Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 13:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи пед.психологии.
Предметом пед. психологии явл. изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя). Задачи пед. психологии.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми в сверстниками создает благоприятные условия для развития речи:. обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главнымобразом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания) . Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...).

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

19.Развитие эмоционально-мотивационной  сферы дош-ков. В основе поведения ребёнка лежат след.мотивы:1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, их стремлением быть похожими на взрослых.2. Игровые мотивы (связаны с интересом к самому процессу игры).3. Мотивы, установления и сохранения положительных взаимоотношений с окружающими.4. Мотивы самоутверждения (связанные с притязанием ребёнка на уважение и внимание других).5. Соревновательные мотивы (стремление ребёнка выиграть, победить, быть лучше других).6. Познавательные мотивы (стремление получить новые сведения об окруж.мире).7. Нравственные мотивы (отношение ребёнка к другим людям).8. Общественные мотивы (желание сделать что-то для других людей, принести им пользу).

Развитие эмоциональной сферы в дошк. детстве идёт очень интенсивно и по различным направлениям. Одним из важнейших направлений явл.развитие высших чувств дош-ков (интеллектуальных, эстетических, моральных), которое тесно связано с формированием понятий о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – с развитием познавательных потребностей.

20.Развитие самосознания  и самооценки дош-ков.

Особенности развития самосознания и самооценки. Мы видели, что одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

 Предпосылка развития  самосознания — отделение себя  от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

 Нет еще сколько-нибудь  обоснованного и правильного  мнения о себе и у младшего  дошкольника, который попросту приписывает  себе все положительные, одобряемые  взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

 Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

 Самостоятельная оценка  ребенком других людей, их поступков  и качеств первоначально зависит  от его отношения к этим  людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой.

 Но постепенно оценка  поступков и качеств персонажей  отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» — «Плохо».—: «Почему он плохо сделал?» — «Потому что раздавил теремок».— «Тебе медведь нравится или нет?» — «Нравится. Я люблю мишек».

21.Кризис 7 лет. В основе кризиса 7 лет лежит симптом, который Л.С.Выготский обозначил как «симптом потери непосредственности». Он заключ.в том, что между желанием что-то сделать и самой деят-тью возникает новый момент – прогнозирование последствий деят-ти. Впервые отчётливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Дош-ник утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которая ему была преимущественно свойственна до этого. Во многом это обусловлено развитием рефлексии, осознанием себя, попыткой понять мотивы и объяснить те или иные поступки других людей. В качестве симптомов кризиса 7 лет выделяются: 1. Потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребёнка); 2. Манерничание (ребёнок что-то из себя строит, что-то скрывает); 3. Симптом «горькой конфеты» (ребёнку плохо, но он старается этого не показывать). Ребёнок может начать замыкаться, перестаёт следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения, становится неуправляемым.

22.Психологическая  готовность дош-ков к обучению  в школе. Психологич.готовность к обучению в школе – необходимый для успешного начала учебной деят-ти ребёнка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сфер, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться. Важнейшие компоненты этой готовности – интеллектуальная, мотивационная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовности.

Интеллектуальная готовность – уровень развития познавательных процессов ребёнка, достаточный для усвоения учебной программы.

Мотивационная готовность – устойчивое стремление ребёнка к новой школьной жизни.    

Социально-психологическая гот-ть – готовность ребёнка к взаимодействию с другими людьми.

Эмоционально-волевая гот-ть – способность ребёнка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деят-ти.

Все перечисленные компоненты готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребёнка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деят-тью.  

 

 

 

 

 

 

23.Анатомно-физиологические  особенности у мл.шк-ков. Физиологические изменения в мл. шк-ном возрасте существенны, но при этом развитие происходит плавно, постепенно.

Формируются все изгибы позвоночника, однако еще не завершено окостенение, что делает детский позвоночник уязвимым к деформациям, отсюда следуют требования к посадке, мебели, обеспечению обязательной двигательной активности (не менее половины времени пребывания в школе ребенок должен находиться в движении).

Крепнут связки, мышцы (особенно крупные), мелкая же мускулатура отстает в развитии. У семилетних детей из-за слабого развития мелкой мускулатуры кисти возможно ее быстрое уставание, а от него — тремор руки и «дрожащие» линии при письме. Этот факт требует соблюдения режима письма: продолжительность письма первоклассников не должна превышать пяти минут, с последующим отдыхом и упражнением для кисти.

