Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка
1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.
10.Роль Л.С.Выготского
в развитии возрастной
В анализе когнитивного развития ребенка Л. С. Выготский предлагал различать два уровня. То, что ребенок может делать и понимать сам, - это его реальный уровень развития, а то, что он может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников, -это зона его ближайшего развития. Ближайший уровень показывает возможности, реальный - обученность.
Переход из зоны ближайшего развития на уровень реального, актуального развития происходит в обучении, как в школе, так и в жизни. Именно обучение движет развитие и ведет его за собой.
Периоды психического развития определились эмпирически и потому совпадают у разных авторов. Л. С. Выготский предложил научные основания периодизации, выделяя два критерия: динамический и содержательный. Согласно первому критерию период рассматривается как спокойный, литический, или бурный, критический. По второму критерию выделяют новообразования, характерные для данного возраста: тип интеллекта, вид деятельности, личностная позиция и т. д. Он подробно охарактеризовал критические периоды: кризис новорожденное™, кризис одного года, трех лет, семи лет, тринадцати, семнадцати. В каждом выделены как разрушительные тенденции, так и созидательные, положительные, составляющие личностный рост.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.
2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.
3. Каждая функция, каждая
сторона детской психики
11.Периодизации психического развития.
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы
характерно построение
1) Периодизация Рене Заззо
(системы воспитания и
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с сущ-ными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.
0-8 мес.-2,5 года - беззубое детство
2,5- 6,5 лет - детство молочных зубов
6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Для второй группы
характерно построены на
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
12.Психологические
особенности младенческого
Новорожденный (от момента рождения до одного-двух месяцев). Ребенок рождается более беспомощным, чем детёныши подавляющего большинства животных. Он обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно- рефлекторных форм поведения, приспособлений к внешней среде. Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка – он обладает почти безграничными возможностями умственного развития, усвоения нового опыта приобретения новых форм поведения, присущих человеку. Отличительная особенность развития новорожденного та, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем соматические (телесные) движения, причем особенно интенсивно формируется деятельность высших анализаторов – зрения и слуха. На этой основе развивается ориентировочный рефлекс и начинают складываться все более разнообразные Условно рефлекторные связи. Появляется «комплекс оживления» - это реагирование на появление взрослого, что принято считать концом периода новорожденности и началом младенчества.
Младенчество (от одного-двух месяцев до одного года), жизнь младенца зависит целиком от взрослого (кормит, купает, пеленает, переворачивает, берет на руки, прогуливает, убаюкивает, учит говорить, ходить и др.) К концу первого года жизни младенец начинает понимать некоторые слова и произносить первые слова. Выброшенный по воле случая из человеческого окружения, человеческий детёныш не поднимается в своем развитии до человеческих возможностей. Только благодаря социальному окружению и обучению из ребенка формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность (способность), повторяя за взрослыми многие действия. Преднамеренность действий и подражание свидетельствуют об интенсивно развивающемся интеллекте. Мышлению ребенок учится в действии, подражая своим собственным и чужим движениям.
13.Общая хар-ка развития ребёнка в раннем возрасте. Центральные новообразования в раннем возрасте. Особенности познавательных процессов в раннем возрасте.
Многие психологи считают, что середина пути психологического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относится к трём годам. Трёхлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребёнок трёх лет достаточно активен и понятен окружающим. Уже проявляются особенности его характера и темпераментности. Л.Н.Толстой говорил: «От пяти лет до меня – один шаг. От новорожденного до пяти лет – вечность. От зародыша до новорожденного – пучина. От небытия до зародыша – непознанность».
На психическое развитие ребенка значительно влияет овладение прямой походкой. Программа локомоции («локо» – место, «моцио» – движение) еще не сложилась и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие, Благодаря способности к передвижению, ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром, Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов. На психическое развитие ребенка в значительной (степени) мере влияет новое развитие предметных действий. Значение вещей, предметов постигается ребенком в раннем детстве. К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности (рисование, пение, лепка, конструирование).
Накопление впечатлений, подчеркнутых в предметной деятельности служат основой для развития речи ребенка. Лишь когда за словом стоят образы реального мира, усвоение этого слова идет успешно. Если ребенок по каким-либо причинам лишён в эти годы необходимых условий для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудным, т.к. этот возраст наиболее сензитивен (чувствителен) к развитию речи: именно в это время усвоение речи происходит с наибольшей эффективностью.
