Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
-асфиксия
-неквалифицированность медперсонала
-использование средств родовспомогания
-применение медицинских препаратов
3.Послеродовая:
-инфекционные заболевания
-частые простудные или соматические заболевания
-интоксикация или отравление
-психические или физические травмы
-ушибы, сотрясения головы
-менингит
-инцефалит
В настоящий момент существуют различные критерии нормы:
I. Норма может быть возрастной особенностью, а может являться в определённый период развития патологией.
Различают:
1.Предметная норма – знания, умения и действия, которые необходимы ученику для овладения предметом.
2.Социально-возрастная норма – показатель интеллектуального и социального развития дошкольника и школьника.
3.Индивидуальня норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития.
4.Психологическая норма – проявляется в умении решить задачи окружающей действительности.
II.На понятия «норма», «патология» влияют кризисные периоды развития. Каждый кризисный период характеризуется следующими новообразованиями:
- при переходе на новый
этап развития у ребёнка
- формируются устойчивые познавательные потребности и возникает новое отношение к действительности;
-формируется адекватная самооценка, развивается критичность к себе и к окружающим;
- дети приобретают навыки в установлении контактов со сверстниками и приобретают навыки улаживания конфликтов с окружающими;
-дети приобретают навыки учебной деятельности;
-каждый ребёнок раскрывает свои индивидуальные возможности и способности.
Билет № 3
1. Общая характеристика отклоняющегося
поведения несовершеннолетних.
Отклоняющееся поведение
– поведение, которое противоречит
нормам и правилам поведения в оществе.
Основная задача ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних – предупреждение и коррекция соц отклонений и соц адаптация подростков.
Все отклонения могут носить противоправный и преступный характер, если они связаны с желанием получить наживу, мат и денежную выгоду. О подростках, которые совершают эти поступки говорят как о правонарушителях или лицах с аморальным поведением.
Соц отклонения могут носить агрессивную направленность, которая проявляется в действиях против личности (побои, изнасилование, унижение, оскорбление).
Среди асоциальных проявлений выделяют докриминогенный и криминогенный уровень.
Докриминогенный уровень – когда несовершеннолетний еще не совершил преступление, но готов совершить его. Это может проявляться в оскорблениях, унижениях, употреблениях алкоголя.
В большинстве случаев асоциальные проявления несовершеннолетних могут проявляться в отклонении от учебы, краже, хулиганстве, бродяжничестве, побегов из дома, употреблении алкоголя.
Во многих случаях возраст детей, нарушающих асоциальные поступки – 14-18 лет.
К соц отклонениям корыстной направленности относятся правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить мат денежную имущественную выгоду (хищение, кража, спикуляция). Среди несовершеннолетних такие отклонения могут проявляться в виде уголовно-наказуемых действий, проступков и аморального поведения.
Отклонения социально пассивного типа в уходе от активной общ жизни в уклонении от соц проблем и соц функций (от учебы, работы, выполнения родит обязанностей, наркомания).
Таким образом, асоц поведение по содержанию и направленности может проявляться в различных соц отклонениях: от нарушений норм морали до тяжких преступлений. Асоц поведение может быть выражено не только во внешней поведенческой стороне, но и может привести к деформации личности.
2. Общая характеристика аномальных детей. Виды отклоняющегося развития.
Впервые термин «дизонтогенез» был введен в 1927 году немецким ученым и обозначал нарушение нормального типа развития.
В настоящее время этот термин переквалифицировался на понятие «аномальное развитие».
На возникновение дезонтогений (отклонений) влияют следующие факторы:
- время и длительность
воздействия повреждающих
- учитывание причин, которые вызвали нарушение в развитии;
- распространенность болезненного процесса, а именно локальность и системность;
- степень нарушения межфункциональных связей.
В ходе индивид развития ребенка происходит конфликт между его незрелостью и его темпом роста. Наиболее уязвимым периодом развития ребенка является возраст до трех лет (период первичной зрелости организма до трех лет и кризис трех лет).
Второй период – период пубертата (полового созревания).
В период дошкольного возраста детский организм представляет собой систему, в которой происходят изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Каждый возраст накладывает свой отпечаток на нервно-псих развитие ребенка, т.е. можно говорить об уровнях нервно-псих реагирования на различные патогенные воздействия:
1. соматовегетативный (0-3 года) – на воздействие патогенных факторов организм реагирует соматическими заболеваниями;
2. психосоматорный
уровень (4-7 лет) - на воздействие
патогенных факторов организм
реагирует возбуждением, возможно
возникновение страхов,
3. аффективный (7-12 лет) - на воздействие патогенных факторов организм реагирует агрессивностью.
4. эмоционально-эдиаторный
(12-16 лет) – возможно возникновение
патологического
Виды отклоняющегося развития. Были предложены Выготским:
1. ретартация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон псих развития;
2. дисфункция
созревания (нарушение связано с
незрелостью ЦНС и
3. поврежденное
развитие – наблюдается
4. асинхрания – наблюдается диспропорциональное псих развитие, при котором одни функции развиваются чересчур быстро, а другие замедленно.
