Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

ГОСЫ.docx

— 81.33 Кб (Скачать)

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. На втором уровне постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего «Я», который как бы сплавляется из единичных конкретных образов «Я» в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.

В содержании Я-образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, —- дифференцирующая образующая (А.А. Бодалев, В.В. Столин).

 

 

 

Предмет и методы когнитивной психологии.

Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими коллегами, принадлежавшими к новому направлению.

В когнитивной психологии психика рассматривается как  система когнитивных реакций  и постулируется связь этих реакций  не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования, однозначности человеческой психики.

 

 

 

 

Психологическая сущность брака и семьи. Особенности  современной семьи, ее структура  и развитие.

Семья - полноправный общественный институт. Она занимает в жизни  каждого человека достаточно места, чтобы обратить пристальное внимание на её проблемы.

Брак (супружеский союз) - это основанные на взаимном желании и согласии супружеские отношения партнёров, их совместное проживание и ведение домашнего хозяйства, порождающие их права и обязанности по отношению друг к другу.

Ни для кого не секрет, что так редки гармоничные  стабильные браки, которые не душат  партнёров, а несут им радость  и удовлетворение совместной жизнью, что количество бракоразводных процессов  приближается, а в некоторых регионах и превышает количество регистраций  брака. Семья как социальный институт находится ныне в кризисном состоянии, подвергается серьёзным испытаниям. Вокруг нас то и дело заключаются  неоправданные браки, разрушаются  благополучные во всех отношениях семьи, принимаются бессмысленные решения, портятся характеры, страдают дети. Ежегодно из-за распада семьи более пятисот  тысяч детей остаются без одного из родителей.

На первый взгляд проблема кажется достаточно простой - и в то же время совершенно безнадёжной. Не так уж трудно распознать причины, лежащие на поверхности, но при взгляде внутрь проблемы, можно понять, что опустошённость и супружеская дисгармония вызываются не столько “объективными” причинами и однообразием длительной совместной жизни супругов, сколько являются результатом отсутствия психологической культуры семейных отношений.

Учитывая тот факт, что  брак - особый процесс со своей мощной диалектикой; необычные отношения, потенциально длительные, интенсивные  и несущие в себе возможность  постоянных изменений, которые он неизбежно  претерпевает в своём развитии, от вступающих в брак требуется как  психологическая зрелость и ответственность, так и сложная совокупность навыков  и знаний.

Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью.

За последнее десятилетие  в России произошли значительные изменения, которые в данный момент характеризуются как политическим и экономическим кризисами, так  в той же мере культурным и нравственным. Снижение культуры и нравственности затрагивает все слои общества и  прослеживается во всех сферах отношений  и жизнедеятельности. Достаточно наглядным  тому примером является сфера семьи  и брака.

Один из очевидных фактов сегодня - утрата былых ценностей  в этой сфере и появление новых: сексуальной свободы и одновременно свободы брака, отрицающих ценность семьи. Они мешают супругам примириться  с ответственностью, ограничениями  и требованиями, существующими в  их партнёрстве и неизбежными  в браке, как и в любом союзе  вообще.

Когда испарилась идея о семье  социалистического общества, основанная на коммунистической морали, антитезой  брака становится независимая жизнь  в одиночестве, помешательство на самостоятельности, с агрессивной настроенностью к  любой системе ограничений и  контроля. В сущности, можно сказать, что мы идём от одного диалектического  полюса - святости “Мы”, к другому - святости “Я”, по сути всего лишь ещё  одной крайности.

В этой ситуации недостаточны локальные психологические и  психотерапевтические мероприятия  по сохранению семьи. Необходим принципиально  новый подход - воспитание нового отношения  к браку, формирование нового мировоззрения.

В отличии от традиционной семьи прошлого, личность сама выбирает супруга, стиль жизни семьи, тип отношений в ней, стиль досуга, материального потребления. Так семья не является потребителем готовой ролевой схемы распределения прав и обязанностей. И хотя общие рамки поведения заданы объективно, семья формирует ролевую схему поведения приспосабливаясь к психологическим особенностям, потребностям и интересам каждого её члена.

Способность строить конструктивные отношения в семье, преодолевать возникающие препятствия, управлять  своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех супружеских  отношений. Если необходимые знания и умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается  незащищённым перед трудностями, стрессовыми  ситуациями, терпит неудачи, оказывается  некомпетентным и личностно зависимым.

Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными(нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Семья - это такая область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности как биологические, так и социальные. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определённые отношения с обществом и членами своей семьи.

