Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
На протяжении
дошкольного возраста у глухих
детей совершается переход от
примитивных способов
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте, где у них развивается целый ряд способностей. Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов. Слово для ребёнка ещё не диктует способа действия с предметом. Формально принимая новое название предмета, глухие дети действуют, сообразуясь с его непосредственно воспринимаемыми особенностями.
Билет № 10
1.Проблема неосознаваемой регуляции преступного повеления в превентивной теории и практике.
Чрезвычайно важным для
превентивной практики является установление
того факта, что механизмы неосознаваемой
регуляции формируются и
То, что неосознаваемые поведенческие регуляторы имеют раннее онтогенетическое происхождение, заставляет особое внимание уделять вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста" вводить своего рода психолого-педагогический ликбез для родителей с разъяснением той роли для детей, которую играют внушающие воздействия" атмосфера, характеризующая эмоциональный климат семьи, взаимоотношения детей и родителей, личное поведение родителей.
Проблемам семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста, в котором закладывается неосознаваемая система регуляции, проявляющаяся затем в установках, привычках, в различных эмоциональных состояниях, таких, как повышенная тревожность, напряженность и т.д., что может затруднить нормальное общение, коммуникацию как подростка, так и взрослого.
Особое внимание в превентивной практике должно быть уделено семьям, где с раннего возраста дети являются свидетелями недостойного поведения родителей, сцен насилия, пьяных дебошей, драк, жестокости.
Вместе с тем, организация превентивной практики по предупреждению преступлений с неосознаваемой мотивацией носит ряд специфических особенностей:
-Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов и, в первую очередь, сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможной их перестройку методами традиционной педагогики, требует применения суггестивных методов - внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффективно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного поведения и формировать новые.
-Применение суггестивных методов в перестройке неосознаваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением.
- Учитывая, что сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается, прежде всего, в семье, семья уже на самых ранних стадиях развития ребенка должна стать объектом заботы органов ранней профилактики. В поле действия воспитательно-профилактических мер должны попасть те факторы семейного общения и воспитания, которые причастны к формированию неосознаваемых поведенческих регуляторов (характер эмоциональных отношений, система внушающих воздействий, оказываемых родителями, система поощрения и наказания, личный пример родительского поведения и т.д.).
2.Тифлопсихология. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.
ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ – отрасль специальной психологии, которая изучает особенности и закономерности развития лиц с нарушением зрения.
ОБЪЕКТ – ребёнок или подросток.
ПРЕДМЕТ – особенности развития и методы познавательных функций детей с нарушением зрения.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить общие и специфические закономерности психического развития детей с глубокими нарушениями зрения.
2. Изучить степень зависимости психического развития от степени поражения зрительной функции.
3. Выявить потенциальные возможности детей в ходе обучения и воспитания и преодоления дефекта.
4. Разработать социально-психологические основы интеграции лиц с нарушением зрения в в обществе.
ПРИЧИНЫ:
СЛЕПЫЕ – дети, которые имеют остаточное зрение 0, 04 на лучшем из видящих глазе при использовании очков, или полностью слепые.
СЛАБОВИДЯЩИЕ – дети, которые имеют остроту зрения 0, 05 – 0, 2.
ДЕТИ С КОСОГЛАЗИЕМ И
АМБЛИОПИЯ – ослабление зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора.
КОСОГЛАЗИЕ – любое аномальное нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз.
Всех детей с дефектами зрения можно разделить на:
- слепорождённых
- ослепших
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ:
- нарушение обмена веществ
- анемия беременности
- токсикоз
- несовместимость резус-фактора
- отравления мамы (интоксикация)
- вирусные инфекционные заболевания матери.
Билет № 11
1.Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга и т.д).
Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.
Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей (у них отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям).
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.
Формы: - к устойчивым формам дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления; - к временным неустойчивым формам можно отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития подростка.
Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Следует отметить" что социальная дезадаптация - процесс обратимый. И в задачи превентивных служб входит не только предупреждение отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.
Ресоциализация - организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса.
2.Особенности развития внимания, памяти у детей с нарушением зрения.
ВНИМАНИЕ
Практически все качества внимания оказываются под влиянием нарушения зрения, но всё равно способны к высокому развитию.
Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
ПАМЯТЬ
Процесс заучивания как бессмысленных слогов, так слов и стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих.
Слепым свойственен больший объём памяти, чем зрячим.
При нарушении зрения происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося для закрепления связей и количества подкреплений.
Образование у слепых точных простых движений требует 6-8 повторений, что значительно больше, чем у зрячих сверстников.
Характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала.
Слабая сохранность зрительных мнемических образов.
Кратковременный и долговременный объём осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников оказывается высоким.
Образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.
Билет № 12
1.Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
На наш взгляд, при выборе диагностически значимых признаков социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо исходить из анализа общего уровня социального развития подростка и при этом руководствоваться следующими принципами: -принцип доступности для наблюдения, осуществляемого в процессе воспитательно-профилактической работы, поскольку этот метод является основным при изучении личности трудновоспитуемого учащегося теми лицами, которые непосредственно работают с ним;
- эти признаки должны быть ориентированы не на одноразовые, одномоментные срезы, выявляющие сиюминутные личностные проявления, а на длительное лонгитюдное изучение;
- учитывая, что процесс формирования личности, процесс се социального развития, социализации обусловливается самыми разнообразными факторами, необходимо, чтобы диагностически значимые критерии и признаки отражали не только особенности поведения учащихся в условиях школьного учебно-воспитательного процесса, но и распространялись и на другие каналы и институты социализации;
-диагностически значимые
показатели должны отражать
- при оценке содержания усваиваемого опыта важно выявить, как происходит формирование личности в таких основных сферах социализации(«человек и профессия», «человек и общество») а также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые и поведенческие характеристики и проявления.
Следовательно были выделены следующие эмпирические признаки, позволившие путем экспертного оценивания выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков:
- Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений
- Степень сознательности
и дисциплинированности по
- Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов
- Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми
- Коллективистские проявления,
способность считаться с
- Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников
- Самокритичность, наличие навыков самоанализа
- Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия
- Волевые качества. Невосприимчивость
к дурному влиянию.
- Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость)
- Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).
2.Развитие ощущений, восприятий, речи у детей с нарушением зрения.
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА – это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире.
Процесс
формирования образов внешнего
мира при нарушении зрения
находится в прямой
Примерно 90% информации человек получает через зрение.
Нарушение
деятельности зрительного
У слепых,
имеющих остаточное зрение, и
слабовидящих зрительное
При остаточном
зрении и слабовидении. Когда
зрительные стимулы неточно
Избирательность восприятия.
ПРЕДМЕТНОСТЬ – основной результат процесса восприятия, её уровень определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура.