Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

28.Самопознание  и самооценка ребёнка в мл.шк.возрасте.  Развитие самопознания позволяет мл.шк-ку активно использовать механизм рефлексии. Рефлексия – процесс самопознания индивидом своих психических процессов и состояний. Благодаря рефлексии мл.шк-к выстраивает образ «Я», на основе которого формируется самооценка. На хар-р самооценки решающее значение оказывают оценки, даваемые ребёнку значимыми людьми. Учитывая, что важнейшей частью жизни для него становится школа, то и на самооценку большое влияние оказывают оценки, выставляемые учителем по результатам уч.деят-ти. Дети, которые учатся хорошо, как правило, имеют более высокую самооценку. Однако это не значит, что ученики со средними и низкими показателями в учёбе однозначно будут иметь заниженную самооценку. Многое зависит от позиции родителей и педагога, от того насколько они смогут создать оптимальные условия для самореализации ребёнка не только в учёбе, но и в других сферах.

29.Психологические  новообразования в мл.шк.возрасте.

 Развитие восприятия. Развитие отдельных физиологических  процессов осуществляется на  протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия ( у них наблюдается высокая острота зрения, слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самых воспринимаемых свойств и качеств предметов.

 Возможность ребенка  анализировать и дифференцировать  воспринимаемые предметы связаны  с формированием у него более сложного вида деятельности, чем просто ощущение. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения, Далее восприятие становится становится целенаправленным.

 При достаточно развитом  наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.

 Развитие внимания. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания, Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяются яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его могут не интересовать. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием. Произвольное внимание, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – это важное приобретение младшего школьного возраста.

 Развитие внимания  в младшем школьном возрасте  связно с чередованием непроизвольного  и произвольного внимания, а также с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий.

 Развитие памяти. Семилетний  ребенок, пришедший в школу, запоминает  по преимуществу буквально внешние  яркие и эмоционально впечатляющие  события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого начала требуют от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем руководствоваться ими в своем поведении или уметь воспроизводить их на уроке.

 Запоминание уч. материала предполагает особую выучку, без которой память шк-ка остается невооруженной и неорганизованной, т.е. «плохой памятью», когда шк-ки стремятся непосредственно запомнить то, что требует специального разбора, группировки и сопоставления. Формирование этих приемов работы уч. материалом выступает как наиболее эффективный путь воспитания «хорошей памяти». В этом процессе нужно умело использовать произвольный и непроизвольный виды запоминания как в работе со словесными. Так и в работе с наглядным материалом .

 Развитие воображения. Развитие способности к воображению  проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы  весьма приблизительно характеризуют  реальный объект (бедны деталями). В конце 2 класса, а затем в 3 классе наступает вторая стадия. Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях, Стремление младших школьников указывать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения.

 Развитие мышления. В  развитии мышления младших школьников  также наблюдается две основные  стадии. На первой стадии (1-2кл.) мышление  преимущественно наглядно-действенное или его еще называют практически- действенным или чувственным. Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным давлением броских признаков предметов. Вторая стадия (3 класс) развития мышления связана с овладением уч-ся родовыми соотношениями между отдельными признаками понятий. Т.е. классификацией (напр, «стол» - имя существительное). Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию. След. этапом более сложного вида мышления является абстрактное, отвлеченное, теоретическое мышление (пример: 1+1= ).

30.Мл.шк-ки «группы  риска».

Особое внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории:

Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

31.Кризис 1 года.

Как указывал Д. Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.

 Этот кризис характеризуется  разрушением прежней социальной  ситуации развития ребенка и  образованием иных форм общения, которые приводят к появлению  и новой социальной ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.

 Это, прежде всего «автономная  речь» ребенка, которую понимает  только его мама. Слова возникают  у ребенка в эмоциональных  ситуациях, которые воспринимаются  им как нечто целое. Такие слова  ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме — это общение, а по содержанию — эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

 Затем ходьба, афферентация  которой еще не налажена. Она  состоит пока в медленном и  неуверенном перемещении, полностью  занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет  каждое его движение.

 Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, — когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

 Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.

 Таким образом, сущность  кризиса одного года заключается  в разрыве полной слитности  ребенка со взрослым. В социальной  ситуации появляются двое —  ребенок и взрослый, изменяется  содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

32.Мотивация учебной  деят-ти. В основе любой активности чел-ка лежат мотивы. Уровень и направленность уч.деят-ти мл.шк-ков также определяется мотивацией.

Мотивация уч.деят-ти – сов-ть мотивов, побуждающих ученика к целенаправленному и системному усвоению системы ЗУНов и определяющих интенсивность и направленность осуществляемых учебных действий.

По мнению, Л.И.Божович, уч.деят-ть ребёнка побуждается двумя видами мотивов. Одна группа (познават.мотивы) порождается самой уч.деят-тью и определяется её содержанием. Другая группа (социальные мотивы) связана с побуждениями, которые порождаются «всей системой отношений, существующих между ребёнком и окруж.действит-тью».

М.В.Матюхина предлагает свою классификацию мотивов:

1.Мотивы, заложенные в самой уч.деят-ти, связанные  с ее рез-том и процессом:1)мотивы, связанные с содержанием учения;2)мотивы, связанные с процессом учения.

2. Мотивы, связанные с косвенным  рез-том учения, с тем, что лежит  все самой уч.деят-ти:1)широкие  социальные мотивы (а)мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем; б)мотивы самоопределения); 2) узколичные мотивы(а)мотивы благополучия; б)престижные мотивы); 3)отрицательные мотивы (избегание неприятностей, кт могут возникать со стороны учителей, родителей, одноклассников, если шк-к не будет хорошо учиться).

 

 

 

 

33.Психологические  основы уч.деят-ти шк-ков на  разных возрастных этапах. Мл. шк-к (от 7 до 10 лет) — это начало общественного бытия человека как субъекта деят-ти, в данном случае учебной. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологич. развития. Субъективная психологическая готовность выражается в стремлении и желании учиться в школе.

В мл. шк-ном возрасте формируются такие частные виды деят-ти, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная дея-ть, начало конструкторско-композиционной деят-ти.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"