Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

48.Кризис 40 лет. Коррективы  жизненного замысла. Отношения с  детьми в зрелом возрасте. Зрелость  и психологический возраст.  Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь ч-ка вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции". Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, ч-к прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что ч-к мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого ч-ка - вырастить своих детей. И тут надо помнить, что особенности отношений между родителями и детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания. 
 Существуют и определенные сложности взаимоотношений, когда дети вырастают. Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:  - хронологический (паспортный), - физический (биологический), - психологический. Понятие "психологический возраст" - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст. Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени. 

49.Понятие психического  развития. Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окруж. среде и даже создаются нек. предпосылки усвоения той или иной культуры.

Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических ф-ций; возникновение нового уровня решения интел-ных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психич. процессов ч-ка.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста хар-ре изменений. В нек. случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие нек. ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

50.Стили руководства  в пед.деят-ти. Стиль пед. деят-ти, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль пед.деят-ти выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деят-ти — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особен­ности; б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В пед. деят-ти, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации де­ятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения. При этом под стилем общения, согласно В.А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

Стили пед. деят-ти прежде всего подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием.

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом:

— стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

— стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на педагогической деятельности в целом. «Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми»;

— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;

— стиль общения — устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.

 

 

 

51.Пед.профессия  в системе др.профессий, ее функции и структура. Пед. профессия—род деят-ти, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.

В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек—Природа», «Человек—Техника», «Человек—Знак», «Человек—Образ», «Человек—Человек».

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

52.Сущность и структура пед. взаимодействия. Сущностью пед. взаимодействия явл. прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. В структуре пед. взаимодействия выделяют три компонента:

Отношения (внутренняя основа взаимодействия, включающая мысли, переживания, образы);  Педагогическое общение (внешне наблюдаемые вербальные и невербальные акты коммуникации); Совместная деятельность (внешняя преобразующая активность субъектов образовательного процесса).

53.Механизмы формирования  личности в процессе воспитания. Психологическая сущность воспитания не может  быть понята без анализа психологических механизмов формирования личности. К основным механизмам формирования личности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Они являются стихийными механизмами, поскольку человек, подвергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в развитии человека вместе с сознательными формами самовоспитания.

Рассмотрим функционирование механизма сдвига мотива на цель. Этот процесс подчиняется правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положит.эмоциями, превращается в самост.мотив. Большая роль в передаче личностного опыта принадлежит косвенным влияниям: через личный пример, подражание. Соответствующий механизм получит название механизма идентификации.

54.Психологическая  хар-ка пед.общения. Педагогическое общение -- непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.

Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. По мнению Е. П. Ильина, среди них следуют назвать внешние и внутренние факторы общения, связанные с личностными особенностями учителя. Внешние факторы общения включают ситуацию, в которой проходит общение, обстановку общения, личностные особенности учащихся.

К внутренним факторам педагогического общения можно отнести особенности самого учителя. Особое значение для организации эффективного педагогического общения имеет педагогический такт, который предполагает естественность и простоту в общении, требовательность без придирчивости, внимательность и чуткость по отношению к ребёнку.

Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:

§Познавательная;§Обмен информацией; §Организационная; §Регулятивная; §Экспрессивная.

Российский автор И. А. Зимняя выделяет ещё две функции педагогического общения:

§Обучающая функция;     §Функцию облегчения, фасилитации общения.

Этапы педагогического общения :

1.Моделирование педагогам предстоящие общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).

2.Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

3.Управления общения в педагогическом процессе.

4.Анализ осуществлённой системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деят-ть.

55.Конфликты в  пед.взаимодействии. Педагогический конфликт можно рассматривать как частный вид конфликта, который связан с педагогической деятельностью.

Пед. конфликт-столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед. взаимодействия.

Выделяют следующие особенности педагогических конфликтов:

1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта (школа – модель общества, где ученики усваивают соц. нормы отношений между людьми).

2.Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

3.Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности  за ошибки.

4.Различное понимание событий и их причин участниками ( конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному ).

5.Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6.Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7.Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

56.Стили пед.общения  по В.Кан-Калику. Барьеры в пед.общении. В А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

§Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом.

§Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом.

§Общение-дистанция. Суть данного стиля пед. общения в том, что в системе взаимоотношений педагога и уч-хся постоянно в кач-ве важного ограничителя фигурирует дистанция. “Вы не знаете-я знаю”

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"