Интенсивно растет сердечная мышца. Сердце становится выносливее к нагрузкам. Интенсивно снабжение кровью головного мозга, он увеличивается в массе, приближаясь к взрослым размерам. Особенно увеличиваются лобные доли. Изменяется взаимоотношение возбуждения и торможения в пользу последнего, но возбудимость пока еще велика.

К 7 годам заканчивается миелинизация нервных волокон, что повышает резистентность нервной системы и защитные возможности организма в целом: повышается даже устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям.

В возрасте от 6 до 9-11 лет устанавливается выраженное одностороннее доминирование руки и всех симметричных частей тела, наделенных автономной двигательной функцией. Установлено, что преобладающее большинство детей становится правшами, левши встречаются реже. Но если практика указывает на четкую леворукость, ребенок должен писать доминирующей рукой.

В целом к семилетнему возрасту отмечается физиологическая готовность к обучению.

24.Общая хар-ка  социальной ситуации развития в мл.шк.возрасте. Социальная ситуация развития – специфическая для конкретного периода жизни система отношений человека с окруж.действит-тью. Эту специфику определяют 2 группы факторов: внутренние и внешние, между которыми часто наблюдаются «несовпадения», которые выражаются в соответствующих противоречиях. Внутренние факторы для ребёнка мл.шк.возраста – это те психологические новообразования, которые появляются в конце дошк.возраста (начало развития произвольности; формирование устойчивых чувств; появление внутренних норм регуляции своего поведения). Внешние факторы связаны с условиями социальной микросреды (взаимодействие в семье, со сверстниками; отношение к ребёнку со стороны других людей). Эти факторы и определяют особенности социальной ситуации развития и выделение учебной деят-ти в качестве ведущей в мл.шк.возрасте.

25.Развитие познавательных  процессов у мл.шк-ков. Важнейшей характеристикой психического развития мл. шк-ка явл. развитие произвольности его познавательных процессов. Это существенно отражается на внимании ребёнка. Произвольное внимание в этот период «поднимается» на новую ступень развития. Внимание мл.шк-ков характеризуется небольшим объёмом и устойчивостью.

 В основе развития памяти мл.шк-ка лежит уч.деят-ть. Усвоение новых знаний предопределяет развитие у ребёнка произвольной памяти. Мл.шк-к должен запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что интересно, а то, что требует уч.деят-ть. В уч.деят-ти запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный хар-р.

Для мл.шк.возраста характерно дальнейшее развитие механической памяти.

В мл.шк.возрасте наблюдается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что выражается в способности мл.шк-ка логически рассуждать.

С развитием мышления непосредственно связано развитие речи. В период мл.шк.возраста изучение речи для ребёнка становится целенаправленной деят-тью.

Развитие речи во многом отражается на таком важном познават.процессе, как воображение. Воображение задействуется ребёнком в различных видах деят-ти. Развитие воображения происходит в свободной, определяемой самим ребёнком деят-ти – в игре, творчестве, во взаимодействии со сверстниками в свободное от учёбы время.

26.Структура учебной  деят-ти. Уч.деят-ть – деят-ть, направленная на преобретение индивидом новых ЗУНов или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде. Структурный анализ уч.деят-ти позволяет выделить 5 компонентов:1)мотивацию,2)учебную задачу, 3)учебные действия, 4)контроль, 5)оценку.

По мнению, Л.И.Божович, уч.деят-ть ребёнка побуждается двумя видами мотивов. Одна группа (познават.мотивы) порождается самой уч.деят-тью и определяется её содержанием. Другая группа (социальные мотивы) связана с побуждениями, которые порождаются «всей системой отношений, существующих между ребёнком и окруж.действит-тью».

Учебная задача представляет собой определённое задание, постановка которого имеет важнейшее значение для освоения учебного действия.

Учебное действие как структурный компонент уч.деят-ти подчинено учебной цели и включает сов-ть операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи.

Контроль и оценка явл.важнейшими компонентами уч.деят-ти. Контроль – структурный компонент уч.деят-ти, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной уч.задачей. Оценка призвана подвести итог какого-либо этапа уч.деят-ти.

27.Развитие мотивации  достижения успехов в мл.шк.возрасте. На мотивацию учебно-познавательной деят-ти влияют различные факторы. Наблюдаются отличия в мотивации достижения у учеников с разной успеваемостью. У детей с высокой успеваемостью более выражена мотивация достижения успеха, у детей с низкой – мотивация избегания неудачи (хотя последний мотив часто наблюдается и у хорошо успевающих учеников). Для первой группы также в большей мере свойственна так называемая престижная мотивация (стремление к соперничеству с одноклассниками).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"