Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка
1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.
1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии. Общей, главной задачей явл. выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деят-ти и образовательного процесса. Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
2.Структура пед.психологии. Связь с др.науками.
Пед.психология имеет определенную структуру, в ее состав входят:
Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.
3.Основные проблемы пед.психологии.
В пед. психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.
Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что: во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец; во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психолог. качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.
Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым пед. воздействием на ребенка и его психологическим развитием.Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. Шестой явл. проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (не способность к усвоению пед. воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали). Восьмой проблемой явл. обеспечение индивидуализации обучения (необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям). Последняя проблема - это проблема социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.
4.Этапы становления пед.психологии.
Первый этап — с середины XVII в. и до конца XIX в.— может быть назван обще-дидактическим с явно «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период, прежде всего представлен именами самого Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Герберта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие пед. психологии определяется, прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.
Второй этап длился с конца XIX в. до середины XX в. В этот период пед. психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий, ориентируясь и используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований. Пед. психология развивается и оформляется одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных пед. систем, например системы М. Монтес-сори.
Основанием для выделения третьего этапа развития пед. психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ пед. психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х годах Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В этот же период С.Л. Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний. направления в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60—70-е годы). Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.
5.Предмет, задачи и методологические принципы возрастной психологии.
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, закономерности и факты развития психических процессов и психических свойств личности на разных этапах ее индивидуальной жизни. Задачи возрастной психологии. 1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);3. Соотношение и влияние задатков и способностей;
4. Соотношение интеллектуальных
и личностных изменений в
5. Изучение кризисных и
стабильных периодов в развитии
6. Влияние семьи на психическое развитие;
7. Проведение
8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.
6.Основные проблемы возрастной психологии. Психология решает широкий спектр задач в различных сферах жизни. Каждая задача связана с какой-то научной проблемой. Рассмотрим основные проблемы, выделенные Р.С.Немовым.
1-я проблема: органическая и средовая обусловленность психического и поведенческого развития. 2-я пр.: влияние стихийных факторов и организованного обучения и воспитания на развитие детей. 3-я пр.: соотношение задатков и способностей. 4-я пр.: сравнительное влияние эволюционных, революционных и ситуационных изменений на психическое развитие и поведение детей. 5-я пр.: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии человека.
7.Методы исследования
в возрастной психологии. Методы исследования в возрастной
психологии классифицируются на 5 групп. 1-я группа- организационные
методы.К ним относят сравнительный
(сопоставление данных разных возрастных
выборок),лонгитюдный(
8.Генотипическая и средовая обусловленность развития ребёнка.
Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания-с возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств ребенка.
Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Главный вопрос состоит в выяснении того, как соотносятся эти два процесса друг с другом. Одна из точек зрения на данную проблему, представляющая в настоящее время в основном исторический интерес, заключается в утверждении, что становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. В процессе онтогенетического психологического и поведенческого развития организма согласно данной точке зрения нет ничего такого, что хотя бы в зародыше не содержалось в генотипе. Все, что появляется далее в процессе развития, изначально имеется в виде задатков, которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма. Эту концепцию называют эволюционной теорией развития. Одно из значений слова эволюция - развертывание.
Другую и также не очень популярную в наши дни теорию именуют революционной теорией развития. Она представляет собой другую крайность в позициях и практически полностью отвергает какое бы то ни было значение генетических факторов в развитии. Сторонники этой теории все развитие сводят к разнообразным воздействиям среды и утверждают, что .1/ любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.
Третья точка зрения, именуемая вероятностной, или стохастической, теорией развития, имеет в -настоящее время больше всего сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Этот результат также не может быть полностью произвольным, совершенно не зависящим от генотипа. Изменения, происходящие на каждой ступени, развития, связаны и с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни организма (индивида). То, что он приобретает на каждой ступени развития, зависит основном лишь от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.
Четвертую, также достаточно распространенную точку зрения можно было бы назвать функциональной. Соответствующая ей функциональная теория развития утверждает, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В ней в качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики.
9.Теории развития в возрастной психологии.
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория |
Автор |
Метод |
1. Рекапитуляции |
С. Холл |
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей. |
2. Трех ступенчатого развития |
К. Бюллер |
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки. |
3. Нормативный подход (не
является самостоятельной |
Л. Гезелл, Л. Термен. |
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики. |
4. «Чистой доски» |
Скиннер, Торндайк |
Лабораторный (обучающий) эксперимент. |
5. Конвергенции двух факторов |
В. Штерн |
Наблюдение, биографический метод. |
6. Психодинамическая концепция развития личности |
З. Фрейд А. Фрейд |
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий). |
7. Эпигенетическая концепция |
Э. Эриксон |
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики. |
8. Концепция развития интеллекта |
Ж. Пиаже |
Клиническая беседа |
9. Культурноисторическая |
Л.Выготский |
Эксперимент (развитие понятий) |