Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Экзамен по Лотышевой.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

   Нарушение  целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархии признаков объекта.

   При слабовидении  и слепоте с остаточным зрением  страдает также скорость и  правильность зрительного восприятия, что непосредственно связанно  со снижением остроты зрения.

   Пространственная  ориентация и различного рода  деятельность слепых требует  способности дифференцировать звуки,  шумы, локализировать источники  звуков, определять направление  звуковой волны, поэтому у них  чаще используется слух при  выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.

   Развитый фонематический  слух у слепых детей, как  и у зрячих, является основой  и предпосылкой успешного овладения  грамотой. Он развивается и совершенствуется  в процессе обучения, формирования  представлений о звуковом составе языка.

   Исследования Л.  И. Солнцевой сигнальной функции  слухового восприятия детьми  дошкольного возраста показало, что она развивается от характеристики  звука без соотнесения с предметом  и характеристике одного из  взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов. Роль слуха в жизни и деятельности слепых значительно больше чем у зрячих.

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ 

   Становление речи  у зрячих и незрячих происходит  принципиально одинаково, без каких-либо изменений. Лишь при тотальном нарушении зрения отмечается перестройка внутренних связей, которые обеспечивают овладение устной и письменной речью.

   Использование взрослыми  совместных действий, сопровождающихся  речью, позволяет соотносить действие с его описанием.

   Речь слепого выполняет  компенсаторную функцию, которая  обеспечивает возможность установления  контакта с окружающей действительностью.

   Таким образом,  с детьми, имеющими недостаток  зрения, необходимо проводить коррекционные занятия, которые способны преодолеть недостатки речи.

 

Билет № 13

1. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков.

Целью воспитательных усилий семьи, школы и др.социальных институтов является формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно – нормативные представления человека, включающие не только знания нравственных, правовых и др.социальных норм и ценностей, но и определенное отношение к этим нормам, а также способность следовать им в реальном поведении.

Усвоение  соц.норм и ценностей происходит поэтапно, в определенной иерархии.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает базисные ценности: изначальное представление о добре и зле, о правдивости и лживости, доброте и жестокости и т.д. Усвоение этих ценностей протекает в условиях «предметных ситуаций», в игре, в общении с детьми и взрослыми, в выполнении нехитрых обязанностей по самообслуживанию.

В это время  огромную роль для формирования базисных ценностей, этических чувств, оценок имеют сказка и сказочные герои.

Подросток усваивает  нравтсенные нормы и ценности в условиях группового общения.

Его кодекс чести  представлен такими благородными качествами, как смелость, честность, верность в  дружбе, при этом он часто не распространяется за рамки группового общения. Он знает как положительно себя вести по отношению к девушке, уважать мать, однако это не мешает ему совершать безнравственные поступки.

Исходя из психолог-х  особенностей этого возраста, из тех  спецефических задач, которые необходимо решить в процессе целенаправленного формирования ценностно – нормативных представлений подростка, играющих роль и функции внутренних регуляторов его поведения, должны осуществляться не столько пассивными, сколько активными методами.

Пассивные информационно – просветительские формы, лекции, беседы, проводимые на уроках и во внеурочное время, знакомят учащихся с основными законами общественного развитя, нормами морали и права.

Активные  формы этического просвещения, проводяться в виде диспутов, обсуждений прочитанных книг, кино, литературных и театрализованных судов. Темы для таких обсуждений должны быть актуальными.

Активные  методы направлены на закрепление знаний о нравственных и правовых нормах, регулирующих общественную жизнь людей, они вырабатывают способность применять эти знания в конкретной жизненной ситуации.

Третья группа форм и методов этического просвещения расчитана на самостоятельную работу подростка с книгой. Литературные герои, киногерои способны составить референтную группу, играющую, решающую роль в выборе идеалов, образцов поведения, в активизации процесса самовоспитания, что особенно важно в этом возрасте. Главная функция искусства – воспитание эмпатии, чувства сопереживания, сочувствия.

Формирование  нравственного сознания, ценностно- нормативных представлений учащихся, осуществляющееся школой, ведется путем разнообразных организова-х пед.воздействий на уроках, во внеурочной и воспитательной работе.

 

2.Развитие  эмоционально-волевой сферы и  деятельности  детей с нарушением  зрения.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

   Дети  с нарушениями зрения имеют  недостатки эмоционально-волевой  сферы, поскольку они не видят  ярких проявлений эмоций и  чувств. Распространено мнение, что  дети с недостатками зрения  менее эмоциональны и спокойны, хотя это мнение ошибочное, поскольку речь детей с нарушением зрения такая же интонированная и выразительная. Дети способны оценивать личностные качества говорящего (активность, доминантность, тревожность).

   Самооценка  незрячих будет зависеть от  того, насколько ребёнок способен проявить сострадание и сочувствие к окружающим людям. Самооценка может зависеть от того, насколько ущербным чувствует себя человек. В исследованиях отмечается, что речь должна идти не о личности в целом, а о качествах взаимоотношений с окружающими. Эти отношения всегда формируют образ «Я».

   Дети  с недостатками зрения должны  оказаться в положительных психолого-педагогических  условиях, которые помогут в дальнейшем  преодолеть малоинициативность, задёрганность  и негативное отношение к окружающей среде.

   Многие  дети удовлетворяются средним  условием развития. Это связано  с тем, что у них достаточно  высокая самооценка и недостаточный  уровень притязаний.

   Таким  образом, установление личностных  качеств будет зависеть от  тех условий, в которых находится ребёнок.

