Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Экзамен по Лотышевой.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

 

2.Внимание, память мышление детей с нарушениями речи.

ВНИМАНИЕ

Характеризуется неустойчивостью. Дети показывают низкие показатели, по сравнению со здоровыми  детьми, в процессе планирования своих  действий. Произвольное внимание у детей имеет недостатки в зависимости от количества раздражителей, воздействующих на ребёнка. Детям трудно в условиях словесной инструкции выполнить то или иное действие без наглядного образца. Распределение внимания детей затруднено, поскольку детям трудно без уточняющего обращения следовать инструкциям.  У детей недоразвиты все виды контроля.

Произвольное внимание ярко проявляется в характере отвлечений. Например, у детей с речевой патологией не всегда удаётся исправлять замечания педагогов и родителей.  Как правило, низкий уровень произвольного внимания у детей приводит  к нарушениям структуры деятельности.

ПАМЯТЬ

Исследования  мнемической деятельности практически  не отличаются о  нормы. Сложности у детей возникают в запоминании геометрических фигур, а также в запоминании слуховой информации.

При исследовании слуховой памяти отмечается нарушение последовательности операций в ходе выполнения действий. Структура расстройств памяти будет зависеть от типа доменантности.  Дети с нарушением речи очень часто могут запомнить только часть предложенной инструкции, либо простую инструкцию запоминания сложной инструкции затруднено.

МЫШЛЕНИЕ  И ВООБРАЖЕНИЕ

Тесная связь  между нарушениями речи и другими  сторонами психики обуславливает  некоторые специфические особенности  их мышления.  По состоянию развития интеллекта различают детей с  недостатками речи на 3 группы:

1) дети, у которых  развитие мышления отличается  от нормы;

2) дети с нарушением  речи, у которых интеллект соответствует  норме;

3) дети с нарушением  речи, у которых развитие интеллекта  соответствует низшей границе  нормы.

Мыслительные процессы детей-логопатов влияют на недостатки в знаниях и в самоорганизации. У них возникают трудности в установлении причинно-следственных связей. Нарушение самоорганизации проявляется в двигательной  расторможенности или заторможенности. Дети часто зрительно не включаются в процесс деятельности, обучения, в восприятие информации.

У детей с  недостатками речи отстаёт наглядно-образное мышление, наблюдается несформированность образов внешнего мира. В большинстве случаев это связанно со степенью поражения дефектом. 

 

Билет № 21

1.Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся.

Целью воспитательных усилий семьи, школы, Усвоение ценностей и  норм есть результат процесса социализации, который протекает отчасти стихийно, отчасти целенаправленно в различных формах воспитания. Известны три пути "трансляции" культуры в смысле передачи социального опыта:

а) предметный способ, когда субъект непосредственно включается в систему реальных объектов и, взаимодействуя с ними, постигает их свойства и овладевает более или менее целесообразным образом действий;

б) традиционный способ, когда субъект, наблюдая действие других людей в различных ситуациях, воспринимает и усваивает соответствующие образцы поведения, которые закрепляются в его сознании в виде готовых стандартов, шаблонов;

в) сознательно рациональный путь, когда субъект черпает продукты культуры в процессе речевого общения с другими людьми из каналов массовой информации и специальных хранилищ социального опыта (книги и пр.).

Иными словами, социальные нормы, выступающие в качестве внешних  групповых регуляторов общественного  поведения человека, переводятся  во внутренний план сознания как в  процессе непосредственного активного взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением, так и путем специальных воспитательных воздействий, ставящих задачу целенаправленного формирования сознания индивида.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает так называемые базисные ценности; изначальные представления о добре и зле, о правдивости и лживости, доброте и жестокости, жадности и щедрости и т.д. Усвоение этих ценностей протекает в условиях "предметных ситуаций", в игре, в общении с детьми и взрослыми, в выполнении нехитрых обязанностей по самообслуживанию.

В этот период огромную роль для формирования нравственных базисных ценностей, этических чувств, оценок имеют сказка и сказочные герои, которые также действуют в  конкретных, понятных ребенку предметных ситуациях.