Психологические особенности обучающихся как  субъектов учебной деятельности

 

В российской психологии большое  внимание уделялось разработке умственного  развития. Л.С. Выготский , рассматривая проблему общего психического развития ребенка, основным показателем этого развития выделяет изменение функционального строения сознания. Это выражается, например, в том, что в дошкольном возрасте доминируют память, непроизвольное внимание, в школьном – развиваются мышление, интроспекция, школьник обнаруживает способность к осознанию своих психических процессов. Новообразованием в умственной деятельности школьников является развитие психических функций, произвольного внимание, логической памяти, отвлеченного мышления, воображения и т.д. Это развитие осуществляется как единый процесс. Общей основой высших функций является то, что учащийся сознает их (они «интеллектуализируются») и «овладевает» ими. Все высшие функции становятся высшими в силу их осознания и овладения ими. Это осознание и овладение, по Л.С.Выготскому, представляет собой важный эффект обучения, который выходит за пределы содержания и материала каждого предмета. Показателем умственного развития является перенос осознания и овладения с одного учебного предмета на другой.

С.Л.Рубинштейн отмечает, что  важнейшим показателем общего УР, а также мышления, способностей, одаренности является широта переноса знаний.

Способный ученик переносит  знаний на новые задания, неспособный  не переносит. Существенным показателем  развития, по мнению С.Л.Рубинштейна, может  служить темп и легкость усвоения знаний, быстрота  «продвижения» в усвоении. В развитии мышления высшие ступени не вытесняют низшие, а преобразуют их. Когда развивается теоретическое мышление, то наглядно-действенное и наглядно-образное не исчезает, а преобразуется, совершенствуется. При этом можно обнаружить одновременное существование различных ступеней или уровней.

Были экспериментально выделены качества ума, определяющие продуктивность учебной деятельности в проблемной ситуации. Это основные мыслительные свойства, входящие в структуру обучаемости:

-глубина ума или обобщенность  мыслительной деятельности определяется  ее направленностью на абстрагирование  и обобщение существенного в  материале;

-гибкость ума выражается  в целесообразной изменчивости  мыслительной деятельности, в усовершенствовании  деятельности, в поисках оптимальных  путей решения проблемы;

-устойчивость ума проявляется  в степени легкости решения  задачи в уме, ориентация при  этом на знакомые существенные  признаки;

-осознанность мыслительной  деятельности определяется соотношением  его практической и словесно-логической  сторон;

-чувственность к подсказке,  помощи со стороны обучающего.

Сформировать у учащихся этих положительных качеств ума  создает благоприятные условия  для высокого уровня овладения новыми знаниями. Наличие же у учащихся противоположных качеств ума (поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность, подражательность, нечувствительность к подсказке) крайне затрудняет усвоение знаний.

В процессе овладения новыми знаниями у человека возникают разнообразные  связи между вновь приобретенными и ранее усвоенными знаниями, между  отдельными звеньями новых знаний, происходит их систематизация, формируются  обобщения все более и более  высокого уровня. Возникновение такого рода новообразований отражает «макросдвиг» в УР, а их накопление расширяет возможности человека в приобретении новых, более сложных знаний, увеличивает сферу их переноса в другие условия, применения к решению новых проблем, что отражает возникновение более существенного «макросдвига» в УР. Таким образом, нельзя принижать роль прошлого опыта, т.е. знаний и умений, которыми располагает данный инвалид. Интеллектуальные возможности не могут быть выявлены в зданиях, для разрешения которых нет соответствующих знаний, приобретенных навыков и умений. Но нельзя оставить без внимания и сам путь приобретения знаний, его рациональность, качества мыслительной деятельности, от которых во многом зависит ее продуктивность. Именно эти стороны мыслительной деятельности входят в содержание второго компонента УР – общих умственных способностей по усвоению знаний. Обучаемость является более надежным показателем УР.

Основу этих способностей составляет продуктивное мышление, оно  определяется возможностью самостоятельного открытия новых знаний, их приобретения. Его эффективность зависит от характера и степени сформированности соответствующих качеств ума, определяющих быстроту и легкость овладения новыми знаниями, возможность решения задач.

Чем выше умственные способности, тем быстрее и легче человек  приобретает новые знания, свободнее  оперирует ими, тем выше и темп его умственного развития.

Младший школьник как субъект учебной  деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», — подчеркивает Д.Б. Эльконин. Отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника, но и, что самое главное, эти отношения и реализуются в основном через нее как отношение к содержанию, методам обучения, учителю, классу, школе и т. д. Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет, например), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя — в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

В учебной деятельности младшего школьника формируются такие  частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная  и конструкторско-композици-онная деятельность.

Выделяя характерные особенности  детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников.

Подросток как  субъект учебной деятельности. Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"