Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Нарушение целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархии признаков объекта.
При слабовидении
и слепоте с остаточным
Пространственная
ориентация и различного рода
деятельность слепых требует
способности дифференцировать
Развитый фонематический
слух у слепых детей, как
и у зрячих, является основой
и предпосылкой успешного
Исследования Л.
И. Солнцевой сигнальной
РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ
Становление речи
у зрячих и незрячих
Использование взрослыми совместных действий, сопровождающихся речью, позволяет соотносить действие с его описанием.
Речь слепого выполняет
компенсаторную функцию,
Таким образом,
с детьми, имеющими недостаток
зрения, необходимо проводить
Билет № 13
1. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков.
Целью воспитательных усилий семьи, школы и др.социальных институтов является формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно – нормативные представления человека, включающие не только знания нравственных, правовых и др.социальных норм и ценностей, но и определенное отношение к этим нормам, а также способность следовать им в реальном поведении.
Усвоение соц.норм и ценностей происходит поэтапно, в определенной иерархии.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает базисные ценности: изначальное представление о добре и зле, о правдивости и лживости, доброте и жестокости и т.д. Усвоение этих ценностей протекает в условиях «предметных ситуаций», в игре, в общении с детьми и взрослыми, в выполнении нехитрых обязанностей по самообслуживанию.
В это время огромную роль для формирования базисных ценностей, этических чувств, оценок имеют сказка и сказочные герои.
Подросток усваивает нравтсенные нормы и ценности в условиях группового общения.
Его кодекс чести представлен такими благородными качествами, как смелость, честность, верность в дружбе, при этом он часто не распространяется за рамки группового общения. Он знает как положительно себя вести по отношению к девушке, уважать мать, однако это не мешает ему совершать безнравственные поступки.
Исходя из психолог-х особенностей этого возраста, из тех спецефических задач, которые необходимо решить в процессе целенаправленного формирования ценностно – нормативных представлений подростка, играющих роль и функции внутренних регуляторов его поведения, должны осуществляться не столько пассивными, сколько активными методами.
Пассивные информационно – просветительские формы, лекции, беседы, проводимые на уроках и во внеурочное время, знакомят учащихся с основными законами общественного развитя, нормами морали и права.
Активные формы этического просвещения, проводяться в виде диспутов, обсуждений прочитанных книг, кино, литературных и театрализованных судов. Темы для таких обсуждений должны быть актуальными.
Активные методы направлены на закрепление знаний о нравственных и правовых нормах, регулирующих общественную жизнь людей, они вырабатывают способность применять эти знания в конкретной жизненной ситуации.
Третья группа форм и методов этического просвещения расчитана на самостоятельную работу подростка с книгой. Литературные герои, киногерои способны составить референтную группу, играющую, решающую роль в выборе идеалов, образцов поведения, в активизации процесса самовоспитания, что особенно важно в этом возрасте. Главная функция искусства – воспитание эмпатии, чувства сопереживания, сочувствия.
Формирование нравственного сознания, ценностно- нормативных представлений учащихся, осуществляющееся школой, ведется путем разнообразных организова-х пед.воздействий на уроках, во внеурочной и воспитательной работе.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы и деятельности детей с нарушением зрения.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Дети
с нарушениями зрения имеют
недостатки эмоционально-
Самооценка незрячих будет зависеть от того, насколько ребёнок способен проявить сострадание и сочувствие к окружающим людям. Самооценка может зависеть от того, насколько ущербным чувствует себя человек. В исследованиях отмечается, что речь должна идти не о личности в целом, а о качествах взаимоотношений с окружающими. Эти отношения всегда формируют образ «Я».
Дети
с недостатками зрения должны
оказаться в положительных
Многие
дети удовлетворяются средним
условием развития. Это связано
с тем, что у них достаточно
высокая самооценка и
Таким
образом, установление
Билет № 14
1.Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних.
Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлении его социального статуса в коллективе сверстников.
Эти функции должны выполнять социальные педагоги либо социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми и с семьями группы риска.
