанность мыслительной
деятельности определяется
-чувственность к подсказке, помощи со стороны обучающего.
Сформировать у учащихся этих положительных качеств ума создает благоприятные условия для высокого уровня овладения новыми знаниями. Наличие же у учащихся противоположных качеств ума (поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность, подражательность, нечувствительность к подсказке) крайне затрудняет усвоение знаний.
В процессе овладения новыми
знаниями у человека возникают разнообразные
связи между вновь
Основу этих способностей
составляет продуктивное мышление, оно
определяется возможностью самостоятельного
открытия новых знаний, их приобретения.
Его эффективность зависит от
характера и степени
Чем выше умственные способности, тем быстрее и легче человек приобретает новые знания, свободнее оперирует ими, тем выше и темп его умственного развития.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», — подчеркивает Д.Б. Эльконин. Отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения и реализуются в основном через нее как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т. д. Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.
В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя — в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.
В учебной деятельности младшего
школьника формируются такие
частные виды деятельности, как письмо,
чтение, работа на компьютере, изобразительная
и конструкторско-композици-
Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников.
Подросток как
субъект учебной деятельности.