Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Экзамен по Лотышевой.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

Диспозиция - достаточно устойчивая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой последовательности поведенческих актов. 

4 уровня диспозиции:

Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, изучавшиеся в свое время Д. Н. Узнадзе. Они формируются на основе витальных потребностей в самых простейших "предметных" ситуациях.

Второй уровень - это более сложная диспозиция, социальные фиксированные установки, которые формируются в малых группах на основе потребности в общении и выражают определенное отношение личности к социальным объектам на этом уровне.

Третий уровень  определяется такими диспозициями, в  которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности (конкретная работа, область досуга, интересов). Это так называемые базовые социальные установки, проявляющиеся в определенной деятельности человека и выражающие свое отношение к этой деятельности.

Четвертый, высший уровень диспозиций образует система  ценностных ориентации личности, выражающих отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам достижения этих целей  и определяющихся общими социальными, экономическими, политическими и идеологическими условиями существования общества.

Каждый уровень  предложенной диспозиционной системы  регуляции социального поведения  личности включает, кроме того, эмоциональный (аффективный), рациональный (когнитивный) и поведенческий компоненты. Чем  выше уровень диспозиции, тем больший вес приобретает когнитивный компонент и в меньшей степени проявляется эмоциональный.

Общесоциальные детерминанты - те социально-экономические, идеологические, культурные, национальные условия жизни общества и отдельных общественных групп, которые как бы создают общий фон, на котором идет формирование личности, что, в конечном счете, определяет условия жизнедеятельности ближайшего окружения индивида. Изучение общесоциальных детерминант в большей степени входит в прерогативу философии, социологии, экономики.

Институты социализации определяются как конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. В качестве институтов социализации рассматриваются: семья, школьные, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. Роль разных институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова. Семья, играющая роль на ранних стадиях социализации, постепенно уступает свое место школьным, трудовым коллективам, различным неформальным группам, В более позднем возрасте, в послетрудовой стадии, семья снова выходит на первое место по степени своей значимости для индивида.

Таким образом, общесоциальные детерминанты и институты  социализации являются как бы носителями внешней системы многообразных социальных норм, идеологических, политических, этических, правовых и общественных, коллективных, групповых ценностно-нормативных предписаний, выполняющих функции внешних регуляторов поведения индивида, которые в процессе социализации должны быть переведены в систему внутренней регуляции.

Агенты социализации - это социально-психологические воздействия по целенаправленному формированию личности, оказываемые обществом на макроуровне, через средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу, различные виды идеологического воздействия. Роль агентов особенно велика в формировании ценностно-нормативных представлений, убеждений, ценностных ориентации и социальных установок личности. Однако способы и виды социально-психологического воздействия на личность этим далеко не исчерпываются.

Социально-психологические механизмы  социализации играют роль "переходного моста" между внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, ролевыми предписаниями, санкциями поощрения и наказания, одобрением и осуждением и внутренними регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями готовности к определенным поведенческим реакциям.

К неосознаваемым механизмам, которые, прежде всего, проявляют себя в раннем детстве, в дошкольном периоде, можно отнести внушение, психологическое заражение, подражание" идентификацию.

Заражение определяется в психологии как бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не осознанным принятием какой-либо информации или образцов поведения" а путем передачи определенного эмоционального состояния.

Внушение представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного" неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Подражание - такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Идентификация рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица [11, с. 160 - 162].

Следует отметить, что все эти социально-психологические  механизмы лишь в относительной  степени можно отнести к неосознаваемым, поскольку осознание этих способов воздействия взрослым человеком в той или иной мере все-таки происходит, В чистом виде неосознаваемые механизмы могут быть представлены лишь у детей, когда рациональный компонент, сознание, самосознание еще не сформированы, и в силу этого ребенок не способен осознать и выработать оценочное отношение к групповым нормам и предписаниям, а также к тем видам социально-психологических воздействий, которые он испытывает со стороны ближайшего окружения.

Роль  ведущей деятельности в усвоении индивидом социального опыта весьма полифункциональна. Она служит основой для развития высших психических функций человека, для усвоения необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний и навыков, а также определяет, опосредствует характер взаимоотношений индивида со своим окружением и, прежде всего, с тем, которое выступает в качестве ведущего института социализации на данном этапе.

 

2.Особенности  развития внимания, памяти у детей  с нарушением слуха.

ВНИМАНИЕ

   В дошкольном  возрасте у детей с нарушением  слуха ведущим является непроизвольное  внимание. Оно вызывается интересными,  новыми и необычными для ребёнка  предметами и явлениями.

   В школьном  возрасте внимание становится  сознательным и контролируемым, вырабатываются устойчивость, распределение, переключение внимания.

   Продуктивность  внимания зависти от изобразительных  качеств воспринимаемого материала,  наглядности разной степени абстракции.

СЛОВЕСНАЯ ПАМЯТЬ

   В развитии данного  вида памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности. Часто глухие дети воспроизводят предложение частично, пропуская слова, что нарушает его смысл. Глухие школьники не могут передать содержание текста своими словами и стремятся к дословному его воспроизведению.

 

Билет № 6

1.Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.

