Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Файлы: 1 файл

Экзамен по Лотышевой.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

   На протяжении  дошкольного возраста у глухих  детей совершается переход от  примитивных способов ориентировки  ко все более сложным.  Дети  с нарушением слуха не осознают  необходимости использования орудия в новой ситуации. Они пытаются достичь цели непосредственно, прибегая к неадекватным пробам и не обращая внимания на предметы, которые можно использовать в качестве орудия.

   Сюжетно-ролевая  игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте, где у них развивается целый ряд способностей. Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов. Слово для ребёнка ещё не диктует способа действия с предметом. Формально принимая новое название предмета, глухие дети действуют, сообразуясь с его непосредственно воспринимаемыми особенностями.

 

Билет № 10

1.Проблема неосознаваемой регуляции преступного повеления в превентивной теории и практике.

Чрезвычайно важным для  превентивной практики является установление того факта, что механизмы неосознаваемой регуляции формируются и закрепляются уже в раннем детстве, при этом важную роль на их формирование оказывает  семья, личный пример родителей, образцы их поведения, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпатии, а также внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями.

То, что неосознаваемые поведенческие регуляторы имеют  раннее онтогенетическое происхождение, заставляет особое внимание уделять  вопросам семейного воспитания детей  дошкольного возраста" вводить  своего рода психолого-педагогический ликбез для родителей с разъяснением той роли для детей, которую играют внушающие воздействия" атмосфера, характеризующая эмоциональный климат семьи, взаимоотношения детей и родителей, личное поведение родителей.

Проблемам семейного  воспитания детей младшего дошкольного возраста, в котором закладывается неосознаваемая система регуляции, проявляющаяся затем в установках, привычках, в различных эмоциональных состояниях, таких, как повышенная тревожность, напряженность и т.д., что может затруднить нормальное общение, коммуникацию как подростка, так и взрослого.

Особое внимание в  превентивной практике должно быть уделено  семьям, где с раннего возраста дети являются свидетелями недостойного поведения родителей, сцен насилия, пьяных дебошей, драк, жестокости.

Вместе с тем, организация превентивной практики по предупреждению преступлений с неосознаваемой мотивацией носит ряд специфических особенностей:

-Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов и, в первую очередь, сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможной их перестройку методами традиционной педагогики, требует применения суггестивных методов - внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффективно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного поведения и формировать новые.

-Применение суггестивных методов в перестройке неосознаваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением.

- Учитывая, что сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается, прежде всего, в семье, семья уже на самых ранних стадиях развития ребенка должна стать объектом заботы органов ранней профилактики. В поле действия воспитательно-профилактических мер должны попасть те факторы семейного общения и воспитания, которые причастны к формированию неосознаваемых поведенческих регуляторов (характер эмоциональных отношений, система внушающих воздействий, оказываемых родителями, система поощрения и наказания, личный пример родительского поведения и т.д.).

 

2.Тифлопсихология.  Причины нарушений зрения. Классификация  нарушений зрительной  функции  у детей.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ – отрасль специальной психологии, которая изучает особенности и закономерности развития лиц с нарушением зрения.

ОБЪЕКТ  – ребёнок или подросток.

ПРЕДМЕТ – особенности развития и методы познавательных функций детей с нарушением зрения.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить общие и специфические закономерности психического развития детей с глубокими нарушениями зрения.

2. Изучить степень зависимости психического развития от степени поражения зрительной функции.

3. Выявить потенциальные возможности детей в ходе обучения и воспитания и преодоления дефекта.

4. Разработать социально-психологические основы интеграции лиц с нарушением зрения в в обществе.

ПРИЧИНЫ:

СЛЕПЫЕ – дети, которые имеют остаточное зрение 0, 04 на лучшем из видящих глазе при использовании очков, или полностью слепые.

СЛАБОВИДЯЩИЕ – дети, которые имеют остроту зрения 0, 05 – 0, 2.

ДЕТИ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ.

АМБЛИОПИЯ – ослабление зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора.

КОСОГЛАЗИЕ  – любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз.

Всех  детей с дефектами зрения можно  разделить на:

- слепорождённых

- ослепших

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ:

- нарушение обмена веществ

- анемия беременности

- токсикоз

- несовместимость резус-фактора

- отравления мамы (интоксикация)

- вирусные инфекционные  заболевания матери.

 

Билет № 11

1.Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.