Большое внимание
успешно работающие социальные педагоги
оказывают оздоровлению условий
семейного воспитания, что представляет
особую трудность и требует внимательн
Наряду с оказанием
непосредственного воздействия
на личность несовершеннолетнего, весьма
важно нормализовать его
Участие психолога в превентивной практике, как правило, сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом превентивные психологи, безусловно, как и представители других психологических служб, имеют свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обусловливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.
2.Развитие речи и мышления детей с нарушение зрения.
МЫШЛЕНИЕ
Слепой,
слабовидящий ребёнок,
Тяжелее
всего приходится детям с
тотальной слепотой, поскольку в
период всего начального
В овладении операциями классификаций у детей наблюдаются трудности.
Они не
овладевают в полном объёме
понятиями «всё» и «некоторые».
РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ
Становление речи у зрячих и незрячих происходит принципиально одинаково, без каких-либо изменений. Лишь при тотальном нарушении зрения отмечается перестройка внутренних связей, которые обеспечивают овладение устной и письменной речью.
Использование взрослыми совместных действий, сопровождающихся речью, позволяет соотносить действие с его описанием.
Речь
слепого выполняет
Таким образом, с детьми, имеющими недостаток зрения, необходимо проводить коррекционные занятия, которые способны преодолеть недостатки речи.
Билет № 15
1.Ресоциализация как организованный социально - педагогический процесс.
Особо важной проблемой остается опытно-экспериментальная отработка содержания и методов ресоциализации дезадаптированных подростков в коллективах социально-педагогических досуговых центров. Проведение процесса ресоциализации, с одной стороны, требует создания педагогически организованной воспитывающей среды, в условиях которой как бы происходит естественный социально-психологический тренинг, позволяющий восстановить либо сформировать у дезадаптированных подростков навыки социально-одобряемого поведения, преодолеть различные затруднения межличностного общения, сформировать позитивные ценностные ориентации. С другой стороны, организация коллективной жизни отнюдь не исключает необходимости индивидуальной социальной и психолого-педагогической поддержки, которая должна осуществляться не только в условиях клуба. Большая помощь требуется в преодолении различных затруднений в школе, в семье, среди уличных, дворовых друзей. По сути дела, социальным педагогам досуговых центров в процессе ресоциализации приходится решать разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с самыми различными сферами жизнедеятельности подростка. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, которыми целесообразно оборудовать центры социально-педагогической ресоциализации. Немало проблем в процессе ресоциализации возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у дезадаптированного подростка в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. По сути дела, превенция отклоняющегося поведения как процесс социально-педагогической реабилитации и ресоциализации дезадаптированных подростков должна охватить все основные сферы их жизнедеятельности в семье, школе, на улице.
2.Психология детей со сложными нарушениями в развитии. Причины возникновения сложных нарушений в развитии.
Психология детей со сложными нарушениями – это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает психологические особенности детей, имещие два и более дефекта в развитии.
Объект – дети и лица, имеющие два и более дефекта в развитии.
Предмет-изучение своеобразия психологического развития лиц со сложными нарушениями и определение путей организации психолого – педагогической помощи не только детям, но и педагогам и родителям.
Задачи: -изучить особенности социально – психологической адаптации этой группы людей в обществе; - дать психологическое обоснование методам и формам обучения и воспитания детей со сложными нарушениями; - описать общие спецефические закономерности детей.
Причины нарушения детей со сложными нарушениями: 1)один дефект имеет генетическую основу, а второй имеет экзогенное происхождение; 2)оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами; 3)каждый дефект у ребенка обусловлен различными экзогенными факторами, которые не действуют друг на друга; 4)оба нарушения возникли в результате одного и того же экзогенного фактора; 5)оба нарушения представляют собой результат одного и того же наследственного синдрома (синдром Дауна).
Наиболее изучены последние 2 варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание может стать причиной множественных нарушений.
Билет № 16
1.Функциональная
несостоятельность семей
Важнейшая задача профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением. Трудные подростки по факту воспитываются в более неблагоприятных семейных условиях чем благополучные школьники.
Исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи: - социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
-медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери" антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
-социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем);