Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Экзамен по Лотышевой.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Нарушения социализации, социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного  характера, и дезадаптация носит  антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации. Десоциализация - это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

Отклоняющееся поведение  является результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса социализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.

Таким образом, процесс  нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.

В связи с этим, отрицательное  влияние испытываемое подростком со стороны ближайшего окружения можно  разделить на прямые и косвенные  десоциализирующие влияния.

Прямые  десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации (криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий). Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.

Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой значимостью в глазах подростков.

С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних следует  рассматривать с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации.

Рассмотрение ранней профилактики с позиции предупреждения процесса десоциализации позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и в свою очередь существенно, расширить сферу применения воспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении подростков.

 

2.Развитие эмоционально-волевой  сферы детей с нарушением слуха.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ  СФЕРА

   Социальная ситуация, в которой пребывает глухой  ребёнок, играет важную роль в возникновении  и формировании у него определённых черт личности.

   Неблагоприятные факторы,  оказывающие влияние на развитие  личности и эмоциональной сферы  глухих детей.

   Нарушение словесного  общения частично изолирует глухого  от окружающих его говорящих людей, это создаёт определённые трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Приобщение к художественной литературе приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

 

Билет № 8

1.О соотношении биологического и социального в генезисе преступного поведения.

Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в следующем  — от каких качеств человека зависит  преступное поведение: 
- от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, время реакции, особенности реагирования на окружающий мир, генетически переданные программы поведения); 
- от тех, которые он приобрел в процессе жизни в обществе (в результате воспитания, обучения, общения, т.е. процесса социализации). 
Существует три точки зрения на данную проблему: 
1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы. 
2. Главными факторами преступного поведения являются биологические. 
3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других — биологические. 
С позиций правового подхода данная проблема решается достаточно просто на логическом уровне. Если исходить из того, что преступность — антинормативное явление, необходимо признать, что одним из признаков ее является уголовно-правовой характер. Преступность в данной трактовке — это сложная совокупность преступлений с некоторыми признаками системы.

Биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным  оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов на высшей подструктуре направленности, проявляющейся, прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности" где доминирующее, ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам, воспитанию, обучению, среде.

Однако было бы неправильно  вообще игнорировать роль биологических  факторов в формировании социальных качеств личности.

Когда речь идет о неблагоприятных  индивидных особенностях, выступающих  в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения, необходимо иметь в виду весьма широкий круг природных свойств человека, далеко выходящих за рамки физиологии, а также нервно-психического здоровья и развития, чем иногда ограничиваются исследователи при изучении данного вопроса.

Важным методологическим положением при изучении места и  роли индивидного фактора в генезисе отклоняющегося поведения является положение об изначальной "безличности", "нейтральности" органических предпосылок  по отношению к социальному развитию личности, которые играют ту или иную роль в процессе социализации лишь в зависимости от социальных факторов, воспитания, среды, определяющих в конечном счете социальную ситуацию развития.

До появления  нормативного регулирования оценивать  совокупность убийств, иных форм насилия, фактов захвата, отбирания предметов у других как преступность некорректно. Совершение таких деяний в период «царства дикости» было нормой, проявлением господства. При таком господстве нет и не может быть преступлений, поскольку не через чего переступать: любое деяние вписывается в систему этого права как правомерное, поскольку главными аргументами в этой системе являются крепкие зубы и быстрые ноги. 
Говоря о сущности правового регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен: 
- во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять;

- во-вторых, сознательно  руководить своим поведением, то  есть у человека должна быть  свобода выбора: поступать в соответствии  с законом или вопреки ему. 
Биологические особенности прирожденного преступника отрицают свободу воли: так же, как тигр не может питаться травой, клептоман не может не красть, а маньяк не в силах противостоять кровожадным импульсам, побуждающим его к убийству. Нормативный запрет изначально не способен удержать их от этих действий, а следовательно, такие «прирожденные преступники» находятся за пределами правового регулирования. 
Если же решающим фактором общественно опасного деяния были социальные факторы, то социальная природа преступления налицо. Авторы социологических концепций преступности главными признаками этого явления признают социальные факторы. 
Сторонники антропологического подхода к трактовке преступности концентрируют свое внимание на тех явлениях, которые юристы относят к разряду общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости либо уменьшенной вменяемости. В этом отношении их позиция весьма уязвима, поскольку за пределами анализа антропологов в таком случае остается значительный массив преступлений. 
Теологический подход как бы переносит проблему преступности в совершенно иную (идеальную) плоскость, где вопросов о соотношении социального и биологического практически не возникает.