В зависимости  от природы, характера и степени  дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.

Патогенная  дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга и т.д).

Выделяют также  так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей (у них отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям).

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.

Формы: - к устойчивым формам дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления; - к временным неустойчивым формам можно отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития подростка.

Временную психосоциальную  дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами.

Социальная  дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Следует отметить" что социальная дезадаптация - процесс обратимый. И в задачи превентивных служб входит не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса.

 

2.Особенности  развития внимания, памяти у детей  с нарушением зрения.

ВНИМАНИЕ

Практически все  качества внимания оказываются под  влиянием нарушения зрения, но всё  равно способны к высокому развитию.

Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.

ПАМЯТЬ

Процесс заучивания как бессмысленных слогов, так  слов и стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих.

Слепым свойственен больший объём памяти, чем зрячим.

При нарушении  зрения происходит изменение темпа  образования временных связей, что  отражается на увеличении времени, требующегося для закрепления связей и количества подкреплений.

Образование у  слепых точных простых движений требует 6-8 повторений, что значительно больше, чем у зрячих сверстников.

Характерно недостаточное  осмысление запоминаемого наглядного материала.

Слабая сохранность  зрительных мнемических образов.

Кратковременный и долговременный объём осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников оказывается высоким.

Образы памяти при отсутствии подкрепления имеют  тенденцию к угасанию.

 

Билет № 12

1.Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

На наш взгляд, при  выборе диагностически значимых признаков  социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо исходить из анализа общего уровня социального развития подростка  и при этом руководствоваться  следующими принципами: -принцип доступности для наблюдения, осуществляемого в процессе воспитательно-профилактической работы, поскольку этот метод является основным при изучении личности трудновоспитуемого учащегося теми лицами, которые непосредственно работают с ним;

- эти признаки должны быть ориентированы не на одноразовые, одномоментные срезы, выявляющие сиюминутные личностные проявления, а на длительное лонгитюдное изучение;

- учитывая, что процесс  формирования личности, процесс  се социального развития, социализации  обусловливается самыми разнообразными факторами, необходимо, чтобы диагностически значимые критерии и признаки отражали не только особенности поведения учащихся в условиях школьного учебно-воспитательного процесса, но и распространялись и на другие каналы и институты социализации;

-диагностически значимые  показатели должны отражать как  функциональную, так и содержательную  сторону процесса социализации, процесса усвоения несовершеннолетними  социального опыта, ценностно-нормативных  представлений, знаний, навыков;

- при оценке содержания усваиваемого опыта важно выявить, как происходит формирование личности в таких основных сферах социализации(«человек и профессия», «человек и общество») а также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые и поведенческие характеристики и проявления.

Следовательно были выделены следующие эмпирические признаки, позволившие путем экспертного оценивания выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков:

- Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений

- Степень сознательности  и дисциплинированности по отношению  к учебной деятельности

- Уровень развития  полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических,  творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов

- Адекватное отношение  к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми

- Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными  интересами" уважать нормы коллективной  жизни

- Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников

- Самокритичность, наличие  навыков самоанализа

- Внимательное, чуткое  отношение к окружающим, способность  к сопереживанию, эмпатия

- Волевые качества. Невосприимчивость  к дурному влиянию. Способность  самостоятельно принимать решения  и преодолевать трудности при  их выполнении

- Внешняя культура  поведения (подтянутый внешний  вид, аккуратность, культура речи, вежливость)

- Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

 

2.Развитие  ощущений, восприятий, речи  у детей  с нарушением зрения.

ОЩУЩЕНИЕ  И ВОСПРИЯТИЕ

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА – это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире.

   Процесс  формирования образов внешнего  мира при нарушении зрения  находится в прямой зависимости  от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

   Примерно 90% информации человек получает  через зрение.

   Нарушение  деятельности зрительного анализатора  приводит к образованию новых  внутри- и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений  внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы.

   У слепых, имеющих остаточное зрение, и  слабовидящих зрительное восприятие  совершенствуется с помощью дополнительных  незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полного ценного образа.

   При остаточном  зрении и слабовидении. Когда  зрительные стимулы неточно отражаются  нарушенной зрительной системой, ослабляется интерес к окружающему,  снижается общая активность и, как результат,

Избирательность восприятия.

    ПРЕДМЕТНОСТЬ – основной результат процесса восприятия, её уровень определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"