Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка
1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.
48.Кризис 40 лет. Коррективы
жизненного замысла. Отношения с
детьми в зрелом возрасте. Зрелость
и психологический возраст. Часть людей проживает еще один
"внеплановый кризис" 40 лет (бывает
раньше и позже). Это как бы повторение
кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если
кризис 30 лет не привел к должному решению
проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается
и обострением семейных отношений. Дети,
как правило, вырастают и начинают жить
своей жизнью, умирают некоторые близкие
родственники и родственники старшего
поколения. Утрата непосредственного
участия в жизни детей способствует окончательному
осознанию характера супружеских отношений.
Зачастую бывает, что кроме детей супругов
ничто значимое для них обоих не связывает.
В случае возникновения кризиса 40 лет,
человеку вновь приходится перестраивать
свой жизненный замысел, вырабатывать
новую "Я - концепцию". Этот кризис
может серьезно изменить жизнь ч-ка вплоть
до смены профессии и создания новой семьи.
Кризис 40 лет говорит еще об одном важном
новообразовании зрелости: коррективах
жизненного замысла и связанных с ними
изменениях "Я - концепции". Швейцарский
психолог Э. Клапаред полагал, что достигая
в зрелости своего расцвета и пика профессиональной
продуктивности, ч-к прекращает свое развитие,
останавливается в повышении своего профессионального
мастерства, творческого потенциала и
т.д. Затем наступает спад, постепенное
убывание профессиональной продуктивности:
все лучшее, что ч-к мог сделать в своей
жизни, остается позади, на уже пройденном
отрезке пути. Зрелость - время продуктивности
во всех сферах жизни. Одна из самых важных
задач взрослого ч-ка - вырастить своих
детей. И тут надо помнить, что особенности
отношений между родителями и детьми определяются
не только на эмоциональной основе, но
и стилем воспитания.
Существуют и определенные сложности
взаимоотношений, когда дети вырастают.
Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих
друг с другом возраста: - хронологический
(паспортный), - физический (биологический),
- психологический. Понятие "психологический
возраст" - каким человек себя чувствует
и осознает. Он во многом влияет на физический
возраст. Психологический возраст - возрастная
идентификация, которая может быть разной
степени осознанности - это аспект самосознания,
связанный с представлениями о времени.
49.Понятие психического развития. Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.
Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окруж. среде и даже создаются нек. предпосылки усвоения той или иной культуры.
Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических ф-ций; возникновение нового уровня решения интел-ных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психич. процессов ч-ка.
Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста хар-ре изменений. В нек. случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие нек. ее способностей.
Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.
50.Стили руководства в пед.деят-ти. Стиль пед. деят-ти, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль пед.деят-ти выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деят-ти — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенностей самой деятельности и в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В пед. деят-ти, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения. При этом под стилем общения, согласно В.А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Стили пед. деят-ти прежде всего подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием.
Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом:
— стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;
— стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на педагогической деятельности в целом. «Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми»;
— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;
— стиль общения — устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.
51.Пед.профессия в системе др.профессий, ее функции и структура. Пед. профессия—род деят-ти, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек—Природа», «Человек—Техника», «Человек—Знак», «Человек—Образ», «Человек—Человек».
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
52.Сущность и структура пед. взаимодействия. Сущностью пед. взаимодействия явл. прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. В структуре пед. взаимодействия выделяют три компонента:
Отношения (внутренняя основа взаимодействия, включающая мысли, переживания, образы); Педагогическое общение (внешне наблюдаемые вербальные и невербальные акты коммуникации); Совместная деятельность (внешняя преобразующая активность субъектов образовательного процесса).
53.Механизмы формирования
личности в процессе
Рассмотрим функционирование механизма сдвига мотива на цель. Этот процесс подчиняется правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положит.эмоциями, превращается в самост.мотив. Большая роль в передаче личностного опыта принадлежит косвенным влияниям: через личный пример, подражание. Соответствующий механизм получит название механизма идентификации.
54.Психологическая хар-ка пед.общения. Педагогическое общение -- непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.
Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. По мнению Е. П. Ильина, среди них следуют назвать внешние и внутренние факторы общения, связанные с личностными особенностями учителя. Внешние факторы общения включают ситуацию, в которой проходит общение, обстановку общения, личностные особенности учащихся.
К внутренним факторам педагогического общения можно отнести особенности самого учителя. Особое значение для организации эффективного педагогического общения имеет педагогический такт, который предполагает естественность и простоту в общении, требовательность без придирчивости, внимательность и чуткость по отношению к ребёнку.
Педагогическое общение выполняет ряд специфических функций. Среди них:
§Познавательная;§Обмен информацией; §Организационная; §Регулятивная; §Экспрессивная.
Российский автор И. А. Зимняя выделяет ещё две функции педагогического общения:
§Обучающая функция; §Функцию облегчения, фасилитации общения.
Этапы педагогического общения :
1.Моделирование педагогам предстоящие общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).
2.Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
3.Управления общения в педагогическом процессе.
4.Анализ осуществлённой системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деят-ть.
55.Конфликты в пед.взаимодействии. Педагогический конфликт можно рассматривать как частный вид конфликта, который связан с педагогической деятельностью.
Пед. конфликт-столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед. взаимодействия.
Выделяют следующие особенности педагогических конфликтов:
1. Профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуации конфликта (школа – модель общества, где ученики усваивают соц. нормы отношений между людьми).
2.Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
3.Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4.Различное понимание событий и их причин участниками ( конфликт глазами учителя и ученика видится по-разному ).
5.Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6.Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7.Конфликт педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
56.Стили пед.общения по В.Кан-Калику. Барьеры в пед.общении. В А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
§Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом.
§Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом.
§Общение-дистанция. Суть данного стиля пед. общения в том, что в системе взаимоотношений педагога и уч-хся постоянно в кач-ве важного ограничителя фигурирует дистанция. “Вы не знаете-я знаю”