Таким образом, в понятие "психобиологические предпосылки асоциального поведения" криминологи включают различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный либо врожденный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида и затрудняющие процесс его социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ.

 

2.Развитие речи  и мышления детей с нарушение  слуха.

РЕЧЬ

   Дети с нарушением  слуха могут овладеть словесной  речью только обходными путями, в условиях специального обучения. Опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи.

   При грамматическом  оформлении речи они допускают  ошибки. Характер ошибок различен  на разных стадиях овладения речью. На ранних этапах усвоения словесной речи дети часто не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы и окончания. Затем количество таких грубых ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с различением более тонких признаков системы языка(различение категорий рода, числа). К старшему школьному возрасту у глухих детей сохраняются ошибки, связанные с усвоением законов сочетания слов.

   Важной особенностью психического развития глухих детей является то, что они почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи – словесной, дактильной  и жестовой.

МЫШЛЕНИЕ

   Мышление – это  познавательный процесс, характеризующийся  обобщённым и опосредованным отражением действительности. Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и словесно-логическое.

У глухих детей наблюдается  значительно больше специфических  особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.

 

Билет № 9

1.Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и их учет в воспитательно-профилактической работе.

Причинами асоциального поведения могут быть биологические  факторы и соц ситуация ребенка в семье или обществе.

Все факторы, которые  вызывают отклоняющееся поведение  носят неблагоприятный характер.

Группы неблагоприятных  факторов:

1. индивидуальные  особенности ребенка в кризисный  период, которые при отсутствии  должных пед влияний могут вызвать отклонения в поведении.

2. нервно-психические  заболевания подростка, которые  приводят к отклонению, а также  к акцентуациям в характере.

3. неблагоприятные  характеристики умственного развития, т.е. причиной возникновения асоциального  поведения является олигофрения, которая имеет органическое происхождение.

4. физ недостатки, речевые дефекты, внешняя непривлекательность,  межличностные отношения, а также  недостатки соматического развития.

5. различные  извращенные биологические потребности.

Таким образом, психобиологические предпосылки представлены широко и требуют своевременного выявления и разграничения.

Один из важных факторов возникновения асоциального поведения – трудновоспитуемость, которая понимается как сопротивление  пед требованиям. Трудновоспитуемость связывается с нежеланием усваивать требования и нормы общества.

Скачкообразное  проявление новых свойств и качеств  личности требует от окружения перестройки  отношений к ребенку. Для этого  необходимо поменять приоритеты и меры воздействия на ребенка.

На основании  многочисленных анализов различной  литературы можно выявить следующие  изменения в период кризиса:

- неравномерное  развитие организма;

- изменение характера;

- изменение взаимоотношений  с родителями, учителями, сверстниками.

Асоциальное поведение возникает на основании совокупности псих и физ развития ребенка, поэтому это может стать причиной соц дезадаптации ребенка.

Таким образом, в настоящее время ведется  профилактика асоциального поведения  путем выявления неблагоприятных  факторов, а также агрессии, гиперактивности, расторможенности.

 

2.Особенности  развития личности и эмоционально-волевой  сферы у детей с нарушениями  слуха.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ  СФЕРА

   Социальная  ситуация, в которой пребывает  глухой ребёнок, играет важную  роль в возникновении  и формировании у него определённых черт личности.

   Неблагоприятные  факторы, оказывающие влияние  на развитие личности и эмоциональной  сферы глухих детей.

   Нарушение  словесного общения частично  изолирует глухого от окружающих  его говорящих людей, это создаёт определённые трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Приобщение к художественной литературе приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

   В процессе  деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение и усложнение форм познания, усвоение социального опыта.

   Развитие  предметной деятельности – хватание, специфические и неспецифические  манипуляции, использование предметов  по их функциональному назначению и овладение определёнными способами действий с предметами, закреплёнными в социальном опыте.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"