 

Билет № 14

1.Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних.

Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными  отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлении его социального статуса в коллективе сверстников.

Эти функции  должны выполнять социальные педагоги либо социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми и с семьями группы риска.

Большое внимание успешно работающие социальные педагоги оказывают оздоровлению условий  семейного воспитания, что представляет особую трудность и требует внимательного и тактичного изучения неблагоприятных факторов семейного воспитания. Влияние педагога не ограничивается только сферой учебной деятельности, в поле его зрения находится также сфера досуга, развитие читательских, зрительских и других полезных интересов подростка. Особых усилий требует формирование системы внутренней регуляции, навыков самоанализа, самовоспитания, а также формирование профессиональных планов и намерений, жизненных перспектив и устремлений, связанных с получением профессии, созданием своей семьи, организацией собственного интересного и здорового образа жизни.

Наряду с оказанием  непосредственного воздействия  на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его отношения  в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость.

Участие психолога  в превентивной практике, как правило, сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом превентивные психологи, безусловно, как и представители других психологических служб, имеют свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обусловливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

 

2.Развитие  речи и мышления детей с  нарушение зрения.

МЫШЛЕНИЕ

   Слепой, слабовидящий ребёнок, находящийся  в среде зрячих детей, не  может полноценно анализировать все события, которые происходят вокруг него. Мышление является средством компенсации имеющегося недостатка. По сравнению с учениками начальной школы дети с недостатками зрения показывают более сильные результаты тех или иных операций синтеза, анализа, обобщения.

   Тяжелее  всего приходится детям  с  тотальной слепотой, поскольку в  период всего начального обучения  у детей формируются навыки  общения со сверстниками и  умения самостоятельно принимать  те или иные решения.

   В овладении  операциями классификаций у детей наблюдаются трудности.

   Они не  овладевают в полном объёме  понятиями «всё» и «некоторые».  Однако нет прямой зависимости  между степенью нарушения зрения  и уровнем развития познавательных  процессов.

РЕЧЬ  И ОБЩЕНИЕ 

   Становление  речи у зрячих и незрячих происходит принципиально одинаково, без каких-либо изменений. Лишь при тотальном нарушении зрения отмечается перестройка внутренних связей, которые обеспечивают овладение устной и письменной речью.

   Использование  взрослыми совместных действий, сопровождающихся речью, позволяет соотносить действие с его описанием.

   Речь  слепого выполняет компенсаторную  функцию, которая обеспечивает  возможность установления контакта  с окружающей действительностью.

   Таким  образом, с детьми, имеющими недостаток зрения, необходимо проводить коррекционные занятия, которые способны преодолеть недостатки речи.

 

Билет № 15

1.Ресоциализация  как организованный социально  - педагогический процесс.

Особо важной проблемой  остается опытно-экспериментальная  отработка содержания и методов ресоциализации дезадаптированных подростков в коллективах социально-педагогических досуговых центров. Проведение процесса ресоциализации, с одной стороны, требует создания педагогически организованной воспитывающей среды, в условиях которой как бы происходит естественный социально-психологический тренинг, позволяющий восстановить либо сформировать у дезадаптированных подростков навыки социально-одобряемого поведения, преодолеть различные затруднения межличностного общения, сформировать позитивные ценностные ориентации. С другой стороны, организация коллективной жизни отнюдь не исключает необходимости индивидуальной социальной и психолого-педагогической поддержки, которая должна осуществляться не только в условиях клуба. Большая помощь требуется в преодолении различных затруднений в школе, в семье, среди уличных, дворовых друзей. По сути дела, социальным педагогам досуговых центров в процессе ресоциализации приходится решать разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с самыми различными сферами жизнедеятельности подростка. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, которыми целесообразно оборудовать центры социально-педагогической ресоциализации. Немало проблем в процессе ресоциализации возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у дезадаптированного подростка в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. По сути дела, превенция отклоняющегося поведения как процесс социально-педагогической реабилитации и ресоциализации дезадаптированных подростков должна охватить все основные сферы их жизнедеятельности в семье, школе, на улице.

 

2.Психология  детей со сложными нарушениями в развитии. Причины возникновения сложных нарушений в развитии.

Психология  детей со сложными нарушениями – это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает психологические особенности детей, имещие два и более дефекта в развитии.

Объект – дети и лица, имеющие два и более дефекта в развитии.

Предмет-изучение своеобразия психологического развития лиц со сложными нарушениями и определение путей организации психолого – педагогической помощи не только детям, но и педагогам и родителям.

Задачи: -изучить особенности социально – психологической адаптации этой группы людей в обществе; - дать психологическое обоснование методам и формам обучения и воспитания детей со сложными нарушениями; - описать общие спецефические закономерности детей.

Причины нарушения  детей со сложными нарушениями: 1)один дефект имеет генетическую основу, а второй имеет экзогенное происхождение; 2)оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами; 3)каждый дефект у ребенка обусловлен различными экзогенными факторами, которые не действуют друг на друга; 4)оба нарушения возникли в результате одного и того же экзогенного фактора; 5)оба нарушения представляют собой результат одного и того же наследственного синдрома (синдром Дауна).

Наиболее изучены  последние 2 варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание может стать причиной множественных нарушений.

 

Билет № 16

1.Функциональная  несостоятельность семей группы  риска.

Важнейшая  задача профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением. Трудные подростки по факту воспитываются в более неблагоприятных семейных условиях чем благополучные школьники.

Исходя из результатов  криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи: - социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

-медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери" антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

- социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

-социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем);

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"