Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка
1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.
28.Самопознание
и самооценка ребёнка в мл.шк.
29.Психологические
новообразования в мл.шк.
Развитие восприятия.
Развитие отдельных
Возможность ребенка
анализировать и
При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.
Развитие внимания. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания, Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяются яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его могут не интересовать. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием. Произвольное внимание, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – это важное приобретение младшего школьного возраста.
Развитие внимания
в младшем школьном возрасте
связно с чередованием
Развитие памяти. Семилетний
ребенок, пришедший в школу, запоминает
по преимуществу буквально
Запоминание уч. материала предполагает особую выучку, без которой память шк-ка остается невооруженной и неорганизованной, т.е. «плохой памятью», когда шк-ки стремятся непосредственно запомнить то, что требует специального разбора, группировки и сопоставления. Формирование этих приемов работы уч. материалом выступает как наиболее эффективный путь воспитания «хорошей памяти». В этом процессе нужно умело использовать произвольный и непроизвольный виды запоминания как в работе со словесными. Так и в работе с наглядным материалом .
Развитие воображения.
Развитие способности к
Развитие мышления. В
развитии мышления младших
30.Мл.шк-ки «группы риска».
Особое внимание всегда требуется детям "группы риска", а это следующие категории:
Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.
Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
31.Кризис 1 года.
Как указывал Д. Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.
Этот кризис характеризуется
разрушением прежней
Это, прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме — это общение, а по содержанию — эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.
Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.
Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, — когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.
Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.
Таким образом, сущность
кризиса одного года
32.Мотивация учебной деят-ти. В основе любой активности чел-ка лежат мотивы. Уровень и направленность уч.деят-ти мл.шк-ков также определяется мотивацией.
Мотивация уч.деят-ти – сов-ть мотивов, побуждающих ученика к целенаправленному и системному усвоению системы ЗУНов и определяющих интенсивность и направленность осуществляемых учебных действий.
По мнению, Л.И.Божович, уч.деят-ть ребёнка побуждается двумя видами мотивов. Одна группа (познават.мотивы) порождается самой уч.деят-тью и определяется её содержанием. Другая группа (социальные мотивы) связана с побуждениями, которые порождаются «всей системой отношений, существующих между ребёнком и окруж.действит-тью».
М.В.Матюхина предлагает свою классификацию мотивов:
1.Мотивы, заложенные в самой уч.деят-ти, связанные с ее рез-том и процессом:1)мотивы, связанные с содержанием учения;2)мотивы, связанные с процессом учения.
2. Мотивы, связанные с косвенным
рез-том учения, с тем, что лежит
все самой уч.деят-ти:1)
33.Психологические основы уч.деят-ти шк-ков на разных возрастных этапах. Мл. шк-к (от 7 до 10 лет) — это начало общественного бытия человека как субъекта деят-ти, в данном случае учебной. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологич. развития. Субъективная психологическая готовность выражается в стремлении и желании учиться в школе.
В мл. шк-ном возрасте формируются такие частные виды деят-ти, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная дея-ть, начало конструкторско-композиционной деят-ти.