Подросток, в отличие от детей младшего школьного возраста, активно усваивает нравственные нормы и ценности в условиях группового общения. Кодекс чести подростка представлен такими благородными качествами, как смелость, честность, верность в дружбе, однако при этом он часто не распространяется за рамки группового общения. Подросток понимает, что нужно вступиться за друга, проявлять уважение к матери, быть галантным со своей девушкой" но это не мешает ему совершать безнравственные поступки по отношению к другим людям. И здесь важно преодоление группового эгоизма, формирование представлений об истинных нравственных ценностях и нормах общечеловеческой морали, предполагающих уважение личности всех людей, независимо от их групповой принадлежности к общности "мы". Подросток остро нуждается в определенных поведенческих образцах, примерах для подражания, идеалах, которые как бы направляли его напряженную внутреннюю работу по самовоспитанию, с которыми он также должен быть познакомлен воспитателями.

Нравственная воспитанность  человека заключается не только в том, насколько он осведомлен о нормах морали и права, но и в том, насколько способен оценивать свое поведение с позиции усвоенных им правил, а также поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями.

Методы  формирования ценностно-нормативных представлений:

Пассивные информационно-просветительские формы, лекции, беседы, проводимые на уроках и во внеурочное время, знакомят учащихся с основными законами общественного развития, с основными нормами морали и права. Частично такая работа проводится на уроках обществоведения, истории, права, литературы, уроках по курсу "Этика и психология семейной жизни", а также на дополнительных занятиях по внеурочной воспитательной работе.

Активные формы этического просвещения, побуждающие ребят  к размышлению, дискуссиям, спорам, проводятся в виде диспутов, обсуждений прочитанных книг, кино, литературных и театрализованных судов. Темы для таких обсуждений должны быть актуальными, живо интересующими ребят, заставляющими думать о себе, о своем месте в жизни, о своей жизненной позиции.

Третья группа форм и методов этического просвещения  рассчитана на самостоятельную работу подростка с книгой. Литературе, искусству отводится особое место в формировании нравственного сознания. Художественный образ, созданный воображением писателя, художника, актера обладает способностью интегративно воздействовать на психику человека, охватывая и эмоциональные и рациональные компоненты сознания. С помощью художественных образов решаются такие особо сложные проблемы нравственного воспитания, как формирование нравственных чувств, убеждений, этических оценок и самооценок.

 

2.Особенности  развития речи детей – логопатов.

Ответы детей  односложны и сводятся к тому, что  при ответах бедна фразовая речь, а также в речи много аграмматизмов .

Речь и общение:

- маленький словарный  запас;

- непонимание  обращённой речи;

- несвязная речь;

- возможна замкнутость  при ощущении своего дефекта;

- отсутствие  навыков общения приводит к  непониманию просьб и команд  взрослых и сверстников.

 

Билет № 22

1.Половое воспитание и психосексуальное здоровье несовершеннолетних.

Проблемы полового воспитания и психосексуалього здоровья несовершеннолетних значительно обострилась в современных  условиях, чему способствуют такие факторы, как:

1. Акселерация детей (более раннее физическое и половое созревание, которое сейчас, как известно, наступает на 1,5 - 2 года раньше, чем это было 10 - 15 лет назад, что, в свою очередь, приводит к образованию своеобразных "ножниц" между физической, половой и социальной зрелостью юношества).

2. Заметное изменение этики сексуальных отношений: нормы, регулирующие половые отношения мужчины и женщины, стали менее жесткими. Сейчас не подвергаются в такой степени, как раньше, общественному осуждению добрачные связи, внебрачное рождение ребенка, разводы, повторные браки. Это послабление общественной морали прекрасно сознается молодыми людьми, и методы полового воспитания, основанные на простых запретах, сейчас малоэффективны.

3. Эмансипация женщины. Новые общественно-экономические функции, которые выполняет современная женщина, повлекли за собой перестройку семейных отношений, формируют новые представления о мужественности и женственности, новые стили, эталоны мужского и женского поведения.

4. Социокультурный разрыв, который наметился между поколениями детей, родителей и прародителей. Неприятие и непонимание современных межполовых этических норм, нетерпимость к современным сексуальным "новшествам", которые принесло время, отдаляют молодых людей от старших членов семьи, что затрудняет вхождение молодых во взрослую жизнь и решение ими многих сложных вопросов интимной жизни,

5. Эротизирующая роль современного искусства: кино, телевидения, эстрады, которые достаточно откровенными сценами будят сексуальные инстинкты молодежи, подталкивают к преждевременной ранней половой жизни.

