Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Экзамен по Лотышевой.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Билет № 1

1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью.

Первоначально, в донаучный  период, на заре человеческой цивилизации  основным средством борьбы с преступностью  и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и т.д.). Страх жестокого наказания выступал как основной, но безуспешный метод предупреждения преступности. .

Начиная с XVIII столетия в  общественном сознании возникает заметный перелом в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний и казней. Особенно горячее  осуждение подобные методы борьбы с  преступностью нашли у французских  просветителей XVIII века Вольтера, Руссо, Дидро

В XIX веке в странах  Европы повсеместно происходит заметное смягчение карательных мер, полный отказ от публичных казней и экзекуций. Однако попытки прибегать к подобным мерам наказаний отмечаются в  отдельных случаях вплоть до начала XX века. Так, русский психиатр И. А. Сикорский в 1905 году публикует гневную статью "Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни", в которой описывает смертную казнь через повешение.

В конце XIX века практически  закончился первоначальный этап борьбы с преступностью, когда основные меры сводились к тому, чтобы удержать человека от преступления под страхом жесточайшего наказания, смертной казни, публичной физической экзекуции.

Одновременно с этим возникает новая тенденция в  борьбе с таким социальным злом, как преступность. Таким образом, уже в XIX веке начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

Одна из первых научных  попыток объяснить природу преступного  поведения с позиции биологизаторского  подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему "антропологическую" теорию преступности. Проводя антропологические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, Ч. Ломброзо пришел к выводу, что существуют четыре типа преступников: а) врожденные преступники; б) преступники по страсти; в) случайные преступники; г) душевнобольные преступники. При этом "врожденные" преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно изолировать от общества, либо уничтожать [104]. Таким образом, если следовать логике Ч. Ломброзо, то борьба с преступностью также должна опираться на насилие, казнь, тюремную изоляцию людей, классифицируемых как "врожденные" преступники.

Гипотеза о хромосомных  аномалиях как причинах преступного поведения была тщательно проверена как у нас в стране, так и за рубежом. По существу, это исследование установило некоторую минимальную связь хромосомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.

Окончательная оценка теории хромосомных аномалий была сделана на Международной конференции во Франции в 1972 году, где, по единодушному мнению исследователей разных стран, не было подтверждено статистически значимой зависимости между генными нарушениями и преступностью.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как и когда-то антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезно обоснованной критике.

Широкое развитие на Западе получает также психокоррекция девиантного поведения. Выделяются, в частности, следующие методы психокоррекции: метод психоанализа, метол косвенных рекомендаций, групповая психотерапия, гипноз, рационально-эмоциональная терапия, обучающая контролю над чувствами, обучение деловому общению, модификация поведения.

Безусловно, все эти  методы заслуживают должного внимания как формы индивидуальной психотерапевтической и медицинской помощи людям, страдающим различными патологиями, нервно-психическими заболеваниями, пограничными и навязчивыми состояниями, затруднениями в сфере общения и т.д. Однако клинический подход имеет весьма ограниченные возможности и вне широкой социальной комплексной программы оздоровления социальных и социально-экономических условий существования человека не может принести заметных реальных результатов в деле борьбы с преступностью.

Особое место среди  разнообразных теорий и концепций  преступности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых  является З. Фрейд. По мнению представителей психоаналитической ориентации, лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Поэтому психоаналитические работы, прежде всего, посвящены исследованию природы тревожности, агрессивности, стремления к разрушительным действиям. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая якобы служит первопричиной насильственных преступлений.

Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает базисные чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

В современной отечественной  криминологии неблагоприятные индивидные особенности (отставание в умственном развитии, нервно-психические и соматические патологии, кризисные возрастные периоды развития и т.д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида, отнюдь не являясь при этом предопределяющей причиной преступного поведения.

Практически одновременно с биологизаторским направлением в  криминологии начинает формироваться  социологизаторский подход к объяснению причин преступности. Исследования социологов конца XIX - начала XX века выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.

В зарубежных социально-психологических  теориях преступности значительное место отводится рассмотрению роли "делинквентной субкультуры, в формировании девиантного поведения.

Выдающиеся отечественные  психологи Л. С. Выготский и П. П. Блонский в своих трудах заложили основы возрастной психологии, позволяющей  понять особенности психического развития детей на разных возрастных этапах, включая кризисные периоды развития. Особую ценность эти работы представляли своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, учителей.

Это же время отмечается становлением и развитием системы социально-правовой охраны материнства и детства.

Следует отметить, что  различные направления теории и  практики социальной и превентивной работы, имевшие место в 20 - 30-е  годы, опирались на традиции русской  дореволюционной науки, которая  в самых различных отраслях знания: медицине, юриспруденции, психологии, педагогике - носила глубоко гуманистический и социально-ориентированный характер.

С середины 30-х годов  начинается "глухое тридцатилетие", которое, наряду с массовым террором, характеризуется разгромом ряда наук и научных школ, в том числе генетики и педологии, что не могло не затормозить развитие превентивной науки и практики, С начала 60-х голов и позднее, как результат политической оттепели, получают развитие достаточно многочисленные исследования по проблемам отклоняющегося поведения детей и подростков.

Принцип гуманизации  социальной сферы требует понимания  и принятия человека и его природы, понимания проблем и затруднений, испытываемых каждым отдельным индивидом, особенно - формирующимся, незрелым в социальном и физическом отношениях ребенком, подростком, юношей, задает, по сути дела, новую парадигму современной социальной науки и практики.