Ранний детский возраст
– период формирования
Развитие речи предполагает
овладение звуковой стороной
и грамматическим строем
Умственное развитие ребенка в раннем детстве.
Наряду со зрительным восприятием в раннем детстве развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако, совершенствования фонематического слуха происходит и в последующие годы.
Особенно важно для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослыми.
На третьем году жизни в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг – начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Она состоит в возможности использовать один объект в качестве заменителя другого. При этом вместо действия с предметами выполняются действия с их заменителями.
Использование различных
знаков и их систем – самая
характерная особенность
14.Кризис 3 лет. Кризис 3 лет-один из возрастных кризисов, возникающий на рубеже перехода ребёнка с раннего детства в дошкольное детство, и связанный с развитием самооценки, стремлением делать все самому.
Симптоматикой, предшествующей возникновению данного кризисного периода в развитии являются: острый интерес к своему изображению в зеркале; ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других; озабоченность собственной эффективностью в своих делах, острое реагирование на неудачу.
Кризис 3 лет-один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Л.С.Выготский назвал кризис 3 лет кризисом отношений, т.к.во многом он обусловлен неспособностью взрослых перестроить систему отношений с ребёнком по мере роста его самостоятельности и активности.
Л.С.Выготский на основе работы Э.Келер описывает 7 хар-к кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и своенравие, протест-бунт, обесценивание требований, деспотизм. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к самому себе.
15.Социальная ситуация развития дош-ков. Границы дошк.возраста-от 3 до 6(7) лет. Социальная ситуация развития дошк.возраста характеризуется значительным расширением круга общения ребёнка. Впервые он выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром др.людей. Особенно притягателен для дошкольника мир взрослых, в который он пытается войти, чтобы сориентироваться в нём и его познать. Д.Б.Эльконин утверждал, что весь дошк. возраст вращается вокруг взрослого человека, вокруг того, что и как он делает. При этом взрослый, в первую очередь, интересен ребёнку как носитель конкретных общественных функций, как исполнитель социальной роли (мамы, папы, воспитатели).
16.Ведущая роль игры в развитии дош-ка.
Границы дошк.возраста-от 3 до 6 (7) лет. Дош-ки стремятся познать смысл действий взрослых и находят выход: они моделируют жизнь взрослых в особой деятельности - сюжетно-ролевой игре. Игра представляет собой особую форму освоения действит-ти путём её моделирования. Эта деят-ть становится для дош-ков ведущей деят-тью.
Сюжетно-ролевая игра– ведущий вид деят-ти в дошк.возрасте, характеризующийся моделированием жизненных ситуаций и распределением между участниками определенных ролей. Сюжеты ролевых игр отражают ту сферу жизни, которая осваивается дошк-ками. К игровому мат-лу относятся игрушки, атрибуты роли (белый халат врача, фуражка милиционера), предметы-заместители (вместо градусника- карандаш, вместо гаража - коробка).
Кроме сюжетно-ролевых игр, дошк-ки активно играют в подвижные игры. Структура подвижных игр включает в себя игровые действия, правила, материал, а также нередко роль и сюжет.
Сущ-ет группа игр, организуемых взрослыми для обучения детей, получивших название дидактических. Их структура состоит из дидактической и игровой задач, игровых действий, правил, результата, дидактич. материала, сюжета и ролей.
17.Развитие познавательных процессов дош-ков. В познават.сфере у ребёнка наблюдаются следующие изменения: 1. Восприятие становится более осмысленным и произвольным; активно осваиваются сенсорные эталоны, позволяющие более точно оценивать цвет, форму и величину объектов. 2. Благодаря развитию речи и познавательных интересов повышаются концентрация, объём устойчивость внимания, развивается произвольное внимание. 3. Память в дошк.возрасте явл. доминирующим психическим процессом. Благодаря ей ребёнок с лёгкостью запоминает самый разнообразный материал. 4. Развитие различных видов мышления идёт по след.направлениям: происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, наблюдается улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти, начинает активно формироваться словесно-логическое мышление путём использования речи как средства постановки и решения интеллект-х задач. 5. Очень активно развивается речь, возрастает её выразительность, логичность, осознанность, значительно расширяется словарный запас. 6. Благодаря игре, изобразительной деят-ти развивается воображение дошк-ка, которому свойственны яркая эмоциональная окраска, фантазии.
18.Особенности речи дошк-ков.
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.