В сфере полового воспитания нельзя особенно уповать на массовые формы просвещения - лекции, публичные выступления врачей, психологов и т.д. Столь интимная сторона жизни человека - не предмет публичного обсуждения, это тема доверительного разговора старшего близкого человека, учителя с юношей, девушкой. И непременным условием такого разговора является нравственный авторитет наставника, его уважение к внутренней жизни подрастающего человека. И, тем более, абсолютно противопоказаны публичные разбирательства интимных сторон жизни молодых людей на различных комиссиях, педсоветах.

Сублимация пробуждающихся в подростковом и раннем возрасте половых инстинктов в различные виды интеллектуальной и физической активности - надежнейший путь снижения юношеской гиперсексуальности и повышения творческого созидательного потенциала подростка, юноши.

В школьной программе  необходим специальный курс, преследующий цель подготовки учащихся к семейной жизни, что должно сыграть свою положительную роль в вопросах полового воспитания юношества. Этим вопросам, в свою очередь, должно уделяться немалое внимание и во внеурочной воспитательной работе. Внеклассные занятия в виде диспутов, бесед" обсуждений проблем супружеской жизни, мужественности и женственности, семьи, любви, брака способствуют осознанию молодыми людьми своих будущих ответственных гражданских ролей мужа, жены, отца, матери. Одной из важных задач полового воспитания является подчинение инстинктивного полового влечения высшим духовным ценностям.

Нельзя недооценивать  и роль литературы, искусства в  воспитании культуры чувств, в половом  воспитании. Аккумулируя в себе нравственный опыт прошлых поколений, литература, искусство помогают молодым людям найти ответ на многие волнующие вопросы сложных интимных взаимоотношений людей. Кроме того, сопереживание герою художественного произведения способствует формированию необходимейшего для гармонии семейных отношений чувства эмпатии, способности понимать состояние другого и откликаться на него.

Вряд ли возможно решить проблемы полового воспитания путем  запретов или авторитарными приемами, здесь требуются формирование высокой  духовности юношества, установление доверительных  товарищеских отношений со взрослыми, приобщение молодых людей к сокровищницам мировой культуры, повышение чувства социальной ответственности и социальной зрелости.

Особенно остро этот вопрос стоит в воспитательной работе с "трудными", педагогически и  социально запущенными подростками из неблагополучных семей, родители которых подходят к решению этих сложных проблем воспитания либо антипедагогично, неправильно, либо, что еще хуже, демонстрируют детям образцы аморального поведения и распущенности. То есть, с одной стороны, "трудные" не видят перед глазами примера здоровых, построенных на взаимоуважении семейных отношений, а с другой стороны, не испытывают и облагораживающего влияния литературы, искусства" поскольку читают мало, неразборчиво.

Половое и психосоциальное  созревание - одна из наиболее уязвимых сфер социализации подростка, юноши, девушки. Тяжелейшие психологические травмы, переживаемые в этом возрасте, связанные с несчастливой первой любовью, сексуальной агрессией и насилием, ранней беременностью, абортами, тяжело впоследствии сказываются на физическом и духовном здоровье молодых людей. Осложнения в сфере интимной жизни нередко являются причинами суицидов, приобщения к наркотикам и алкоголю, развитию психосексуальных и агрессивных патологических наклонностей и влечений, служат препятствием в создании собственной прочной счастливой семьи. Поэтому осуществлять половое воспитание несовершеннолетних просто необходимо!

2.Деятельность  и эмоционально – волевая сфера  детей с нарушениями речи.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ  СФЕРА И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игровая деятельность детей своеобразна, поскольку она складывается под воздействием и направлением взрослого. Действия детей примитивны и однообразны. Изобразительная деятельность недостаточно организованна, поскольку имеет место быть недоразвитие моторики и непонимание проекции и соотношения частей тела. Специально надо уделять внимание в овладении детьми техническими приёмами.

Эффективность учебной деятельности будет зависеть от условий, в которых она проходит. Исключения вызывают задания с переключением одного вида деятельности на другой. Некоторые дети не могут проконтролировать результаты собственной деятельности. С трудом анализируют образец и сопоставляют напечатанное с текстом.  У детей низкий самоконтроль выполнения действий. В ходе подготовки к урокам дети прибегают к механическим приёмам выполнения задания. Дети не стараются осмыслить прочитанное.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"