Процесс социализации – процеес, который характеризуется вхождением личности в соц действительность.

Человек живет  в условиях постоянно меняющегося соц окружения и испытывает на себе новые влияния из этого окружения. Все это приводит к тому, что индивид в течение жизни усваивает новый соц опыт, а также одновременно воспроизводит те или соц отношения, которые влияют на его кружение.

Процесс социализации – непрерывный процесс, который длится в течение всей жизни.

Процесс социализации реализуется в ходе трудовой или  творческой деят-ти.

В зависимости  от отношения к трудовой деят-ти выделяют следующие стадии социализации:

1. дотрудовая  – формируется самосознание, ценностные ориентации и соц установки личности:

- ранняя социализация (0-поступление в школу);

- стадия обучения.

2. трудовая.

3. послетрудовая.

В дотрудовой стадии выделяют 3 периода:

1. первичная  социализация ребенка.

2. маргинальная или переходная социализация подростка.

3. устойчивая  или концептуальная социализация  юности.

Следует отметить, что периоды социализации не всегда совпадают с возрастными периодами  ребенка.

В настоящее  время необходимо определить личностные границы соц зрелости, т.к. принято различать психологическую и физ зрелость. Социализацию необходимо начинать с определения критериев и признаков соц развития личности.

В дошкольном возрасте социализация зависит от семьи. В  период учебы число социализированных  институтов расширяется, а в период трудовой деят-ти  выступает на первое место трудовой коллектив. В послетрудовой деят-ти социализация зависит опять от семьи.

Все возрастные новообразования будут  зависеть от:

- личностные  новообразования;

- ведущая деят-ть;

- соц ситуация ребенка.

По мере роста  и развития сознания ребенка наблюдается  повышение избирательности к  окруж среде, дети выбирают те группы, которые имеют большой престиж  и авторитет.

Таким образом, по функциональному  критерию можно выделить такие признаки, позволяющие наметить возрастные различия в процессе социализации, как доминирующие, играющие ведущую роль на данном возрастном этапе институты, механизмы и способы социализации.

Психологи выделяют следующие критерии уровня соц развития:

- степень включенности ребенка или индивида в трудовую деят-ть;

- наличие институтов  социализации для детей и подростков;

- способы реализации  опосредованной деят-ти;

- уровень развития  самосознания личности.

Микрофазы личности:

1. детство - адаптация  индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;

2. отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида  в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";

3. юность - интеграция, процесс, когда складываются черты  и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития.

В периодизации псих развития старший подростковый (14- 15 лет) и  ранний юношеский (16- 17 лет) возраст  относят к разным возрастным периодам, однако в периодизации соц развития оба эти периода обозначены как маргинальный переходный период социализации, что вполне объяснимо сходством тех процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в переходный период на рубеже подросткового и юношеского возраста (совпадение механизмов, институтов, способов социализации, степени включенности в систему общественных отношений и т.д.).

 

2.Развитие  ощущений, восприятий, речи  у детей  с нарушением слуха.

ОЩУЩЕНИЕ  И ВОСПРИЯТИЕ

      Важнейшими свойствами восприятия  являются активность, историчность, т. е. обусловленность прошлым опытом, предметность, которая реализуется через целостность, константность и осмысленность.

ЗРИТЕЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ

   Зрительному  восприятию формы предметов способствует  практическая предметно-манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями. Особенности становления осмысленного восприятия отчётливо проявляются при анализе восприятия изображений картин.

   Зрительное  восприятие – это главный источник представлений об окружающем мире.

   У детей  с нарушениями слуха компенсация  может совершаться за счёт  увеличения роли зрительного,  тактильного, рационального и  двигательного восприятий. Развитие  познавательной регуляции движений  задерживается.

КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

   Кожные  ощущения возникают при непосредственном  контакте предмета с кожей.  Для компенсации нарушений слуха  наибольшее значение имеют вибрационные  ощущения. Вибрационные ощущения  дают возможность судить о  явлениях, удалённых от человека. Для того, чтобы человек мог использовать вибрационную чувствительность как средство познания, требуется специальная работа. Эти ощущения приобретают предметно-познавательное значение для ребёнка, когда взрослый обращает его внимание на вибрирующие предметы, показывает разницу с невибрирующими.

РЕЧЬ

   Дети  с нарушением слуха могут овладеть  словесной речью только обходными  путями, в условиях специального  обучения. Опираются на зрительное  восприятие, подкреплённое речевыми  двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи.

   При грамматическом  оформлении речи они допускают  ошибки. Характер ошибок различен  на разных стадиях овладения  речью. На ранних этапах усвоения  словесной речи дети часто  не различают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно используют суффиксы и окончания. Затем количество таких грубых ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с различением более тонких признаков системы языка(различение категорий рода, числа). К старшему школьному возрасту у глухих детей сохраняются ошибки, связанные с усвоением законов сочетания слов.

   Важной  особенностью психического развития  глухих детей является то, что  они почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи – словесной, дактильной  и жестовой.

 

Билет № 7

1.Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Социализация индивида" усвоение им социального опыта проходит по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения" по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.

Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут  возникнуть различные нарушения  процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"