Виды отклоняющегося развития по Лебединскому:
1. по типу
ретардации – умственная
2. по типу повреждения – повреждения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи;
3. асинхронии – РДА, психопатии.
Билет № 4
1. Междисциплинарный подход в исследовании социализации.
Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов.
Первоначально эта проблема начала разрабатываться философами, социологами в русле критического анализа зарубежных концепций социализации.
В это же время проблема социализации нашла свое отражение в работах ведущих советских психологов, и, прежде всего, - социальных психологов.
Несколько позднее наметился интерес к проблеме социализации в педагогике. Особенно плодотворно началась разработка этой проблемы в русле так называемой социальной педагогики, призванной управлять различными социальными воздействиями на личность.
Тот интерес, который вызывает процесс социализации у представителей разных наук, и то, что социализация становится объектом рассмотрения не только социальной психологии, но и возрастной и педагогической психологии" а также педагогики, вызывает необходимость уточнения этого понятия и разграничения его с другими родственными понятиями и, прежде всего, с "воспитанием" и "развитием" личности.
Первые редакции понятия "социализация" указывали, прежде всего, на тот факт, что это - процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду.
Значительно позднее в определение понятия "социализация" были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Итак, социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.
Сложность и многофакторная детерминация процесса социализации обусловливает тот факт, что социализация является объектом исследования многих смежных дисциплин. Так, в социологии исследуется влияние на социализацию индивида макро- и микросреды, социально-экономических, социокультурных, региональных, национальных и других социальных условий. Для педагогики и социальной педагогики важно выявить наиболее эффективные формы и методы целенаправленного формирования личности, создания воспитывающей среды, в которой наиболее благоприятно осуществляется социальное развитие индивида. Педагогическая психология призвана раскрывать психологические закономерности этой целенаправленной педагогической деятельности. Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением, должна ответить на вопросы, как в процессе этого взаимодействия происходит усвоение социального опыта, интериоризация, перевод внешних групповых норм и социальных ценностей в систему внутренней регуляции и что представляет из себя эта система. Задачи превентивной психологии - опираясь на междисциплинарный анализ процесса социализации, показать, в чем, как и в какие возрастные периоды возникает наибольшая вероятность деформации и нарушения социального развития.
Учитывая, что социализация является объектом пристального внимания многих отраслей знания, важным условием ее успешного междисциплинарного исследования является формулирование некоторых общих методологических принципов, с позиции которых рассматривается данное явление в различных научных дисциплинах.
Принцип социальной детерминации, объясняющий тот факт, что хотя социализация протекает непосредственно под воздействием ближайшего окружения индивида, в первую очередь, этот процесс детерминирован социальными условиями существования общества, которые обусловливают как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом по формированию своих членов.
Принцип самодетерминации, заключающийся в том, что индивид в процессе социализации рассматривается не в качестве некоего пассивного звена, позволяющего окружающей среде "лепить" личность по заданным эталонам, штампам, а напротив, социализация предполагает активную целенаправленную деятельность человека по преобразованию материальных и социальных условий своими идеалами и убеждениями.
Принцип деятельностного
Принцип системного рассмотрения природных и социальных факторов, обусловливающих социальное развитие индивида, в основе которого лежит монистическое понимание природы человека" преодоление дуалистического альтернативного подхода к соотношению биологического и социального в личности.
2.Сурдопсихология.
Причины нарушений слуха.
СУРДОПСИХОЛОГИЯ – это отрасль специальной психологии, которая изучает особенности познавательной сферы детей с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ – лицо, имеющее нарушение слуха.
ПРЕДМЕТ – формы и методы по развитию познавательных процессов.
ЗАДАЧИ:
- изучить закономерности развития личности;
- изучить особенности психического развития детей с нарушением слуха в обществе;
- разработать методы диагностики и коррекции нарушений психического развития детей с недостатками слуха.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА:
- глухие
- слабослышащие
- позднооглохшие
ПРИЧИНЫ:
- заболевания детей (менингит, корь, энцефалит, скарлатина, отит и др.);
- в результате
врождённой деформации
- в результате наследственных заболеваний.
Билет № 5
1.Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации.
Социализация, усвоение социального опыта заключается не только в том, чтобы дать индивиду представление о социальных нормах, санкциях и ролевых предписаниях, но и перевести их во внутренний план, превратить во внутренние поведенческие регуляторы.
Две стороны процесса социализации: содержательная и функциональная. При этом содержательная сторона заключается в определении того, что, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации, а функциональная сторона - как, под влиянием каких механизмов происходит это формирование.
Социализация охватывает одновременно такие важнейшие сферы жизнедеятельности человека, как "организм и среда", "человек и профессия", "человек и общество", "человек и самосознание". То есть, содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему трудовых производственных общественных отношений, а также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые особенности личности.