Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Диспозиция - достаточно устойчивая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой последовательности поведенческих актов.
4 уровня диспозиции:
Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, изучавшиеся в свое время Д. Н. Узнадзе. Они формируются на основе витальных потребностей в самых простейших "предметных" ситуациях.
Второй уровень - это более сложная диспозиция, социальные фиксированные установки, которые формируются в малых группах на основе потребности в общении и выражают определенное отношение личности к социальным объектам на этом уровне.
Третий уровень
определяется такими диспозициями, в
которых фиксируется общая
Четвертый, высший
уровень диспозиций образует система
ценностных ориентации личности, выражающих
отношение личности к целям жизнедеятельности,
к средствам достижения этих целей
и определяющихся общими социальными,
экономическими, политическими и идеологическим
Каждый уровень
предложенной диспозиционной системы
регуляции социального
Общесоциальные детерминанты - те социально-экономические, идеологические, культурные, национальные условия жизни общества и отдельных общественных групп, которые как бы создают общий фон, на котором идет формирование личности, что, в конечном счете, определяет условия жизнедеятельности ближайшего окружения индивида. Изучение общесоциальных детерминант в большей степени входит в прерогативу философии, социологии, экономики.
Институты социализации определяются как конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. В качестве институтов социализации рассматриваются: семья, школьные, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. Роль разных институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова. Семья, играющая роль на ранних стадиях социализации, постепенно уступает свое место школьным, трудовым коллективам, различным неформальным группам, В более позднем возрасте, в послетрудовой стадии, семья снова выходит на первое место по степени своей значимости для индивида.
Таким образом, общесоциальные детерминанты и институты социализации являются как бы носителями внешней системы многообразных социальных норм, идеологических, политических, этических, правовых и общественных, коллективных, групповых ценностно-нормативных предписаний, выполняющих функции внешних регуляторов поведения индивида, которые в процессе социализации должны быть переведены в систему внутренней регуляции.
Агенты социализации - это социально-психологические воздействия по целенаправленному формированию личности, оказываемые обществом на макроуровне, через средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу, различные виды идеологического воздействия. Роль агентов особенно велика в формировании ценностно-нормативных представлений, убеждений, ценностных ориентации и социальных установок личности. Однако способы и виды социально-психологического воздействия на личность этим далеко не исчерпываются.
Социально-психологические
К неосознаваемым механизмам, которые, прежде всего, проявляют себя в раннем детстве, в дошкольном периоде, можно отнести внушение, психологическое заражение, подражание" идентификацию.
Заражение определяется в психологии как бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не осознанным принятием какой-либо информации или образцов поведения" а путем передачи определенного эмоционального состояния.
Внушение представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного" неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.
Подражание - такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Идентификация рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица [11, с. 160 - 162].
Следует отметить,
что все эти социально-
Роль ведущей деятельности в усвоении индивидом социального опыта весьма полифункциональна. Она служит основой для развития высших психических функций человека, для усвоения необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний и навыков, а также определяет, опосредствует характер взаимоотношений индивида со своим окружением и, прежде всего, с тем, которое выступает в качестве ведущего института социализации на данном этапе.
2.Особенности развития внимания, памяти у детей с нарушением слуха.
ВНИМАНИЕ
В дошкольном
возрасте у детей с нарушением
слуха ведущим является
В школьном возрасте внимание становится сознательным и контролируемым, вырабатываются устойчивость, распределение, переключение внимания.
Продуктивность
внимания зависти от
СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ
В развитии данного
вида памяти у детей с
Билет № 6
1.Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.
Процесс социализации – процеес, который характеризуется вхождением личности в соц действительность.
Человек живет в условиях постоянно меняющегося соц окружения и испытывает на себе новые влияния из этого окружения. Все это приводит к тому, что индивид в течение жизни усваивает новый соц опыт, а также одновременно воспроизводит те или соц отношения, которые влияют на его кружение.
Процесс социализации – непрерывный процесс, который длится в течение всей жизни.
Процесс социализации реализуется в ходе трудовой или творческой деят-ти.
В зависимости от отношения к трудовой деят-ти выделяют следующие стадии социализации:
1. дотрудовая – формируется самосознание, ценностные ориентации и соц установки личности:
- ранняя социализация (0-поступление в школу);
- стадия обучения.
2. трудовая.
3. послетрудовая.
В дотрудовой стадии выделяют 3 периода:
1. первичная социализация ребенка.
2. маргинальная или переходная социализация подростка.
3. устойчивая
или концептуальная
Следует отметить,
что периоды социализации не всегда
совпадают с возрастными
В настоящее время необходимо определить личностные границы соц зрелости, т.к. принято различать психологическую и физ зрелость. Социализацию необходимо начинать с определения критериев и признаков соц развития личности.
В дошкольном возрасте социализация зависит от семьи. В период учебы число социализированных институтов расширяется, а в период трудовой деят-ти выступает на первое место трудовой коллектив. В послетрудовой деят-ти социализация зависит опять от семьи.
Все возрастные новообразования будут зависеть от:
- личностные новообразования;
- ведущая деят-ть;
- соц ситуация ребенка.
По мере роста и развития сознания ребенка наблюдается повышение избирательности к окруж среде, дети выбирают те группы, которые имеют большой престиж и авторитет.
Таким образом, по функциональному критерию можно выделить такие признаки, позволяющие наметить возрастные различия в процессе социализации, как доминирующие, играющие ведущую роль на данном возрастном этапе институты, механизмы и способы социализации.
Психологи выделяют следующие критерии уровня соц развития:
- степень включенности ребенка или индивида в трудовую деят-ть;
- наличие институтов
социализации для детей и
- способы реализации опосредованной деят-ти;
- уровень развития самосознания личности.
Микрофазы личности:
1. детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;
2. отрочество - индивидуализация,
выражающаяся в потребности
3. юность - интеграция,
процесс, когда складываются
В периодизации псих развития старший подростковый (14- 15 лет) и ранний юношеский (16- 17 лет) возраст относят к разным возрастным периодам, однако в периодизации соц развития оба эти периода обозначены как маргинальный переходный период социализации, что вполне объяснимо сходством тех процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в переходный период на рубеже подросткового и юношеского возраста (совпадение механизмов, институтов, способов социализации, степени включенности в систему общественных отношений и т.д.).
2.Развитие ощущений, восприятий, речи у детей с нарушением слуха.
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Важнейшими свойствами
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Зрительному
восприятию формы предметов
Зрительное
восприятие – это главный источ
У детей
с нарушениями слуха
КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Кожные
ощущения возникают при
РЕЧЬ
Дети
с нарушением слуха могут
При грамматическом
оформлении речи они допускают
ошибки. Характер ошибок различен
на разных стадиях овладения
речью. На ранних этапах
Важной
особенностью психического
Билет № 7
1.Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния.
Социализация индивида" усвоение им социального опыта проходит по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения" по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.
Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.