2. Специальная  психология как самостоятельная  отрасль науки и практики. Основные  разделы специальной психологии.

Спец  психология изучает людей с отклонениями в псих и физ развитии, вызванные как врожденными, так и приобретенными дефектами развития в нервной системе.

Предмет спец психологии – закономерности развития и функционирования психики детей и взрослых с псих отклонениями и физ недостатками в развитии.

Объект  спец психологии – человек с отклонениями в развитии.

Задачи  спец психологии:

- раскрыть основные закономерности  развития и функционирования  психики при нормальном и отклоняющемся  развитии;

- определить модально специфические особенности развития детей;

- определить модально  неспецифические особенности развития  детей;

- выявить индивидуально  типологические особенности псих  развития детей;

- выявить пути механизмов  коррекции и компенсации отклонений в псих развитии.

Основные  разделы спец психологии:

1. Олигофренопсихология –  отрасль психологической науки,  которая изучает познават способности  детей с нарушением интеллекта.

2. Тифлопсихология - отрасль  психологической науки, которая  изучает познават способности детей с нарушением зрения.

3. Сурдопсихология - отрасль  психологической науки, которая  изучает познават способности  детей с нарушением слуха.

4. психология лиц с нарушением  опорно-двигательного аппарата;

5. Логопсихология - отрасль  психологической науки, которая изучает познават способности детей с нарушением речи.

6. психология лиц с ЗПР.

7. психология лиц с нарушением  эмоционально – волевой сферы.

8. психология лиц со  сложными нарушениями в развитии.

Билет № 2

1. Превентивная психология: предмет, специфика, область применения.

Перемены, которые  происходят в обществе, накладывают  свой отпечаток на предупреждение и  коррекцию отклоняющегося поведения  детей и подростков. Перестройка воспит системы на современном этапе заключается в переходе от системы наказаний к комплексу мер адекватной соц-правовой, медико-психологической и соц-пед поддержки помощи семьи, детям и подросткам. В настоящий момент необходимо реализовать концепцию охранно-защитной направленности, которая состоит из:

1. Организационно – управленческого обеспечения, которое представляет собой преодоление разногласий и нескоординированности между различными структурами и институтами. Несогласованность действий различных институтов может наблюдаться на гос и муниципальном уровне. Для преодоления разногласий необходимо включать в свой штат проф подготовленных соц работников, педагогов, юристов, психологов, медиков и т.д.

2. Соц – пед обеспечение – заключается в создании соц-пед центров, которые предназначены для организации труда и отдыха детей и подростков. В этих центрах создаются условия, которые способствуют гармонизации внутреннего мира детей.

3. Соц – псих обеспечение – направлено на оказание псих поддержки и помощи семье и детям в разрешении конфликтов, ситуаций, которые создаются для примирения сторон.

4. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение – включает разработку действенных правовых норм и механизмов, которые позволяют на практике обеспечить охрану и укрепление здоровья, а также помогают создать более совершенную систему по надзору за несовершеннолетними правонарушителями. Предполагает введение и подготовку в нашей стране кадров соц работников, соц педагогов, практических психологов, которые могут оказывать проф помощь детям, семьям «группы риска».

Превентивная психология помогает преодолевать несовместимость восприятия в поколениях (проблема «отцов и детей»).

Превентивная теория и  практика позволяет создать необходимые  условия для реализации положит  условий обучения и воспитания. Основным направлением в воспит-профилактической деят-ти является обеспечение псих комфорта детей. Это направление включает в себя:

1. современную диагностику  асоциальных отклонений у детей  и подростков.

2. выявляет неблагоприятные  факторы со стороны ближайшего окружения, которые могут отрицательно повлиять на личностные качества подростка.

Таким образом, объектом превентивной психологии является рассмотрение разнообразных неблагоприятных факторов отклоняющегося поведения, психобиологических предпосылок, условий семейного воспитания, и тех причин, которые приводят к ослаблению воспит мер. Предметом превентивной психологии являются псих, пед, мед исследования, которые обеспечивают содержание воспит-профилактической деят-ти.

2. Характеристика основных понятий в спец психологии: первичный и вторичный дефект. Норма и патология в спец психологии.

 Теорию о первичном  и вторичном дефекте в развитии  предложил Я. С. Выготский, который  определил первичное нарушение.

 Первичное нарушение – нарушение, которое возникло в результате биологических факторов.

 Вторичное нарушение – это нарушение, которое выражает или является следствием первичного.

Пример: первичное нарушение  – глухой, вторичное нарушение  – немой.

Пример: первичное нарушение  – нарушение интеллекта, вторичное нарушение – нарушение речи.

   Социальные причины:

-отсутствие социальных  контактов

-«явление госпитализма»

-социально-педагогическая  запущенность.

Норма – это нечто среднее, устоявшееся, присущее большинству лиц, живущих на планете.

  Патология – это нарушение жизненноважных функций и систем организма.

Общее между нормой и патологией:

1. Приводят к  приспособлению к жизни в обществе.

2. Являются проявлением  в жизнедеятельности организма.

3. Характеризуются  качественными и количественными образованиями.

Все причины, которые  вызывают аномальное развитие можно  разделить на 2 группы: биологические  и социальные.

   Биологические причины:

1.Дородовая:

-наследственная  предрасположенность или генетическая  отягощённость

-несовместимость  резус-фактора

-физические  травмы

-психические  травмы

Употребление  медицинских препаратов

-неблагоприятная  экологическая обстановка

-токсоплазмоз; -корьевая краснуха

-токсикоз

2.Родовая:

-стремительные/затяжные  роды

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"